Программа работы с родителями будущих первоклассников


Частное общеобразовательное учреждение
«Православная гимназия во имя святого благоверного великого князя
Александра Невского №11»
Принято педагогическим советом
«Православной гимназии №11»
Протокол №
от «Утверждаю»
Директор «Православной гимназии №11»
_______________В. А. Диденко
Программа работы с родителями будущих первоклассников
Автор-составитель:
Уманская М.В., к.п.н.,
зам. директора
по воспитательной работе
Православной гимназии №11
Нижний Тагил
2016
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………...….3
Учебно-тематический план ……………………………………………….....6
Содержание программы ...................................................................................8
Планируемые результаты освоения программы…………………………..13
Организационно-педагогические условия реализации программы ..........14
Список литературы ...……………………………………………………….15
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Назначение предлагаемой программы заключается в необходимости создания системы духовно-просветительской работы с родителями на этапе готовности включения детей в образовательную среду Православной гимназии №11. Программа адресована родителям, дети которых обучаются по дополнительной общеразвивающей программе «Школа развития будущего первоклассника».
Актуальность программы для родителей обусловлена рядом факторов. Во-первых, на фоне снижения многих показателей качества жизни современных детей, их телесного, психического и духовного здоровья, вопрос духовно-нравственного воспитания является одной из ключевых проблем нашего общества. Современный мир предлагает ребенку информацию вместо знания, заданную программу вместо развития собственной фантазии, телевизор и игровой компьютер вместо необходимого человеческого общения. Агрессивная информационная среда подавляет развитие личностных качеств, определяющих человеческую сущность - способности к состраданию и милосердию, к самостоятельному мышлению и принятию решений, творчеству и созиданию.
Во-вторых, мировоззренческая дезориентация большинства современных родителей, наносит ущерб духовно-нравственному развитию детей, и дискредитируют саму идею практику духовно-нравственного воспитания. Реализация данной идеи в условиях Православной гимназии №11 подчинена требованиям реализации Стандарта православного компонента. Это означает, что в рамках учебного заведения создается православного уклад жизни будущих гимназистов, способствующий решению задач православного образования и воспитания. Это подразумевает организацию систематического и системного изучения православной веры, религии и культуры; формирование духовной и нравственной ответственности богозданного человека; воспитание православного сознания и поведения человека, отношения к Богу, миру и социуму; воспитание жертвенного служения и любви посредством актуализации социокультурного опыта личности обучающегося, его размышлений о жизни и подвиге святых; раскрытие понятия свободы как независимости от безнравственных поступков, как независимости от греха, в соотношении понятий свободы выбора и свободы от зла (из «Основ Социальной Концепции Русской Православной Церкви» о достоинстве, свободе и правах человека).
Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряженности в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнерами педагогов в воспитании детей и их права на специальные психолого-педагогические знания.
Проблема приобщения родителей к формированию личности ребенка приобретает особую актуальность в современных условиях и подчеркивается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребенка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека.
Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Задача педагога – помочь родителям осознать то, что именно в семье должны сохраняться и передаваться духовно-нравственные ценности и обычаи. В целях расширения знаний по духовно-нравственному воспитанию для родителей предлагается консультативный материал по вопросам духовно-нравственного воспитания детей, тематические выставки фотографий, поделок, рисунков.
Цель программы: повышение педагогической и культурологической компетентности родителей (законных представителей детей), стремящихся воспитывать своих детей в православной традиции, содействие сплочению родителей (законных представителей детей) и педагогов гимназии.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:
«Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015)
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви «27» июля 2011 г. Журнал № 76).
Задачи программы:
1. Познакомить родителей будущих первоклассников с основами православной культуры.
2. Изучить с родителями возрастные особенности обучающихся, их психологические потребности на уровне дошкольного и начального общего образования, а также логику психического развития мышления, воображения, внимания, объяснительной речи, произвольности процессов, ценностного отношения к окружающему миру и себе.
3. Приобщить к участию в церковной жизни совместно с обучающимися, обеспечить первоначальное вхождение в литургическую жизнь Церкви.
4. Изложить основы семейного воспитания в контексте православных традиций.
5. Способствовать созданию условий для включения родителей в творческую деятельность через изготовление поделок, выставок фотографий, рисунков, открыток и др.
