Интегрированный урок самопознания, познания мира и технологии «Край, где мы с тобой растём» во 2 классе

Интегрированный урок самопознания и познания мира «Край, где мы с тобой растём»
во 2 классе
Цель урока:
Расширение и углубление знаний и представлений учащихся о нашей Родине - Республике Казахстан
Задачи урока:
- Вспомнить сведения о государстве, в котором мы живём.
- Отработать понятия - Родина, Отчизна, Отечество, малая родина.
- Продолжать учить детей работать со словарём.
- Учить анализировать текст, выбирать главное, определять основную мысль.
- Закрепить полученные знания о государственной символике, познакомить с русским и казахским фольклором.
- Изготовить карту «Города Казахстана», продолжать учить детей работать с шаблонами и клеем.
- Развивать ассоциативное мышление, умение анализировать и делать выводы.
Сверхзадача урока:
Прививать ученикам чувство гордости за свою Родину, воспитывать патриотизм
Ключевое понятие: Родина – страна, где человек родился и гражданином которой является.
Цитата урока: «Одна у человека родная мать, одна у него и Родина»

Ресурсы: домбра, картинка с изображением журавля, «Словарь русского языка» для каждой группы, учебник «Познание мира» 2 класс, авторы К. Жунусова, К. Аймагамбетова,
Ф. Олейник, физическая карта Казахстана, карточка – тест, для творческой работы – ножницы, клей цветная бумага, листы с изображением границ РК, карточки с названием городов

Ход урока
1. Круг радости
Сэлеметсiндер ме, балалар!
Дети становятся в круг и, передавая из рук в руки картинку с изображением журавля, слушают стихотворение читаемое учителем:
Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
- Где же лучшая земля? -
Отвечал он, пролетая: (дети хором)
- Лучше нет родного края!
Дети занимают свои места, класс поделён на группы.
Сегодня мы проведём с вами интегрированный урок самопознания и познания мира. На нём мы с вами поговорим о нашей Родине, о её силе и могуществе, о духовности её граждан.
Послушайте музыкально – литературную композицию «О Родине» по стихотворению М.Шаханова.
Дети, одетые в национальные костюмы, читают стихотворение в сопровождении музыки, исполняемой на домбре учителем музыки.
1 ученик:
А в степях, где душисты цветы
Вольно бродят овечьи гурты
С белой шерстью, нежней облаков,
Табуны вороных скакунов,
Табуны золотых скакунов
Чалых, сивых, гнедых скакунов.
2 ученик:
Под железное пенье подков
Скачут степью быстрее ветров.
На закате, что сиз и багров
Над стадами молочных коров
Пыль клубится, и пахнет кругом
Тёплым, сладким парным молоком.
3 ученик:
А когда отпылает закат,
И начнётся во тьме звездопад,
Чабаны, как детишек хранят
Тёплых, мягких, безрогих телят,
Тонкорунных кудрявых ягнят,
Неуклюжих смешных верблюжат,
Черноглазых, мохнатых козлят.
4 ученик:
И они от росы не дрожат.
Потому что теплынью богат
Край народной заветной мечты,
Край обилия и красоты.
2. Подумаем
- Край обилия и красоты!
-Как вы думаете, о каком государстве написано это стихотворение? (Ответы детей)
- Правильно, мы живём в государстве Казахстан.
Откройте тетради, запишите название республики.
- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово Казахстан?
Составим кластер: (на доске)
Казахстан

Дети назвали следующие слова:
Родина, степь, герб, гимн, флаг, казахстанский народ, Астана, Отчизна, Президент, юрта, «Золотой человек», казахские наряды, джайляу, кони, шанырак, свобода, барс, орёл.
Есть много нужных и важных слов, но среди них есть одно особенно дорогое. И вы его назвали. Какое это слово? (Родина)
Мы читали и учили много стихов о Родине. И сегодня ребята приготовили их для вас.
Дети, одетые в национальные костюмы, читают стихи.
Отан.
Отан деген – атамекен,
Отан деген – туCан жер.
Отан – ана,
Отан – улкен
JазаKстан – туCан ел!
Родина.
Один средь многих стран.
Отчизна – мать,
Отчизна – мир,
Отчизна Казахстан.

На доску вывешивается плакат с изучаемыми словами.
Родина
родина
Отчизна
Отечество


