Урок по литературному чтению на тему: «Антон Павлович Чехов

Капитонова Лариса Николаевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОУ «Гимназия № 75»

Урок по литературному чтению (система Л.В. Занкова) на тему: «Антон Павлович Чехов "Ванька"»4-й класс
Цель:
Продолжить изучать цикл произведений о трудной жизни детей XIX века.
Познакомить с произведением А. Чехова “Ванька”.
Формировать навык осознанного и выразительного чтения.
Учить анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать.
Развивать наблюдательность, устную речь, внимание.
Воспитывать нравственные качества, культуру общения.

Организационный момент.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
Проверка домашнего задания по вопросам.
- Какие произведения мы читали на прошлых уроках? (Л. Андреев “Петька на даче”, А.Чехова “Спать хочется”).
- Какая тема этих произведений?
Что вы узнали о жизни главных героев этих рассказов?

Слово учителя.

От всякой боли средство есть – терпенье.
Публий Сир ( 1 в. до н.э)

Тяжелая доля выпала детям старой России. Нищета и разруха в стране заставляла посылать родителей своих детей на работу, иначе не прожить, не прокормиться. Кругом безысходность. Кругом горе. И как бы ни жалко было матери отдавать своё дитё в чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. И не смотря ни на что, люди верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает.

О трудностях и лишениях того времени писали многие писатели в том числе и А.П. Чехов.


Антон Павлович Чехов 1860-1904

Антон Павлович Чехов – родился 29 января в г. Таганроге в семье мелкого купца, владельца небольшой бакалейной лавки. Учился сначала в греческой школе, затем в гимназии. С юного возраста увлекался театром :сам сочинял и разыгрывал сцены и пьесы. Семья испытывала большие трудности, и гимназист Чехов вынужден был давать частные уроки, зарабатывая средства на жизнь и учёбу. С 1879 по 1884 г. учился на медицинском факультете Московского университета и , получив диплом врача, некоторое время работал по специальности. Литературным творчеством начал увлекаться рано, ещё в гимназии участвовал в создании рукописных журналов. В студенческие годы активно печатался в юмористических журналах, подписывая свои фельетоны и небольшие рассказы псевдонимом Антона Чехонте.
Антон Павлович Чехов сыграл большую роль в развитии детской литературы, хотя считал, что « . . . писать для детей вообще не умею . . . надо не писать для детей, а уметь выбирать из того, что уже написано для взрослых, т.е. из настоящих художественных произведений».

Сегодня мы познакомимся с рассказом А. П. Чехова “Ванька”.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться . . .
- Посмотрите на мир глазами героев рассказа Антона Павловича Чехова и попытайтесь проникнуть в мир «больших» и мир «маленьких», увидеть отличия и разобщённость этих двух миров.
И снова Москва. И снова крестьянский мальчик, привезенный из деревни в большой город. И снова ваш ровесник.
Словарно-орфографическая работа.
В тексте встретятся старые слова, которые вышли из употребления.

Ледник – погреб для хранения продуктов. Выволочка – наказание. Шпандырь – специальный сапожный ремень, кнут. Подпасок – помощник пастуха. Клирос – место для певчих в церкви перед иконостасом. Намедни – вчера .


Анализ по вопросам

Можно ли сказать, что Ваньке, отданному в ученье к сапожнику, приходится много хуже, чем Петьке?

Если сравнивать мальчиков , то они одинаково бесправны. Конечно, у Петьки нет части тех проблем , которые есть у Ваньки: Ваньку бьют, Ванька недоедает, недосыпает, Ваньке попадает и за собственные проступки ( не так чистил селёдку; заснул, укачивая хозяйского малютку) и за чужие грехи ( подмастерья заставляют его красть для них огурцы, за что бьют опять –таки Ваньку). С другой стороны, Ванька не утрачивает живого интереса к жизни, несмотря но побои и ужасные условия, в которых он живёт. Он наблюдательный и сообразительный, он активный и находчивый.

А какие у мальчиков одинаковые проблемы?

Общими проблемами у мальчиков является бесправие и скука. И того , и другого по сути не учат ремеслу, а используют в качестве подсобных рабочих. И того, и другого неоправданно обижают. И тот , и другой мечтают вырваться из этой страшной атмосферы хамства и рабства.


Из чего же состоит «ученье» Ваньки?

Факты «ученья» Ваньки ( то есть то, как его обижают и над ним издеваются) .

Можно ли сказать, что Ванька более развит, чем Петька? В чем причина этого?

