Технологическая карта урока окружающего мира по теме Путешествие в подводный мир 2 класс УМК Планета знаний

Технологическая карта урока
Учитель:
Баракина Елена Константиновна

Место работы:
МБОУ «Средняя школа №6» г. Кольчугино Владимирской области

Должность:
Учитель начальных классов

Предмет:
Окружающий мир

Предметная программа и ее автор:
УМК «Планета знаний» Авторы: И.Г.Ивченкова, И.В.Потапов

Класс:
2 «Б»

Тема урока:
Путешествие в подводный мир

Тип урока:
Урок – диалог усвоения новых знаний

Технология урока:
Урок с использованием ИКТ и технологии обучения в сотрудничестве.

Цель урока:
Создание содержательных и организационных условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися знаний по теме «Исследование глубин морей и океанов».

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;
формирование чувства любви к Родной природе.


Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);
формирование умения различать аппараты для исследования глубин морей и океанов (познавательные УУД);
формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;
формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД);
формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).


Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

освоение знаний по теме: «Исследование глубин морей и океанов».


Оборудование:
ЭОРы по теме (презентация, 2 видеоролика), ПК учителя, учебники, раздаточный материал для работы в группах, дополнительная научная литература.



Содержание взаимодействия учителя и учащихся

Этапы урока

Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Универсальные учебные действия

1. Самоопределение к деятельности.
Организует ситуацию, позволяющую настроиться на положительные эмоции, проверить готовность к уроку.

- Улыбнитесь друг другу!
- Прикоснитесь ладошками!
- Пожелаем друг другу удачи!
Настраивают себя на работу на уроке.
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать что - то новое.
Регулятивные: нацеливание на успешную работу. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Учитель читает стихотворение:

- И с давних пор,
Из века в век,
Узнать стремился человек,
Как труден путь,
Что там вдали?
И снаряжал он корабли,
И опускался до глубин,
И поднимался до вершин.
Материки он открывал.
Как мир прекрасен узнавал!

- Ребята, а как человек познаёт прекрасный наш мир? (путешествуя)
- А что он делает во время путешествий, чтобы познать мир? (наблюдает, изучает, исследует)
- Сегодня на уроке мы продолжим наше путешествие по планете Земля. Вас будут ждать новые и интересные открытия. Какими они будут: большими или маленькими, у каждого из вас они будут свои.














Отвечают на вопросы, рассуждают.


Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей.
Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме.

3. Организация деятельности по «выходу» на тему,
цель урока.
Постановка учебных задач.
Учитель в позиции консультанта - фасилитатора побуждает учащихся к принятию темы, цели, учебных задач урока.

- Итак, внимание, на экран!
Просмотр фрагмента видеоролика -1 «Чудеса голубой планеты»
( остановка фильма на 27секунде)

Игра «Море предсказаний»
- Предскажите, о чём пойдёт речь дальше в этом фильме?
(У каждого ученика листочек в виде капельки, на котором они пишут свои предсказания.)

- Из ваших капелек получилось целое «море» предсказаний!
(Учитель зачитывает несколько ответов детей).
- Я тоже хочу прочитать своё предсказание.
- Я думаю, что продолжение фильма вам поможет сформулировать тему нашего урока.

Продолжение просмотра видеоролика-1.
- Сформулируйте тему нашего урока. Презентация (2 слайд)
- А могли бы мы увидеть всё то, что увидели сейчас в фильме, если бы оказались не в классе, а там, под водой? (Нет. Для этого нам понадобились бы специальные приспособления.)
- А без этих приспособлений мы бы просто задохнулись под водой.
- Назовите цель нашего урока.
- Какие задачи стоят перед нами на уроке? Презентация (3 слайд)

Смотрят видеофильм.
У каждого ученика листочек в виде капельки, на котором они пишут свои предсказания.
Формулируют тему, цель, учебные задачи урока, делают вывод.
Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов.
Регулятивные: определение темы, формулирование цели и учебных задач урока.
Познавательные: постановка и решение проблемы.
Коммуникативные: формулирование грамотных, четких речевых высказываний

4. Построение проекта решения учебных задач урока (организация взаимодействия с учащимися по теме урока):





























- работа в статичных группах с текстом учебника (с.68, 69);




















- первичное закрепление;













Физкультминутка
Учитель организует взаимодействие с учащимися через диалог.