Отбор материала для духовного и психолого-педагогического просвещения родителей подчинен ряду условий:
1) психолого-педагогическое просвещение родителей, а именно: обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений, выполнения родительских ролей в семье и обществе, базируется на практико-ориентированном изучении психолого-педагогических особенностей личностного развития ребенка, знание которых является одной из составляющих воспитательного потенциала семьи и может быть проведено в формате лекции, проблемно-ориентированного семинара с возможным включением элементов социально-педагогического тренинга и др. Данное условие органично вписывается в требования ФГОС;
2) материал, отобранный для изучения, должен быть интересен родителям и доступен их восприятию, отвечать их запросам к организатору занятий, соответствовать возрастным особенностям детей;
3) занятия с родителями должны способствовать решению обозначенных задач в зависимости от профиля и квалификации специалиста, проводящего занятия, и принципов, положенных им в основу цикла или целевого ориентира отдельной встречи с родителями;
4) повышение воспитательного потенциала семей предполагает вариативность использования содержания, форм и методов работы на занятиях.
5) духовное просвещение родителей должно носить активный и разносторонний характер (беседы на территории храма, паломничества, участие в совместных духовных мероприятиях гимназии).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п Наименование разделов, тем Кол-во часов Рекомендуемые формы занятий
1. Модуль «Введение в духовную традицию православной веры»
1.1 Религия как ответ на вопрос о смысле жизни 1 Практикум
1.2 Православное христианство 1 Лекция
1.3 Заповеди и их применение в жизненных ситуациях 1 Беседа
1.4 О молитве 1 Экскурсия в храм, беседа
1.5 Священное Писание и Священное Предание  1 Лекция
1.6 О творении мира 1 Лекция
1.7 О грехе и о святости 1 Беседа
1.8 Таинства Церкви 1 Экскурсия в храм, практикум, беседа
1.9 Об иконопочитании в православии 1 Лекция
1.10 Краткий экскурс в современное сектоведение 1 Практикум, социально-психологический тренинг
Итого: 10
2. Модуль «Образовательное просвещение родителей»
2.1 Знакомство с гимназией. Диагностика 1 Экскурсия, практикум
2.2 Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в I класс, или Вновь за школьной партой 1 Беседа, практические рекомендации
2.3 Формирование личности в младшем школьном возрасте 1 Лекция
2.4 Трудности адаптации первоклассников к школе. Как их преодолеть? 1 Практикум
2.5 Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание первоклассника 1 Лекция
2.6 Учение – основной вид деятельности младшего школьника. Как родителям помочь ребенку в учебе 1 Беседа
2.7 Игра и труд в жизни младшего школьника 1 Лекция
2.8 Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младшего школьника 1 Беседа
2.9 Увлекаемость и увлеченность детей младшего школьного возраста 1 Практикум
2.10 Организация семейного чтения 1 Практикум
Итого: 10
3 Модуль «Творческая мастерская»
3.1 Художественная роспись 1 Творческий практикум, мастер-классы
3.2 Декупаж 1 3.3 Квиллинг 1 3.4 Скрапбукинг 1 3.5 Оригами 1 3.6 Рисование 1 3.7 Лепка 1 3.8 Плетение 1 3.9 Лоскутная практика 1 3.10 Батик 1 Итого: 10
Итого по программе: 30
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Модуль «Введение в духовную традицию православной веры»
1.1 Религия как ответ на вопрос о смысле жизни
Вера и религия. Обзор мировых религий. Уникальность Православия и его истинность в сравнении с другими религиями в историческом аспекте. Смысл и назначение жизни человека.
1.2 Православное христианство
Истинность Православия в духовно-нравственном аспекте. Возможность спасения вне Православия. Любовь к истине. Бог-Троица. Свойства Божии.
1.3 Заповеди и их применение в жизненных ситуациях
10 заповедей. Их разделение на 2 скрижали. Толкование заповедей. Применение заповедей в жизни. Заповеди блаженства.
1.4 О молитве
Молитва как общение с Богом. Храм. Молитва в храме и дома. Церковь как Тело Христово. Символ веры. Молитвенное правило, виды молитвословий. Молитвы в продолжении дня. Прелесть. Православный месяцеслов. Святыни в жизни христианина: священный хлеб, святая вода, освященный елей. Молитва за ближних. Молебны и требы. Посты.
1.5 Священное Писание и Священное Предание
Священное Писание Библия. Создание и переводы. Формы выражения и изъяснения смысла Священного Писания. Виды духовно-нравственной церковной литературы. Формы Священного Предания.
