Конспект поурочного плана по учебному предмету Сольфеджио ДПОП на тему Трезвучия главных ступеней. Тоническое трезвучие с обращениями (3 класс)


Конспект поурочного плана по учебному предмету «Сольфеджио»
3 класс (5-летний курс обучения) ДПОП
преподаватель МУДО «Усть-Ордынская ДШИ»
Белобородова Виктория Викторовна
Тема: Трезвучия главных ступеней. Тоническое трезвучие с обращениями.
Цель: закрепить с обучающимися построение и пение трезвучий главных ступеней, обращений Т5/3 в пройденных тональностях
Задачи: 1. Образовательная:
Трезвучия главных ступеней. Тоническое трезвучие с обращениями – правило.
Построить и спеть Т5/3-Т6-Т6/4-S5/3-D5/3 в тональности D-dur.
Спеть гамму D-dur, в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные звуки, мелодический оборот: II-I, III-II-I, IV-III-II-I, V-VI-VII-I.Игра на ф-но аккордов в тональности D-dur: Т5/3-Т6-Т6/4-S5/3-D5/3
Спеть от звука «h» интервалы: ч.4, м.2, м.3, б.2
Спеть от звука «f» вверх аккорды: М5/3 – М6 – М6/4 – D7
№ 299 (I ч.) – простучать ритм, сольмизация, ритмическая импровизация левой руки, с использованием восьмых длительностей и четвертной паузы, спеть по нотам.
№ 52 (II ч.) – пение 2-хголосно.
Игра диктанта №74 с басом, используя I, V, VI cтупени.
Подбор аккомпанемента к № 299 (I ч.), используя t5/3, D5/3, t6/4, D7.
Определить на слух: интервалы, аккорды, лады.
2.Воспитательная: воспитание у обучающихся осознанного отношения к построению трезвучий главных ступеней, обращений Т5/3 и интонации интервалов, аккордов.
3.Развивающая: слух, ритм, речь, память, мышление.
Методы: словесный, наглядный, ретроспективы, сравнения, музыкального обобщения.
Оборудование: фортепиано, доска, мелки.
Раздаточный материал: клавиатуры, ластики, карандаши.
Список литературы и средств обучения
Учебная и методическая литература
И.А. Лазарева, И.В. Казанцева. Программа учебного предмета ПО.02.УП.01. «СОЛЬФЕДЖИО» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» для учащихся 1 – 5 классов. – Срок реализации – 5 лет. – Усть-Ордынский, 2015.
Сольфеджио / Сост. Б. Калмыков, Г. Фридкин. – Ч. 1: Одноголосие. – М.: «Музыка», 1980.
Сольфеджио / Сост. Б. Калмыков, Г. Фридкин. – Ч. 2: Двухголосие. – М.: «Музыка», 2006.
Лежнева О.Ю. Практическая работа на уроках сольфеджио: Диктант. Слуховой анализ: Учеб. пособие для уч-ся 1-8 кл. ДМШ и ДШИ. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Е. Давыдова, С. Запорожец. Сольфеджио для ДМШ 3 класс. – М.: Музыка, 2007.И. Способин. Элементарная теория музыки. – М.: «Кифара», 1998.
Перечень учебно-методических материалов
1.Наглядные пособия для работы на уроках сольфеджио: Клавиатура, столбица, тональный «градусник», пособия по ступеням, пособия по теме: обращения М5/3, Т5/3 с обращениями, трезвучия главных ступеней.
2.Карточки музыкальных обозначений: четвертная пауза, пунктирный ритм.
Ход урока
Вокально-интонационные навыки
1.Спеть гамму D-dur, в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные звуки, мелодический оборот: II-I, III-II-I, IV-III-II-I, V-VI-VII-I.2.Спеть аккорды: Т5/3-Т6-Т6/4-S5/3-D5/3 в тональности D-dur.
3. Спеть от звука «h» интервалы: ч.4, м.2, м.3, б.2
4.Спеть от звука «f» вверх аккорды: М5/3 – М6 – М6/4 – D7
Теоретические сведения
1.Трезвучия главных ступеней. Тоническое трезвучие с обращениями – правило.
Трезвучия главных ступеней называются главными, т.к. они характеризуют лад.
К ним относятся: Т5/3, S5/3, D5/3.
Т5/3 (t5/3) S5/3 (s5/3) D5/3
I IV V
Тоническое трезвучие имеет 2 обращения: секстаккорд и квартсекстаккорд.
Обращением трезвучия называется такой вид трезвучия, в котором будет нижним звуком терция или квинта.
Обращение – это перенос нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз, в результате получается другой аккорд.
Т5/3 (t5/3)
Тоническое трезвучие Т6 (t6)
Тонический секстаккорд Т6/4 (t6/4)
Тонический квартсекстаккордI-III-V III-V-I V-I-III
2.Построить аккорды: Т5/3-Т6-Т6/4-S5/3-D5/3 в тональности D-dur.
3.Игра на ф-но аккордов в тональности D-dur: Т5/3-Т6-Т6/4-S5/3-D5/3
Сольфеджирование и пение с листа
№ 299 (I ч.) – спеть по нотам.
№ 52 (II ч.) – спеть 2-хголосно.
Воспитание чувства метроритма
№ 299 (I ч.) – простучать ритм, сольмизация.
Воспитание творческих навыков
1.№ 299 (I ч.) – ритмическая импровизация левой руки, с использованием восьмых длительностей и четвертной паузы.
2.Игра диктанта № 74 с басом, используя I, IV, V cтупени.

3.Подбор аккомпанемента к № 299 (I ч.), используя t5/3, D5/3, t6/4, D7.
Анализ на слух
Определить на слух: м.3 – м. минор – Б6/4 – б.2 – ч.5 – М6 – ув.2-ч.4 – г. минор – D7 – М5/3 – м.6 – м.7
Д/з
1.№ 299 (I ч.) – играть с аккомпанементом.
2. Построить интервал б.3 на I, IV, V в тональности А-dur.
3.Досочинить мелодию 4 такта на заданный текст и закончить на звуке «ре» (уч. Е. Давыдова, С. Запорожец. Сольфеджио для 3 класса ДМШ. – М.: Музыка, 2007).Д