- Ребята, а кто из вас с родителями ездил к морю?
- Наверное, кто-нибудь из взрослых занимался подводным плаванием.
- Какие приспособления они для этого использовали? Презентация (4 слайд )
(Маску с трубкой, акваланг.)
- Как вы думаете, на какой глубине можно использовать маску с трубкой?
(На небольшой глубине.)
- Иначе не хватит воздуха. Человеку придётся часто выныривать. Или конец трубки должен находиться над водой.
- Кто знает, что означает слово «акваланг», «аквалангист»?
- Посмотрим в энциклопедии. Презентация (5 слайд)
- На какой же глубине можно использовать акваланг?
- Почему? (На небольшой глубине.)
- У аквалангиста тонкий резиновый костюм. А чем глубже, тем холоднее. На большой глубине очень сильное давление и закладывает уши. Аквалангист просто не сможет долго работать под водой.
(На доске появляются слова: «аппараты для подводного погружения», «акваланг».
( Приложение №1)

Учитель организует работу в группах, делает инструктаж, даёт план и радаточный материал для составления кластера.

- Сейчас вам предстоит работа с текстом в учебнике по группам.
- 1 группа – читает 2 абзац, 2 группа – 3 абзац, 3 группа – 4 абзац.
- Каждая группа составляет кластер к тому аппарату для подводного погружения, о котором говорится в тексте.
- План для составления кластера.
1. Название аппарата.
2. Описание аппарата.
3. Глубина погружения.
4. Для чего использовался?
5. Достоинства.
6. Недостатки. Презентация (6 слайд)
(Приложения №2, 3, 4, 5)
Презентация (7 слайд)

Учитель прикрепляет кластер каждой группы к общему кластеру на доске.

- С какими аппаратами для подводного погружения мы познакомились?
- Что у них общего?
- Чем они отличаются?
- Для чего человек погружается под воду?

Презентация (8 слайд - заставка)





- «Земля!» «Воздух!» «Вода!»



Учащиеся участвуют в диалоге с учителем, делают выводы.
Повторяют правила работы в группе.
Работают в группах, читают текст, обсуждают его по плану, составляют кластер, используя раздаточный материал с опорными словами и предложениями.
Защита кластера перед классом.
Обобщают изученный материал.









































·







Обобщают изученный материал.














Учащиеся выполняют движения:
«Земля!» - присели; «Воздух!» - машут руками, как птицы; «Вода!» - «плывут».

Личностные: делегирование полномочий, безконфликтное взаимодействие в команде, взаимопомощь.
Регулятивные: умение работать по плану в соответствии с поставленной задачей, определять правильность выполненного задания.
Познавательные: умение работать с инструкцией, отбирать необходимую информацию из различных источников, построение логической цепи
рассуждений.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу.








- работа в статичных группах с информационными источниками;














































- проверка выполнения творческих заданий по группам.
- Мир морей и океанов удивителен и разнообразен. И сейчас мы в этом убедимся.
- Вы побываете в роли учёных.

Учитель раздаёт информационный материал и источники для каждой группы, ставит задачу. Нацеливает на выполнение творческой работы. Координирует взаимодействие учащихся.

- 1 группа будет океанологами. Презентация (9 слайд)
- Кого называют океанологами? Океанолог – это профессия человека, который занимается изучением морей и океанов, их обитателей.
- Определите и обсудите вопрос в группе: «Какие из предложенных вам животных и растений относятся к морским обитателям?» Используйте для этого дополнительную литературу. (Приложение №6)
- Выполните творческую работу «Подводное царство».

- 2 группа будет диетологами.
- А кого называют диетологами? Диетолог – профессия человека, который даёт рекомендации по вопросам правильного питания.
- Прочитайте и обсудите вопрос: «Что относится к рыбе и морепродуктам?» Используйте для этого информационный материал. (Приложения №7, 8)
- «Соберите» пищевую корзину из рыбы и морепродуктов из предложенных «продуктов – картинок». Подпишите их названия. (Приложение №9)

- 3 группа будет экологами.
- Кого называют экологами? Экологи – это специалисты, которые ведут работу по защите окружающей среды.
- Прочитайте информационные листы и обсудите вопрос: «Почему исчезают обитатели морей и океанов?» (Приложение №10)
- Выполните творческую работу – эмблему своей группы экологов – защитников природы морей и океанов.