1.6 О творении
Творение видимого и невидимого мира. Появление зла. Образ и подобие Божие в человеке. Жизнь в раю. Грехопадение и его последствия. «Кожаные ризы», обещание спасения. Домостроительство Божественного спасения (Как Бог спас людей от греха и смерти).
1.7 О грехе и о святости
Понятие святости, почитание святых, чины святых. День Тезоименитства. Виды греха (первородный, родовой, личный). Смысл невинных страданий. Промысел Божий. Жизнь после смерти. Ад и рай. Мытарства. Частный суд. Поминовение усопших. Отпевание. Второе Пришествие. Страшный суд. Апокалипсис и конечные судьбы мира.
1.8 Таинства Церкви
Таинства Крещения, Миропомазания, Соборования. Духовничество. Таинство брака. Цель, обязанности мужа и жены. Венчание и обручение. Воспитание детей. Грехи против брака. Развод и канонические поводы к нему.
1.9 Об иконопочитании в православии
Иконы. Происхождение, богословие, история почитания, виды икон, краткая история иконописи.
1.10 Краткий экскурс в современное сектоведение
История сектантства. Христианские и нехристианские секты, коммерческие тренинги.
2. Модуль «Образовательное просвещение родителей»
2.1 Знакомство с гимназией. Диагностика
На первом занятии рекомендуется изучение не только нормативно-правовых основ взаимодействия образовательного учреждения с семьей в вопросах воспитания гимназистов, но и проведение педагогической диагностики семьи. Технологии педагогической и социально-педагогической помощи и поддержки семьи в современных условиях (понятие, виды помощи и поддержки, командное взаимодействие в реализации помощи и поддержки учащихся и их семей. Современная семья – какая она? (типология семей; семья как фактор девиаций ребенка; семья как фактор социализации и виктимности ребенка; позиция ребенка в современной семье; особенности организации работы с разными типами семей).
2.2 Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в I класс, или Вновь за школьной партой
Цель: ознакомить родителей с психолого-педагогическими особенностями развития детей младшего школьного возраста, предложить практические рекомендации.
Младший школьный возраст как жизненно важный этап в интеллектуальном развитии детей. Основные направления преобразования мышления в течение первых лет обучения в школе. Способы стимулирования интеллектуального развития детей этого возраста. Необходимость комплексного формирования всех видов интеллектуальной деятельности у детей младшего школьного возраста. Основные виды деятельности младших школьников: учение, труд, общение и игра. Особая роль учебной деятельности в развитии ребенка этого возраста. Сочетание различных видов деятельности как условие оптимального развития ребенка. Превращение познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти) из непосредственных в опосредствованные  и из непроизвольных в произвольно регулируемые. Условия ускоренного развития и совершенствования речи младших школьников. Кризис семи лет. Негативная симптоматика кризиса: упрямство, строптивость, негативизм, искусственность поведения, паясничанье, вертлявость, клоунада. Стратегия поведения родителей.
2.3 Формирование личности в младшем школьном возрасте
Цель: ознакомить родительский коллектив с особенностями формирования личности и отдельных личностных качеств ребенка в младшем школьном возрасте.
Младший школьный возраст – время закрепления мотива достижения успехов в качестве устойчивого личностного свойства человека. Усиление сознательного контроля и волевой регуляции деятельности. Предупреждение мотива избегания неудачи. Формирование адекватной самооценки  и нормального уровня притязаний ребенка. Условия формирования и закрепления трудолюбия как качества личности в младшем школьном возрасте. Развитие самостоятельности ребенка. Изменение системы взаимоотношений ребенка с окружающими людьми при поступлении в школу. Осознание ребенком своего личного отношения к миру, изменение содержания внутренней позиции детей, которое в большей степени связано с взаимоотношениями с другими людьми, особенно сверстниками. Влияние характера отношений с одноклассниками на эмоциональное состояние ребенка.
2.4 Трудности адаптации первоклассников к школе. Как их преодолеть?
Цель: ознакомить родителей с трудностями периода адаптации детей к школе в первый год обучения, предложить практические советы по их устранению.
