Методическое пособие по теме Реализация национально-регионального компонента в курсе ОРКСЭ 4 класс


Реализация национально-регионального компонента в курсе ОРКСЭ .Пояснительная записка
В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной проблемой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить тот хрупкий «мостик», что и предполагает национально-региональный компонент. НРК на уроках несёт очень большой объём знаний по различной тематике: по географии, животному миру и растительному миру, по истории и литературному чтению, фольклору.  Национально-региональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока, на таком уроке легко соединяются учебные универсальные действия. Межпредметная связь с использованием материала НРК активизирует мыслительную деятельность, вызывает большой интерес к истории края, города, села, его топонимики, происхождению фамилий и имён. Цель использования материала  национально-регионального компонента: формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию малой родины. 
В контексте учебного курса ОРКСЭ культура понимается как образ жизни, обычаи, традиции, верования, духовное и материальное богатство народов мира. Духовно-нравственное воспитание младших школьников рассматривается как формирование и развитие ценностного отношения к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.
Реализация национально – регионального компонента осуществляется путём включения в уроки по ОРКСЭ материала, отражающего региональные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан.
В условиях современной школы большое внимание уделяется диагностике знаний и умений, контролю достижения уровня обязательных результатов обучения. Одним из видов контроля является тестирование (метод тестов), позволяющее выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путем анализа результатов и способ выполнения обучающихся ряда специально разработанных заданий.
Данное пособие содержит проверочные тесты по темам, которые можно включить в курс ОРКСЭ в качестве реализации национально-регионального компонента.
Цель учебного пособия: повысить знания учащихся, повысить интерес к изучению башкирской литературы и культуры, а также качество изучения предмета.
На выполнение заданий отводится 10 минут. Это значительно экономит время на уроках способствует его более продуктивному использованию. После проверки тестов на следующем уроке необходимо обязательно провести устную работу над ошибками и ознакомить учащихся с правильными ответами.
Тестовые задания распределены по темам.
Тема «Моя малая Родина»
Назови все символы Республики Башкортостан
А) флаг и герб;
Б) герб и гимн;
В) флаг, герб, гимн.
2. Какой город является столицей Республики Башкортостан
А) Стерлитамак;
Б) Уфа;
В) Салават.
3. Город Уфа расположен между реками
А) Агидель и Стерля;
Б) Стерля и Ашкадар;
В) Агидель и Караидель.
4. В Республике Башкоротостан А) 54 района;
Б) 60 районов;
В) 62 района.
5 . В Бурзянском районе находится знаменитая на весь мир пещера:
А) Победа;
Б) Шульган-Таш;
В) Салавата Юлаева.
6.Янгантау означает:
А) горящая гора;
Б) высокая гора;
В) долгая гора.
7.Лечебной грязью и минеральной водой известен санаторий:
А) Яктыкуль;
Б) Юматово;
В) Красноусольский.
Тема «Культура Республики Башкортостан»
1.Художественный музей имени Нестерова находится в : А) в Уфе;
Б) в Стерлитамаке;
В) в Салавате.
2.Ахмат Лутфуллин:
А) народный артист;
Б) народный художник;
В) народный писатель.
3. Коллекции минералов и руд , предметы культуры и быта башкирского народа находятся :
А) в краеведческом музее;
Б) в художественном музее.
4.Хусаин Ахметов:
А) художник;
Б) композитор;
В) писатель.
5 . Картину «Осенний пейзаж» написал:
А) М. Нестеров;
Б) Ф. Кащеев;
В) А Арсланов.
6. Даут Юлтый написал сборник стихов под названием:
А) «Дом»;
Б) « Семья»;
В) «Хлеб».
7. Мустай Карим:
А) башкирский писатель;
Б) художник;
В) композитор.
Тема «Обычаи и обряды Республики Башкортостан»
1.Башкирские танцы исполняются:
А) в национальных костюмах;
Б) в любой одежде.
2.Ичиги-это:
А) туфли;
Б) сапожки;
В) тапочки.
3.Сэсэны-это:
А) народные сказители;
Б) народные сказочники.
4. «Шежерэ» означает:
А) биография;
Б) родословная;
В) история родителей.
5. Слово «орнамент» означает:
А) украшение;
Б) наряд;
В) рисунок.
