Разработка по окружающему миру в 4 классе Тема: Жизнь леса. Лес — природное сообщество.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5» г. п. Нарткала
Открытый урок
окружающего мира
в 4 классе
Тема «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»

У Учитель начальных классов
Сохова Рита Борисовна

Тема: Жизнь леса. Лес - природное сообщество.
Цели:1.сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе, познакомить с ярусами леса, лесной подстилкой, ролью грибов;
2.развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе раннее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли;
3.экологическое воспитание
Формирование УУД :познавательные–умение извлекать информацию, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой;
коммуникативные-осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно- познавательных задач;
регулятивные-формировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата ,предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;
личностные- проявлять положительное отношение к учению.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши, компьютер, экран.
Раздаточный материал: страничка ученика, тест «Земля-кормилица»
Демонстрационный материал: гербарий
Страничка ученика:
1. тест «Земля-кормилица»
Оцени свою работу, закрасив кружок
Без ошибок – красным цветом
1-2 ошибки – синим цветом
3 и более ошибок – жёлтым цветом.
2. Тема урока:______________________________________________________
ярусы
деревья кустарники травы
3.Составь цепи питания
Стр.45 в тетради «Проверь себя»
Оцени работу соседа.
4. Итоги работы
Вспомни свою работу на уроке:
Активным ли ты был на уроке?
Готовил ли доклад или сообщение?
Какого цвета получились у тебя кружочки?

