Урок по окружающему миру на тему Лес -природное сообщество 4 класс


Открытый урок по окружающему миру в 4 классе
«Развитие творческого мышления в процессе выполнения эксперимента на уроках окружающего мира»
Тема: Лес – природное сообщество
Цели: совершенствовать знания о природном сообществе;
выработать умение проводить эксперимент на основе
наблюдений;
прививать бережное отношение к природе.
Задачи: 1. Образовательная: формирование у учащихся умений
проектной деятельности.
2. Развивающая: развитие логического мышления, внимания,
умения анализировать, делать выводы.
3. Воспитательные: формирование любознательности,
заинтересованности в процессе обучения.
4. Самообразовательные: формировать у учащихся умение
использовать методы поиска ответов на поставленные вопрос,расширить кругозор, развивать желание к самостоятельномуизучению дополнительной литературы.
5. Стимулирующие: повысить интерес к изучаемому предмету,
дать ребенку возможность раскрыть себя, утвердиться всобственных глазах и в среде окружающих.
Оборудование: DVD, телевизор, диск с видеофрагментами, проекты,
раздаточный материал по теме: «Почва», картинки
животных, таблица «Лес – природное сообщество».
Ход урока
I.                  ОргмоментРебята, для вас не секрет, что в давние времена люди не могли получить знания из книг, как мы с вами, поэтому те знания, которые были приобретены в процессе жизни, они передавали из уст в уста. Слагали былины, а рассказывали их сказители, которые назывались баянами. Они ходили по городам и селам и передавали из уст в уста накопленные знания.
Сегодня и я хочу побыть для вас в роли сказителя – баяна.
II. Проверка домашнего задания
Учитель:   Перво–наперво, вы, ребятушки,
Расскажите мне тему прошлую,
Что на том уроке изучали мы.
– Кто напомнит нам,
О чем речь-то шла?
Дети (Называют тему урока)
Учитель: Правильно, о земле – кормилице.
Кто же скажет нам,
Кто поделится:
Что же нового вы смогли узнать?
Дети: (Виды почв – предполагаемый ответ)
Учитель:  Соберитесь группой дружною,
Откройте конверты свои,
Прочитайте задание внимательно.
Посоветуйтесь, вместе подумайте
Да ответ подготовьте правильный.
Учитель:  А скажите –ка, дети милые,
Не найдется ли смельчака средь вас:
Кто отважится к доске выйти
Да ответ держать?
Подготовилась группа (…)Выходи (имя), рассказывай.
Дети: (на доске таблица «Срез слоев почвы». Представитель каждой группы выходит к доске и рассказывает об одном из видов почв)Учитель:   Может, хочет, кто вопрос задать?
Не стесняйтесь, спрашивайте.
–   Молодец! Все ответила правильно!
Получаешь сегодня … ты!
А скажите-ка мне, ребятушки,
Что же делать нам надо с вами-то,
Чтоб земля – кормилица сохранилась-то,
Урожай хороший уродился-то?
Посоветуйтесь в группе и выберите человека,
Который ответ нам даст, на вопрос всех интересующий
Учитель:  Вот спасибо вам, дети милые,
За ответы ваши правильные и правдивые.
Возвращайтесь-ка на места свои,
Будем дальше мы изучать природу – матушку.
III. Введение в тему урока
1.    Понятие «природное сообщество»
Учитель:       Вы послушайте меня, ребятушки,
Речь у нас пойдет о старейшинах,
Мудрецах великих и ученых,
Что наш лес величают сообществом,
Не простым сообществом, а природным.
И хочу я вас воспрошати-то,
Почему они лес кликать стали так?
Дети: сообщество – когда живут сообща. Природное сообщество – когда животные обитают в одной среде.
Учитель:       Спасибо вам, дети милые,
За ответы ваши правильные и правдивые.
Учитель:      А теперь давайте обратимся
К книге умной, что ученым Ожеговым составлена,
А зовется она «словарем »,
Обращаюсь я с просьбой к Антону!
Будь любезен, прочти нам, пожалуйста,
Как трактуется слово «сообщество».
Сообщество- группа растительных или животных организмов, живущих вместе.
Спасибо, Антон!
А теперь жду ответа вашего!
Кто догадался: какова же тема урока нашего?
– Молодцы! Отгадали все верно вы!
IV. Изучение нового материала
1.    Работа с гербарием.
А сейчас вам вновь работать в группах предстоит
Учитель:       Рассмотрите-ка вы внимательно
Те растения, что пред вами разложены
И ответьте мне, где растут они?
Да как называются?
Дети: (определяют названия растений, среду их произрастания)
На столах у вас есть помощница:
Это книга. Называется «Атласом»
Учитель:       А теперь откройте тетради свои
И запишем в них все названия,
Что сейчас нами были отгаданы.
Называть вы их будете по очереди.
- В печатной тетради стр. 56
2. Лесные этажи
А теперь, ребята, внимание!
Учитель:       Еще старцы мудрые мне поведали
О чудном явлении, что в лесу встречается:
Будто есть в лесу чудо – ярусы
В них растения по-особому расположены.
Может, сможете рассказать вы нам:
В чем особенность этих ярусов?
Дети: (высказывают свои предположения о расположении деревьев по ярусам)
3. Работа в парах
Учитель:       Ну, спасибо вам за разъяснения,
Стало мне все намного понятнее.
Может, справитесь вы с задачей нелегкой,
Что для вас я заготовила.
Вы послушайте внимательно
Ведь задача эта непростая-то,
А с экологией связана.