6. Сольная пляска исполняется:
А) одним человеком;
Б) двумя людьми;
В) тремя людьми.
7. Как башкиры относились к гостю?
А) прогогняли;
Б) старались угодить;
В) не обращали внимания.
Тема «Фольклор Республики Башкортостан»
1.Как называется башкирская народная игра:
А)»Улетели-улетели»;
Б) «Прилетели-прилетели»;
В)»Убежали-убежали».
2. Акбузат-это:
А) белый конь;
Б) черный конь;
В) сизо-белый конь.
3.Легенды и предания относятся:
А) к сказочной прозе;
Б) к несказочной прозе.
4. Детская башкирская игра называется:
А) Не говорить «да» и «красный»;
Б) Не говорить «нет» и «белый»;
В) Не говорить «да» и «белый».
5. Известное сказание о батыре называется:
А) Шульген-батыр;
Б) Урал-батыр;
В) Камыр-батыр.
6.Урал-батыр прожил:
А)100 лет;
Б) 101 год;
В) 102 года.
7. Докучные сказки рассказывают, когда
А) сказочник устал рассказывать;
Б) сказочник хочет рассказывать.
Тема «Праздники Республики Башкортостан»
1.День Независимости Республики Башкортостан:
А) 11 октября;
Б)12 октября;
В) 13 октября.
2. Сабантуй –это:
А) новогодний праздник;
Б) праздник окончания весенних полевых работ;
В) праздник сбора урожая.
3. На сабантуе проводятся игры и состязания6 А) для взрослых;
Б) для детей;
В) для взрослых и детей.
4. Назовите башкирские праздники:
А) Курбан-Байрам;
Б) Навруз;
В) Пасха.
5. Чему посвящен праздник Ураза- Байрам:
А) наступлению весны;
Б) окончанию поста;
6. Когда отмечается День Конституции Республики Башкортостан?
А) 24 декабря;
Б) 12 декабря.
7.Праздник «Воронья каша» проводится:
А)зимой;
Б)весной;
В) летом.
Тема «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Герои Башкортостана на фронтах Великой Отечественной войны»
1.В годы Великой Отечественной войны дважды героем Советского союза стал:
А) Муса Гареев;
Б) Александр Матросов;
В) Миннигали Губайдулин.
2. Командиром Башкирской кавалерийской дивизии был назначен:
А) майор Тагир Кусимов;
Б) полковник Миннигали Шаймуратов.
3. В сказе-воспоминании «Схватка с двадцатью танками» танкисту Кутлубаеву присвоили : А) орден Красной звезды;
Б) орден Красного знамени;
В) медаль «За отвагу».
4. Первым человеком, удостоенным звания Героя Советского Союза на Урале был:
А) Г. Арсланов;
Б) Т. Кусимов.
5. Назовите фамилии героев ВОВ , уроженцев города Стерлитамак:
А) Суханов Н.И.;
Б) Толстой Л.Н.;
В) Жуков К. Г.
Ответы к тестам.
Тема «Моя малая родина».
1.В; 2. Б; 3. В; 4.А; 5.Б; 6.А; 7.В.
Тема « Культура Республики Башкортостан»
А; 2. Б; 3. А; 4.Б; 5.А; 6. В; 7.А.
Тема «Обычаи и обряды Республики Башкортостан»
А; 2.Б ; 3.А; 4.Б; 5.В; 6.А; 7. Б.
Тема «Фольклор Республики Башкортостан»
1.А; 2.В; 3.Б; 4. В; 5.Б; 6.Б; 7.А.
Тема «Праздники Республики Башкортостан»
1.А; 2. Б; 3.В; 4.А; 5Б; 6.А; 7. Б.
Тема «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Герои Башкортостана на фронтах Великой Отечественной войны»
А; 2.Б; 3.Б; 4. А; 5.А.
Литература:
М.Х. Идельбаев, А.М. Сулейманов. Культура Башкортстана. Программа для 1-10 классов общеобразовательных школ.-Уфа, 2004.-60 с.
М.Х. Идельбаев, А.М. Сулейманов.Живые родники (История, литература и культура Башкортостана).-Уфа:Китап,2005.-192с., ил. 1-2 кл.
М.Х. Идельбаев, А.М. Сулейманов.Живые родники (История, литература и культура Башкортостана).-Уфа:Китап,2006.-232с., ил.
3-4кл.