Ванька часть своего детства провёл в господском доме: пока жива была его мать, служившая у господ в горничных, господа хорошо относились к Ваньке, его даже выучили читать, писать, считать, и танцевать кадриль. После смерти матери Ваньке жилось хуже, но тоже неплохо – в людской кухне с дедом: Ванька с дедом и сторожил господский дом, и ходил в лес зимой за ёлкой. И только потом сироту Ваньку, чтобы не держать в нахлебниках, отдали в Москву в ученье к сапожнику. Таким образом, Ванька получил в детстве то развитие, которого не получил Петька. Он более развит и менее забит, в нем более развита способность сопротивляться жизненным обстоятельствам.

Что является для Ваньки его «дачей»?

У Ваньки тоже есть своя «дача», то есть мечта: она в его воспоминаниях о доме, о дедушке, о былых временах.


Согласишься ли ты с тем, что он наблюдательный и чрезвычайно сообразительный?
Он не менее впечатлителен, чем Петька ,но более активный , шустрый и жизнеспособный. Ванька чрезвычайно наблюдательный : об этом говорит та часть письма., где он рассказывает деду о Москве – со слов « А Москва город большой». О наблюдательности говорит и описание поведения и характера собак Вьюна и Каштанки. О сообразительности свидетельствует как сам факт написания и отправки письма деду, так и его содержание, - то, какие аргументы приводит Ванька для того, чтобы дед его забрал,- Ванька уже и работу себе в деревне придумал, и рисует деду оптимистические картины современной жизни с ним, Ванькой.


Почему же он так промахнулся с адресом?

Отсутствие точного адреса на конверте вызвано тем, что Ванька большую часть своей жизни прожил в деревне, где все всех знают по имени – отчеству, где не надо указывать точного адреса, чтобы доставить записку или письмо. Ваньке даже в голову не могло прийти, что кроме его родной деревни Москву окружают сотни других деревень, что у его письма нет никаких шансов попасть к адресату.


Какая часть письма Ваньки кажется тебе самой драматичной?

« А вчерась мне была выволочка» и «Приезжай, милый дедушка, - продолжал Ванька, - Христом Богом тебя молю». «Я буду тебе табак тереть».

Как написано письмо: соблюдает ли Ванька правила Вежливости?

Несмотря на крайне тяжелое положение, в котором находится Ванька, он пишет письмо по всем правилам: начинает с вежливого обращения , потом поздравляет деда с Рождеством и желает ему всех благ и только после всего этого начинает жаловаться. В конце письма Ванька передаёт поклоны своим знакомым . в этом есть и культура общения с теми, кто старше, проявление уважения к ним, в этом есть и культура написания письма.

Достаточно ли ярко описывает свою жизнь?

В описании своей несчастной жизни Ванька прибегает к очень выразительным и запоминающимся подробностям. ( как хозяйка тыкала ему в лицо селедкой; как хозяин бил его шпандырем, как ударил его колодкой, как подмастерья заставляют его красть огурцы; как он уснул, качая люльку с ребенком; как ему мучительно хочется есть)

Интересны ли его наблюдения относительно Москвы?

Относительно Москвы Ванька делает очень ценные и важные замечания, которые под силу только очень внимательному и наблюдательному мальчику, причем, мальчику, которого многое интересует, который умеет сравнивать жизнь в городе с жизнью в деревне. Его интересует и то, какие животные есть в Москве, а каких нет, и какой характер у московских собак, и что продается в магазинах, и чем отличается деревенская церковь от городской и т.д.


Как построен рассказ: какие разные по содержанию части в нем чередуются? Какие части изложены от лица автора? Какие – от лица Ваньки?

Рассказ Чехова представляет собой чередование текста, изложенного от третьего лица – от имени автора, и текста Ванькиного письма – от первого лица. Начало рассказа ведется от лица автора, и автор с Ванькой представляют собой две совершенно раздельные личности, то в других местах даже там, где нет прямой речи Ванькиного письма , авторский взгляд иногда сменяется взглядом Ваньки.

Случайно ли то, что Ванька пишет письмо в ночь под Рождество?

Конечно, не случайно. Ванькина мечта вернуться в деревню к дедушке – это своеобразная рождественская сказка, которой не суждено сбыться.

Страшно ли оказаться в том времени?
С постоянным интересом и вниманием обращался к проблеме детства Антон Павлович Чехов. Его глубоко волновала мысль о разобщённости двух миров – мира «больших» и мира «маленьких».
* * *
Жизнь сироты – удел жестокий.
Затрещины, побои, черствый хлеб, вода,
Насмешки челяди, труд рабский
Весь день и ночь, до самого утра.

Еще ребёнок, то в душе старичок,
Он вспоминает жизнь свою былую,
Забившись в угол, как сверчок,
Молясь на образа, тоскуя.

И маленькое прошлое его, как чудо
Там мама есть, там видел он добро,
Учился грамоте и танцы знал не худо,
И получал подарки в Рождество.