- «Океанологи»: Каких животных вы выбрали для выполнения творческой работы? Каких не выбрали? Почему?

- «Диетологи»: Какие «продукты» вы положили в корзину? Какие «продукты» не положили? Почему?

- «Экологи»: Каких обитателей вы выбрали для вашей эмблемы? Почему? Что означает ваша эмблема?

Показ иллюстраций в книге, макета «морской ёж»; прослушивание голосов дельфина, косатки, кита; сообщение дополнительной информации.
(Книга «В подводном царстве». Живой театр. Изд. «Азбукварик», 2011)

- Красоту подводного мира создают: причудливые водоросли, кораллы, образующие коралловые рифы.
Всего около 170 тыс. видов животных обитают в морях и океанах.
Презентация (10 слайд – кораллы)

Макет - морской ёж.

- Морская пища содержит много витаминов, которые необходимы для организма человека. Ещё в морской рыбе содержится йод, которого жителям России часто не хватает в питании, а между тем он может спасти от многих тяжелых болезней. Содержится йод и в водорослях под названием морская капуста.
Презентация (11 слайд – морская капуста)

- Ни один год не проходит на планете без катастрофы. Нефтяная пленка способна вызывать гибель морских и прибрежных обитателей. Бытовой мусор: пластмассовые предметы, всякие бумажки, жестянки, бутылки, полиэтиленовые пакеты, упаковки от плиток шоколада, - всё это не только нарушает красоту мест отдыха, но и ложится на дно морей и океанов, отнимает у их обитателей часть их жизненного пространства и служит существенными объектами загрязнения.
(12 слайд - экологическая катастрофа)

- На дне Мирового океана имеются залежи полезных ископаемых. Это кладовая по добыче алмазов, жемчуга, которые служат для изготовления ювелирных украшений. ( 13 слайд – дары моря: алмазы, жемчуг)

Презентация (14 слайд – заставка)

- Ребята, всё то, что вы узнали на уроке, и то, что сейчас продемонстрировали, ещё раз доказывает, что моря и океаны – это красота подводного мира, и нам необходимо всё это беречь.






Выполняют задания в группах, используя информационный материал. Участвуют в обсуждении творческого задания. Представляют его перед классом. Излагают изученную информацию. Участвуют в диалоге с учителем.























































Участвуют в диалоге с учителем.
Регулятивные: планирование, прогнозирование.
Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

5. Итог урока.
Учитель задаёт вопросы, раскрывающие понимание учащимися материала урока.

- Вспомним цель нашего урока.
- Достигли ли мы поставленной цели?
- О чём расскажете дома?


Обобщают, выделяют главное (вспоминают цель урока).
Познавательные: умение обобщать полученную информацию, делать выводы.
Коммуникативные: ведение учебного диалога.

6. Рефлексия деятельности.



Учитель проводит игру «Запусти рыбку»: раздаёт «рыбки» для самооценки деятельности учащихся на уроке, делает инструктаж по рефлексии.

- Если вы чувствовали себя на уроке комфортно, и у вас всё получалось – запустите в наше «море «золотую рыбку;
- если пока не всё удавалось – «розовую»;
- если было очень трудно, не комфортно – запустите «чёрную» рыбку.

Дети оценивают свою работу на уроке. Выбирают рыбку по цвету согласно своей деятельности.
Коммуникативные: высказывать и аргументировать свое мнение.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

7. Домашнее задание.
Учитель обеспечивает понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

- Подготовьте сообщение об обитателях морей и океанов или любую другую информацию по теме нашего урока.

- И в завершении урока, я предлагаю вам ещё раз полюбоваться красотой подводного мира.

Просмотр видеоролика-2 «Красота подводного мира».

- Спасибо всем за работу на уроке!

Фиксируют, уточняют.
Личностные: осознание личностного смысла учения, желания учиться.
Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.






Прогнозируемый результат: учащиеся научатся различать аппараты для исследования глубин морей и океанов и понимать цель этих исследований; отбирать необходимую информацию по теме; работать с текстами; взаимодействовать в интерактивном режиме на основе сочетательного диалога.


15