Первый класс – праздник и стресс. Психологические трудности адаптации первоклассников к школе. Физиологические трудности адаптации первоклассника к школе. Основные проблемы адаптационного периода: включение в новую деятельность, вхождение в новую систему отношений, привыкание к непривычному режиму дня и работы, появление новых обязанностей, необходимость проявления таких качеств личности, как дисциплинированность, ответственность, настойчивость, усидчивость, работоспособность и трудолюбие. Пути преодоления трудностей адаптационного периода в школе.
2.5 Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание первоклассника
Цель: определить понятие «здоровый образ жизни» и его влияние на развитие и воспитание ребенка; предложить рекомендации по организации здорового образа жизни ребенка.
Здоровый образ жизни: понятие, структурные компоненты. Значимость воспитания здорового образа жизни первоклассника. Причины нарушения здоровья ребенка в школе: стрессовая тактика педагогического воздействия, несоответствие технологий и методик обучения функциональным возрастным возможностям детей, интенсификация учебного процесса, нерациональная организация учебного процесса и самостоятельной работы ученика. Психолого-педагогические рекомендации родителям первоклассников по сохранению здоровья детей. Режим дня – основа сохранения и укрепления здоровья первоклассника.
2.6 Учение – основной вид деятельности младшего школьника. Как родителям помочь ребенку в учебе
Цель: обозначить проблемы детей в учебе; дать рекомендации по организации помощи ребенку в учебе.
Новая социальная позиция: ребенок становится учеником, т.е. участником учебной деятельности, которая требует большого напряжения сил, воли, интеллекта. Общая стратегия поведения родителей в целях помощи детям для их более успешного обучения. Влияние родителей на мотивацию учения ребенка. Почему особенно важно на первоначальном этапе обучения обеспечить ученику успех. Практические рекомендации по оказанию помощи ребенку в учебе, при подготовке домашнего задания. Советы родителям для поддержания познавательного интереса в домашних условиях.
2.7 Игра и труд в жизни младшего школьника
Цель: определить место и значение игры и труда в жизни младшего школьника; предложить рекомендации по организации игровой и трудовой деятельности ребенка младшего школьного возраста.
Значение игры в жизни младшего школьника. Возможности игровой деятельности для младшего школьника. Изменение характера игр детей в младшем школьном возрасте. Появление и распространение игр-соревнований и конструкторских игр, способствующих развитию у детей деловых и интеллектуальных качеств. Развивающее значение детских спортивных игр. Игра как идеальная форма совместной жизни ребенка и взрослого. Игра – первичный и продуктивный способ пробуждения творческих потенций; мнимая ситуация, создаваемая для воплощения ребенком своей роли в жизни. Приучение ребенка к труду. Развивающие виды трудовой деятельности. Организация детского труда в школе и дома. Труд как инициативная, самостоятельная и творческая работа. Необходимость детского труда и способы его стимулирования.
2.8 Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младшего школьника
Цель: предложить родителям практические рекомендации по воспитанию нравственных привычек и культуры поведения детей.
Возраст 7-8 лет – благоприятный период для усвоения моральных норм. Психологическая готовность младшего школьника к пониманию смысла норм, правил и к их выполнению. Переход от нравственного реализма к нравственному релятивизму – к пониманию относительности существующих норм. Особенности нравственных суждений детей – реалистов и релятивистов. Нравственные привычки и способы их воспитания. Культура поведения ребенка и пути ее воспитания. Положительный пример родителей. Как помочь детям освоить нормы, правила, запреты, которые устанавливают взрослые. Тренинг детско-родительских отношений Г. Колпаковой.
2.9 Увлекаемость и увлеченность детей младшего школьного возраста
Цель: ознакомить родительский коллектив с возрастными особенностями первоклассников и способствовать формированию представления о возможности существования увлеченности и увлекаемости в этом возрастном периоде.
Младший школьный возраст как период активного ознакомления с окружающим миром и активного познания своих способностей и возможностей – благоприятный период для развития творчества ребенка. Увлекаемость как неизбежность возраста. Мир интересов и увлечений младшего школьника. Познание мира младшим школьником в деятельности и через деятельность. Деятельность как подражание взрослым (родителям). Зависимость разнообразия увлечений от окружения, условий, в которых живет ребенок. Правила поведения родителей: не ограничивать стремления ребенка к подражанию, копированию поведения окружающих, близких; создание условий для подражания, соответствующих возможностям ребенка.
2.10 Организация семейного чтения
Цель: определить роль семейного чтения в воспитании младшего школьника; предложить родителям практические рекомендации по организации семейного чтения.