Теперь полу ребенок – полу старичок
Лишь на бумаге изливает душу.
Какие б муки не терпел – всегда молчок,
Сиротских слез работой тяжкой не иссушишь.


Терпеть, надеяться, молчать и ждать
То чудо, что когда- нибудь произойдет.
Быть – может, возвратится он домой,
Конец его страданиям придет.

И замирая сердцем, чудь дыша,
Поспешно, как – то воровато,
Письмо он пишет помощи прося,
Оглядываясь на иконы виновато,

Уже письмо в его руке,
Конверт подписан: «На деревню. Деду».
Ямщик подвыпивший в своем возке
Покатит с ним по белу свету.

А мальчику на побегушках ждать и ждать.
Терпеть пенки, издёвки, тумаки и голод.
Надежда будет душу согревать,
Как пламя очага в суровый холод.

Домашнее задание.
Стр. 72-77, выразительное чтение письма Ваньки, краткий пересказ рассказа от третьего лица.


Не только писатели писали о трудностях и лишениях детей, но художники в своих бессмертных полотнах отражали их горькую участь. С работой В. Маковского “Свидание” мы с вами работали на прошлом уроке, сегодня я познакомлю вас с репродукциями: «Две матери» В. Маковского; «Дети»
Богданова – Бельского.



Картинная галерея



Что ты можешь сказать о той семье, которая воспитывает мальчика? ( в картине Маковского «Две матери») Как к нему относятся его приёмные родители? Как может закончится эта история?

Мальчика в приёмной семье явно любят. За общим столом стоит его плетеный детский стульчик с салфеткой. Приемная мать в тревоге прижимает его к себе. Старушка – нянька в ужасе всплеснула руками. Отец разнервничался и закурил. Видно что они обеспеченные люди, они не отдадут мальчика родной матери, которая отказалась в своё время от него , а предлагает ей деньги.

Что выражают лица мальчиков на картине Богданова – Бельского «Дети»: любопытство, стеснительность, деловитость, что-то другое? Какое настроение в целом излучает эта картина? Какую роль играет пейзаж в создании этого настроения?

В лицах мальчиков – напряженное внимание и ожидание. Лицо мальчика в соломенной шляпе отличается более взрослым выражением: его взгляд более серьезный и более требовательный. Вместе с тем он как будто задумался: этот взгляд и несколько отрешенный, чуть – чуть в себя. Лицо белобрысого мальчика более открыто и наивно. В нем есть тот оттенок детской недоверчивости, которую он не может скрыть. Оно как будто сохраняет печать прежних разочарований. Надо обратить внимание детей на то , что мальчики босые ( как и мальчик на картине В.Маковского « Свидание»), что руки у них скромно и покорно сложены на коленях ( пусть вспомнят так же сложены руки Петьки в «Петьке на даче»).
В целом картина производит двойственное впечатление. С одной стороны, мы погружаемся в атмосферу яркого солнечного утра: детей окружает свежая молодая зелень раннего лета, сквозь ветки деревьев пробиваются ослепительно яркие солнечные лучи, которые ложатся белыми бликами разной формы на забор и скамейку, на рубашки и лица детей, но дощатый пол веранды. С другой стороны, победе этого настроения особой летней праздничности , безудержного калейдоскопа света и тени , - «мешают» сами дети: печать не детской озабоченности на лицах.




Дополнительный материал к уроку.


Не знав горя, не узнаешь и радости.
Век живи, век учись!
Обтерпимся, и мы люди будем!
Не всё ненастье, проглянет и красно солнышко.
Бывает добро, да не всякому равно.
Кому что на роду написано, кому что бог даст.
Знать, уж так суждено.
От судьбы не уйдёшь.
Живет в тоске, а спит на голой доске.
У бедного шуба овечья, а душа человечья.
Руки делают, а спинка отвечает.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Недоброе всегда быстрее доброго.
Не живи как хочется, а живи как можется.






















Работа с выставкой книг.
Не только А. Чехов и Л. Андреев писали о тяжелой судьбе детей, писали другие писатели и поэты. Посмотрите на книги. Говорящие названия произведений расскажут о тяжелой судьбе ваших ровесников.
Д. В. Григорович “Гуттаперчевый мальчик”,
В. Короленко “Дети подземелья”,
А.П. Чехов “Ванька”, “Спать хочется”.
Д. Н. Мамин -Сибиряк “Вертел”, “В ученье”, “В глуши”,
В.Г. Короленко “Купленный мальчик”,
Г. Сенкевич “Янко – музыкант”,
Н.А. Некрасов “Плач детей”.
Если вы переживаете за таких детей, если вас тронула их судьба до глубины души, эти произведения вы можете взять в библиотеке или купить в книжном магазине и прочитать. Все они на одну тему: показывают тяжелую жизнь детей России, ваших ровесников, которые жили в 18 - 19 веках.