- Прочитайте слова и сравните их значение.
- Как вы понимаете, что такое Родина?
Работа со словарями. Чтобы точно узнать лексическое значение этих слов, мы воспользуемся «Словарём русского языка».
Работа в группах.
(У каждой группы на столе словарь)
1 группа ищет значение слова «Родина»
2 группа ищет значение слова «Отчизна»
3 группа ищет значение слова «Отечество»
Прочитать определения из словаря.
- В чём сходство этих понятий?
(Один смысл, одинаковое лексическое значение)
Эти слова обозначают место, где родился человек и является гражданином этого государства.
3.Почитаем
Когда мы произносим слово Родина, каждый мысленно представляет какой-то свой, милый сердцу уголок родной земли. Наша Родина – Республика Казахстан велика и прекрасна. И об этом мы узнаем, прочитав статью в учебнике.
Работа по учебнику.
Чтение статьи на с.112 -114. («Познание мира» 2 класс, авторы К. Жунусова, К. Аймагамбетова,
Ф. Олейник.)
4. Побеседуем
Вопросы по содержанию статьи:
- С кем сравнивается Родина? (с матерью)
- Почему мы зовём Республику Казахстан Отечеством, Родиной?
Прочитать выдержки из текста.
«Отечеством мы зовём Казахстан потому, что в нём испокон веков жили наши отцы и деды,
матери и бабушки»
«Родиной зовём потому, что здесь мы родились, говорим на родном языке, и всё здесь для нас родное»
Работа над понятием «малая родина»
- Кто заметил разницу в написании слова родина?
Когда это слово обозначает место, где родился человек, но не всю страну, оно пишется с маленькой буквы.
Когда мы говорим обо всей стране, то пишем слово с большой буквы.
У каждого из нас есть малая родина.
Учитель читает стихотворение:
Солнышко, ты в блеске и тепле
Проплываешь у любых ворот
Где всего прекрасней на земле
И какой понравился народ
Каждый, - шепчет солнышко, - хорош
Не могу обидеть никого.
Где же ты родился и растёшь,
Там, дружок, прекраснее всего.

Для всех нас Казахстан – главная Родина. Но у каждого человека есть своя маленькая родина – город, село, аул, улица, дом, где он родился.
Каждый человек должен любить свою Родину, чтить её традиции и культуру, уважать законы.
Этому всегда учат с малых лет. Недаром у разных народов придумано много пословиц и поговорок, в которых сконцентрировались мудрость и талант предков.
Работа с пословицами.
Каждой группе было дано задание - подобрать пословицы о Родине.
Дети зачитывают их. Той группе, которая подберёт больше пословиц, на стол поставить голубой флажок.
- Чему учат пословицы?
- Как называют человека, который любит Родину и готов всё отдать за неё, пожертвовать своей жизнью? (Патриот)
Каждый из вас должен с детства, учится быть патриотом своей Родины.
Примерные пословицы:
«Всякому мила своя сторона»
«Нет в мире краше Родины нашей»
«Жить – Родине служить»
«Одна у человека родная мать – одна у него и Родина»
«Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»
«Своя земля и в горсти мила» и.т.д.
5. Упражнение
Работа с государственными символами
У каждого государства есть обязательные атрибуты. Назовите их.
Сегодня мы проведём тест, который покажет, хорошо ли вы знаете герб, гимн, флаг.
У каждого ребёнка карточка, разделенная на 9 секторов.

*










Им задаются вопросы.
Если ответ – «да» - то ученик ставит в секторе «+», если ответ – «нет», то ученик ставит в секторе «-».
Для проверки теста дети при помощи линейки и карандаша проводят линии от указанной точки к углам карточки. Если все «+» окажутся внутри получившегося треугольника, то с тестом справились.
Вопросы для тестирования:
1. Столица РК – Москва.
2.На флаге РК изображены орёл и солнце.
3.Наш флаг зелёного цвета.
4.В гербе есть изображение оленя.
5.В изображении герба есть шанырак и уыки.
6.Автор флага – архитектор Жандарбек Малибеков.
7. День независимости РК -16 декабря.
8.Президент РК – Назарбаев Н.А.
9. В гимне 2 куплета.
Проверка теста:

_
+
_

_
+
_

+
+
+





6.Творческая работа
Казахстан по величине очень большое государство. Это и равнины, и горы, и леса, и пустыни. Чтобы пересечь нашу республику самолётом с запада на восток нужно несколько часов, а поезд с севера на юг идёт несколько суток.
Сегодня на уроке мы обозначим на карте 2 города. (У детей находятся заранее приготовленные листы с изображение границ РК)
Так как мы говорим о Родине, то начнём с малой родины- города Петропавловск. Покажите на карте, где он находится.
Чтобы указать на карте местонахождение города, ставится географическая точка и пишется название. (Ученики из чёрной бумаги вырезают по шаблону географическую точку и наклеивают её и название города на приготовленную карту.)
- Какой город является столицей Казахстана?
Ребята прочитают вам небольшие стихи о столице.
Астана
БолашаKKа бастаCан
ШарыKтайды асKаK эн,
Елордасы ОтанныS –
МаKтанышым – Астанам.

Бросив в будущее взгляд
Взмыл, как песня над землёй
Родины столичной град,
Что зовётся Астаной.
- Покажите на карте, где находится столица нашей Родины.
Затем проводится аналогичная работа по определению местонахождения г. Астана.
(Дети вырезают из голубой бумаги географическую точку и приклеивают её и название города на карту.)
Учитель проходит по классу и корректирует работу детей.
Поднимите работы и покажите какие карты у вас получились.
На следующих уроках мы отметим на карте такие казахстанские города, как Караганда, Экибастуз, Мангыстау, Алматы и другие, и узнаем чем они славятся.
Сегодня многие ребята старались, активно работали.
Выставление оценок:
За чтение текста –
За ответы –
За тест по познанию –
За чтение стихов –
За лучшие работы по технологии –
Домашнее задание: написать рассказ «Край, где мы с тобой растём»
7.Круг от сердца к сердцу
Дети становятся в круг
Что нужно делать, чтобы расти настоящим патриотом? Дети заканчивают фразу «Настоящий патриот должен или может...»
На этом наш урок закончен. Всем большое спасибо!
Сабак аякталды. Коп рахмет!


15