Книга в семье и духовное развитие ребенка. Семейная библиотека. Приемы и методы приобщения ребенка к чтению. Развитие воображения и творческого мышления у детей в ходе обсуждения прочитанного. Как можно создать обогащенную среду дома, способствующую воспитанию любви к книге, чтению, развитию грамотности ребенка: письменная речь, чтение взрослыми газет, книг для своих собственных целей; семейное чтение вслух; возможность знакомиться со значением слов и выражений по надписям различного рода, инструкциям, с правилами детских игр, конструкторов и т.д.; возможность обращения к словарям и справочникам; устная речь, образцы речи взрослых; свободное общение в сюжетно-ролевых играх, в разговорах со сверстниками и др. Советы и рекомендации родителям по организации семейного чтения.
3. Модуль «Творческая мастерская» реализуется в форме мастер-классов и практикумов с приглашенными специалистами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Родители, освоившие содержание программы:
1. Знают основы православной культуры.
2. Знают и учитывают в практике воспитания возрастные особенности обучающихся, их психологические потребности на уровне дошкольного и начального общего образования, а также логику психического развития мышления, воображения, внимания, объяснительной речи, произвольности процессов, ценностного отношения к окружающему миру и себе.
3. Способны к участию в церковной жизни совместно с обучающимися, стремятся к первоначальному вхождению в литургическую жизнь Церкви.
4. Приобщены к творческой деятельности, совместно с гимназистами участвуют в практиках по декоративно-прикладному искусству.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Формы организации обучения Лекционные и практические занятия в соответствии с учебно-тематическим планом. Практические занятия преимущественно проводятся в малых группах (3-4 человека) постоянного или сменного состава. Возможна организация индивидуальной работы с родителями на занятиях по предварительным запросам.
Технические условия, необходимые для реализации программы Компьютер
Проектор
Интерактивная доска
Интернет
Учебно-методические условия Презентации по темам программы
Диагностические материалы Анкеты для диагностики условий семейного воспитания
ЛИТЕРАТУРА
Модуль «Введение в духовную традицию православной веры»
Берсенева Т. Жизнь по совести. Ответы на вопросы современных школьников. – М.: Паломник, 2000. – 111 с.
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: «Российское Библейское общество», 2003. – 927 с.
Бородина А. В. Основы православной культуры.- М.: Издательский дом «Покров», 2003. – 288 с.
Давыдова Н. В. Мастера. Книга для чтения по истории Православной культуры. – М.: Издательский дом «Покров», 2004. – 455 с.
Куломзина С. С. Две тысячи лет. История Православной Христианской Церкви. – М., 2000. – 333 с.
Пособие для учителей по предмету «Христианское учение».-Латвийская Православная Церковь, 2004. – 60 с.
Слободской С., прот. Закон Божий. Руководство для семьи и школы. – М.: Оранта, 2007. – 648 с.
Сурова Л.В. Церковный год. Беседы о православии. – М.: Паломник, 2000. – 395 с.
Христианство и религии мира. Учебное пособие. – М.: Про-Пресс, 2000. – 224 с.
Чему нас учит прекрасный Божий мир? – М.: Благовест; Царское дело, 2000. – 382 с.
Модуль «Образовательное просвещение родителей»
Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2010. – 623с.
Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие для вузов. – Ростов-на-Дону, 2010. – 384 с.
Возрастная  и  педагогическая психология: Хрестоматия. – М.: Академия, 2010. – 367 с.
Гиппенрейтер Ю. Самая важная книга для родителей. – М.: АСТ, 2014. – 752 с.
Куломзина С.С. Наша церковь и дети. Христианское воспитание детей в современном мире. – М.: Образ, 2008. – 129 с.
Максимов А. Дети как зеркало. Как подружиться с собственным ребенком, меняясь самому. – СПб.: Питер, 2016. – 288 с.
Максимов А. Песталоцци XXI. Книга для умных родителей. – СПб.: Питер, 2015. – 256 с.
Перекатьева О.В., Подгорная С.Н. Современная работа с родителями в начальной школе /О.В. Перекатьева, С.Н. Подгорная. Ростов н/Дону.: МарТ, 2004. – 142 с.
Смирнова Е.О. Детская психология. Учебник. ФГОС. – М.: Кнорус, 2016. – 280 с.
Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с родителями / О.В. Хухлаева. М.: Генезис, 2008. – 160 с.