Поставь себе оценку за урок:
Ход урока:
1.Организационный момент.(слайд 1)
Актуализация опорных знаний.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели,
Друг на друга посмотрели,
Пожелали успеха глазами
И вперед – за новыми знаниями!
2. Проверка домашнего задания..(слайд 2)
- Начать урок я хочу с загадки:
Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
А я всё терплю и добром плачу.
- Почему я начала урок с этой загадки? (на прошлом уроке изучали почву)
- Почему в загадке так говорится о почве? Каким добром она платит ?- Какие виды почв вы знаете? Проверим.
- Какая почва самая плодородная?
- Почему нужно бережно относится к почвам?
- Как нужно охранять почвы?
- Какие пословицы о земле вы знаете?
Без хозяина земля – круглая сирота.
Земля – кормилица.
Земля, что мать: что посеешь, то и родит.
Чья земля, того и клад.
Земля заботу любит.
Не от росы урожай, а от поту.
Какова земля, таков и хлеб.
- А теперь ответьте на вопросы теста «Почвы»
Тест «Земля-кормилица».(слайд 3-4)
1.Характерными почвами нашего края являются:
а)чернозёмы б)тундровые почвы в)болотные г)подзолистые
2.Чернозёмные почвы преобладают…
а)в тундре б)в лесной зоне в) в степях г) в пустынях
3.Плодородие почвы зависит от…
а)песка б)перегноя в)глины г)солей
4.Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются…
а)вода б)воздух в)камни г)соли
5.Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется
а)песок б)глина в)перегной г)ил
6.В состав почвы входят…
а)углекислый газ, известняк, воздух, вода
б)вода, воздух, песок, глина, гумус, соли
в)поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.
7.Для защиты почвы на полях необходимо…
а)перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;
б)сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;
в)проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.
8.один сантиметр почвы в природе образуется за…
а)100-15- лет б)5-10 лет в)250-300 лет г)1-2 года.
9.Какое из высказываний верно?
а)если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие
б)внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность
в)почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром
- Проверьте. Оцените свою работу.
3. Самоопределение к деятельности..(слайд 5) голоса птиц.
-Где можно услышать пение птиц?
-Я хочу пригласить вас сегодня в лес.
В добрый, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете дети,
Тайны чудные откроете эти.
Лес не только для нашей забавы.
В нём – деревья, ягоды, травы
Птицы, звери и прочие твари.
Ученые тоже работают тут
Лес они сообществом зовут.
- Сегодня тема нашего урока: «Лес – природное сообщество».
Напишите тему нашего урока.
4. Открытие нового знания.
1) работа со справочниками.
- Дана нашла определение понятия «сообщество» в большой энциклопедии.
- Растительное сообщество – совокупность растений, произрастающих совместно на однородной территории, характеризующаяся определённым составом, строем, сложением и взаимоотношениями растений как друг с другом, так и с условиями среды. Характер этих взаимоотношений определяется, с одной стороны, жизненными экологическими свойствами растений, с другой стороны, свойствами местообитания, т. е. Характером климата, почвы и влиянием человека и животных.
2)выделение ярусов леса
- У вас на столах лежит гербарий растений леса. Назовите эти растения леса.
- Чем является лес для живых организмов? (домом)
- А каким домом? ( большим, многоэтажным)
- Выделим этажи леса. Учёные их называют ярусами. Каждый этаж имеет своё название.
Растения с зелёными стеблями. (травы)
Сообщения о колокольчике, ветренице.
Многолетние растения, у которого от общего корня отходит несколько твёрдых стеблей. (кустарники)
Многолетние растения с крупным, твердым стеблем. (деревья)
Сообщение о липе.
- Ребята, расскажите, что вы ещё знаете о растениях леса? (заслушиваются небольшие сообщения детей)
3).игра «Не ошибись»
- Поиграем в игру «Не ошибись».
Встаньте те ребята, у которых лежит гербарий растений 1 яруса, а теперь 2 яруса, а теперь 3 яруса.
4)работа с таблицей
- У вас в страничках есть таблица «Ярусы леса». Впишите в неё те растения, которые вы запомнили по ярусам.
яруса
деревья кустарники травы
- проверьте. (учитель показывает заранее подготовленные заполненные таблички)
5) работа по учебнику.
- Что нужно растениям для жизни и роста? (тепло, солнце, вода)
- В лесу растёт большое многообразие растений. Но как они все вместе ужились, ведь солнечный свет плохо проникает сквозь крону деревьев?
Прочитайте в учебнике на странице 164 статью «Лесные этажи» и ответьте на этот вопрос.
- Одним растениям требуется больше света, другим меньше, и поэтому могут жить в тени деревьев.
6) беседа о жизни животных в лесу.
- Находясь в лесу, мы видим с вами деревья, травы, кустарники. А легко ли найти животных в лесу?
- А почему?
( Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве).
- Мы выяснили, что лес для животных – дом. Животные делят между собой этажи. Одни на деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле и под землёй.
Послушаем сообщение «Этажи леса».
- У птиц, зверьков в лесу есть свои этажи. Мыши, кроты, землеройки живут в корнях – в самом низу. Соловьи, тетерева вьют свои гнёзда прямо на земле. Дрозды устраивают свои гнёзда повыше, на кустарниках. Дятел, синица, совы живут в дуплах деревьев. А на самом верху селятся хищники: ястребы, орлы.
- Заслушаем сообщения о животных леса.
- О каких животных вы нам ещё расскажете?
(заслушиваются небольшие сообщения детей о животных)
7) Первичное закрепление (моделирование)
составление цепей питания
- А чем ещё служит лес животным? ( в лесу животные находят пищу)
Связи между членами сообщества очень разнообразны. В старой китайской пословице говорится «Большая рыба ест маленькую, маленькая рыба ест водных насекомых, водные насекомые едят растения и ил». Эта старинная пословица описывает то, что современные биологи называют цепью питания.
Понятие о цепях и сетях питания разработали экологи для того, чтобы объяснить порядок поедания одних организмов другими.
- Составьте цепи питания в тетради по окружающему миру на странице 45.
- Проверьте своего соседа по парте и оцените его работу.
ФизминуткаПриближаются Новогодние праздники и для нашей лесной красавицы-ёлочки споём песню «Скоро всё случится»
8) беседа об экологическом равновесии
- Рассмотрим схему природного равновесия в природе. Поговорим о том, как в лесу связаны между собой живая и неживая природа и как в лесу сохраняется экологическое равновесие.
- Рассмотрим пример: взаимоотношения дерева и жука- короеда.
Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться со множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям.
Так вред или пользу приносят короеды лесу?
- Для молодых деревьев это польза, а для старых – нет. Тем самым короеды ускоряют круговорот веществ в лесу. Всё в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если разрушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.
- Могут ли растения жить без животных, а животные без растений?
- Нет, они живут одной семьёй, помогая друг другу.
- Приведите примеры такой связи.
- Например, белка запасает себе корм – уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена.
- Как связана в лесу живая и неживая природа? Приведите примеры.
- Опавшие листья, сухие веточки постепенно перегнивают под воздействием микробов, бактерий, личинок. Благодаря этому почва пополняется перегноем.
9)Работа по новой теме
Работа по учебнику
- Прочитайте в учебнике на странице 168, как называются в лесу опавшие листья и другие отмершие части растений? (лесная подстилка)
Как лесная подстилка помогает животным?
(Лесная подстилка помогает выжить зимой многим животным.)
10) работа по учебнику
- Посмотрите ещё раз на схему и скажите, о какой связи мы ещё не говорили сегодня?
- В учебнике прочитайте статью «Нужны ли лесу грибы»?
- Ответьте на вопрос «Как связаны грибы в лесу с живой и неживой природой»
11) экологическая беседа
- Мы сегодня говорили о растениях, животных леса. Какие чувства у вас возникли, глядя на лес?
- А теперь посмотрите, какую боль может испытывать лес. У вас, без сомнения, возникли чувства тревоги, ужаса.
Кто может нанести такую боль лесу? Почему? Как предотвратить эту беду?
- Какие ещё беды может нанести человек лесу?
- Что вы можете сделать, чтобы защитить лес?
Природа – наш огромный дом,
И всем найдется место в нём:
Букашке, зверю и побегу,
И дереву, и человеку.
Хоть дом большой, но хрупок он-
Ему всё хуже с каждым днём.
Не враг вредит из века в век,
Природу портит человек.
Но, может, скоро мы поймём,
Что мы неправильно живём,
Что дом наш охранять должныОт грязи, злобы и войны.
Чтоб в доме нашем навсегда
Царили мир и чистота.
- Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней. Защищайте природу.
12.Подведение итогов.
-Какова была цель урока?
-Какие знания мы открыли?
-На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
13Рефлексия
- Что вы можете сказать о жизни леса?
-что на уроке у вас хорошо получилось?
-Где могут пригодиться в жизни новые знания?
- Растения растут в лесу ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие – на кустах, третьи – на земле. Все растения леса живут сообща. Растений в лесу больше, чем животных.
- Молодцы! Как можно назвать лес? (Лес – природное сообщество)
14.Ответим на вопросы викторины и узнаем, кто был сегодня самым внимательным. Воспользуемся подсказками.
1.Какая птица подкладывает свои яйца в чужие гнёзда ?2.Цветы какого травянистого растения трепещут при малейшем дуновении ветерка?
3.У какой птицы в гнезде птенцы разного возраста?
4.Из коры какого дерева в старину плели лапти?
5.В цветках какого растения ночуют насекомые?
6.Кокое животное называют лесным великаном?
7.У какого животного глаза расположены косо?
15)Домашнее задание
Дома выполните задание и ответите на вопросы на странице 164-169.
- На своих страничках подведите итоги своей работы и поставьте себе оценку.