Экологическая задача: В лесу вырубили дерево. Постепенно засохли кустарники, пожухла трава. Почему, как вы думаете?
Учитель:      Повернитесь друг к другу, посоветуйтесь
И ответ нам дайте правильный.
Дети:  (решают задачу и доказывают свои ответы)
Учитель:       Благодарю вас, добры молодцы и красны девицы,
Что с заданьями легко так справляетесь!
А сейчас, ребята, предлагаю вам
Для просмотра фильм,
Чтобы все еще раз проверить нам:
Может, в чем наши взгляды ошибочны,
Иль неточности были допущены?
Или правильно все толковали мы.
(Просмотр видеофрагмента о расположении деревьев в            лесу)
Учитель:       Ну, что скажите после увиденного?
Спасибо вам, дети милые,
За ответы ваши красноречивые.
V.              ФизминуткаУчитель:       А теперь, ребята, уж пришла пора
Нам немного с вами поразмяться,
Отдохнуть, здоровья набраться,
А уж потом за дело браться.
- Сядьте поудобнее и повторяйте за мной.
Мимическая гимнастика: брови свести и развести;
глаза сильно прищурить и широко открыть;
губы максимально растянуть в улыбке, а
затем поджать их;
шею максимально вытянуть, а затем опустить;
плечи максимально свести и развести;
руками обнять себя, погладить, пожелать себе
успехов и улыбнуться.
VI. Продолжение работы по теме
Учитель:       А теперь, ребята, послушайте,
Что еще мне старцы сказывали.
Говорили они мудрые
Будто лес наш Курский давно занят весь:
И живут там звери дикие,
Песни дивные поют птицы там,
И жучки – паучки  снуют в травушке
- Может, сможете рассказать вы нам,
Что за чудо – обитатели в том лесу живут?
Вам было предложено: поработать с книгами мудрыми
И составить проекты разные.
1.    Защита проектов по темам:
а) животные и птицы, которые живут на дереве;
б) животные, которые ведут наземный образ жизни;
в) кто обитает в почве?
Учитель:    Все готовы? Что ж тогда начнем.
Приглашаю группу 1.
(на доске изображение леса, задача детей, защищающих проект в конце своего выступления расселить обитателей леса согласно их месту в природе)
Учитель:       Но прежде, обратите внимание,
Что товарищи ваши рассказывают,
Вы в тетради все четко фиксируйте (с.58 №6)
Учитель: Что ж спасибо вам, дети милые,
За ответы ваши красноречивые!
Как оцените работу группы этой?
Я согласна с мнением вашим,
Так что ставлю всем по (5)
2. Составление цепей питания
Учитель: Обращаюсь к вам с просьбой следующей.
Еще  старцы те говаривали,
Будто все в лесу взаимосвязано,
Словно цепью все животные скованы
И названье у этих «оков» необычное.
Может, кто отгадает его?
Дети:   (Называются эти цепи – цепи питания).
Учитель:   Помогите, ребята, пожалуйста,
Разобраться в цепях-то питания.
-   Вы откройте тетрадь сейчас на странице 58
Посоветуйтесь в группе, подумайте,
И составьте цепи питания.
Кто ж быстрее всех с этим справится,
Тот пойдет к доске и покажет нам,
Что же в вашей группе получилося.
Дети: (выходит к доске представитель группы и составляет цепь питания)
Учитель:   Спасибо, все верно составлено!
3. Проблемная ситуация
Учитель:   А теперь прошу вас, подумайте и ответьте нам,
Как считаете, нужны ли лесу грибы?
Если да, то зачем они?
Дети: (высказывают свои предположения)
Учитель:   Спасибо вам за ваши высказывания.А теперь послушайте и попробуйте
Вновь решить задачу экологическую:
Экологическая задача: В одном из районов сажали полезащитные лесные полосы. Но деревья росли очень плохо. Чего-то им не хватало. И ученые заметили: нет в молодом лесу ни одного гриба! Привезли из старого леса почву с грибницей. На новом месте тоже появились грибы. И произошло чудо: деревья пошли в рост, стали быстро набирать силу, лес словно ожил. Как вы это объясните?
Для решения дам время немного вам
Поработайте в паре, пожалуйста.
Дети: (высказывают гипотезы)
4. Защита проекта: «Нужны ли лесу грибы?»
Учитель:   Спасибо за ваши высказывания
А теперь, ребята, послушайте,
Что хочет поведать вам (имя ребенка) сейчас,
Подготовив проект интересный для нас
Дети: (защита проекта «Нужны ли лесу грибы?» – с просмотром видеофрагмента)
Как оцените творчество (имя ребенка)?
Я согласна. (имя ребенка), ты умница!
VII.Домашнее задание
Учитель:   Вы пометьте задание домашнее,
Что находится на странице 57.
Дома наклейте только те грибы,
Что встречали в лесу нашем
Во время прогулки вы.
А еще составьте книгу «Красную»
Занесите туда обитателей лесов Курских,
Что на грани исчезновения (с.59 №9)
VIII.    Итог урока
Учитель:   Ну а чтоб проверить, как усвоили
Материал вы новый, увлекательный,
Я задам вам вопрос такой:
Что же нового вы расскажете,
Придя домой своей матушке,
Что поведаете родному батюшке?
Дети: (отвечают кратко на вопрос)
Учитель:   Вам спасибо за все, дети милые,
И гостям – за то, что послушали!
Мы надеемся, что всем вы поведаете,
О том, что увидели и услышали,
Будучи в гостях у нас!
Понесете ростки мудрости
Своим детушкам в школы разные!