Урок географии в 6 классе по теме: Исследование Арктики. Растительный и животный мир


Урок географии в 6 классе по теме: «Исследование Арктики , растительный и животный мир.», разработан для проведения Всероссийского урока географии «Арктика- фасад России», учитель географии Юрлова В.В.
Цели и задачи урока:
Познакомить учащихся с этапом исследования Арктики
сформировать у учащихся образ арктических пустынь и тундры;
изучить особенности природных компонентов в данных зонах, установить их взаимосвязь;
формировать представление о хозяйственном использовании ресурсов природных зон и проблемах нарушения целостности ПК;
развивать познавательную активность учащихся;
развивать навык самостоятельной работы;
закреплять навык работы с различными источниками знаний.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, беседа с целью активизации опорных знаний, рассказ учителя с последующей беседой, самостоятельная работа,
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
Карта «Природные зоны России»;
Атласы;
Учебник;
Раздаточный материал к уроку;
Презентация;
Ход и содержание урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся.
Сегодня мы познакомимся с исследователями Арктики и многообразием растительного и животного мира.
Какие задачи нам предстоит решить? (ответы учащихся)
3. Изучение нового материала.
1. Объяснение учителя с использованием презентации «Исследователи Арктики»
Какими качествами должен обладь человек, чтобы быть полярником?
2. Отправляемся в путь по природным зонам России.
«Эти природно-хозяйственные зоны находятся на Крайнем Севере России и отличаются длительными полярными ночами и днями, очень суровым климатом и многолетней мерзлотой. Зимой это царство снегов и льдов, а коротким прохладным и дождливым летом – болот, озер, мхов и лишайников».
А) Первая ПЗ – арктическая пустыня.
Какие растения должны выжить в этих суровых климатических условиях?
Какие животные встретились? Как они приспособились к жизни в суровых условиях Арктики?
Используя полученные знания на уроке, заполните таблицы:
Особенности органического мира зоны арктических пустынь.
Органический мир Примеры Особенности приспособления к суровым условиям
Растительность мхи, лишайники, камнеломки, полярный мак отсутствие корней, стелющиеся формы
Животный мир моржи, тюлени, белый медведь, чистики, гагары, чайки связь с морем, толстый слой жира, густой мех и оперенье, маскирующая окраска
Б) Тундра
Как вы думаете, то означает слово «тундра»? (высказывания учащихся)
Тундра – огромная по площади природная зона. Занимающая пятую часть территории нашей страны между ледяной зоной на севере и лесотундрой на юге. Она протянулась от Кольского полуострова на западе до Камчатки на востоке. Наибольшая протяженность ее в Западной и Восточной Сибири.
Заполнение таблицы.
Особенности органического мира зоны тундры.
Органический мир Примеры Особенности приспособления к суровым условиям
Растительность Животный мир На основе рассказа учителя и подготовленного ученика, заполнение таблицы.
Какое определение понятию «тундра» вы бы выбрали и почему?
Слово «тундра» происходит от финского «tuntu-ri», что означает «плоский безлесный холм». И действительно, отсутствие деревьев — самая яркая, бросающаяся в глаза особенность тундр.
Термин «тундра» произошел от финского слова, которое означает «бесплодная земля» или «враждебная территория».
Тундра – вид природных зон, лежащих за северными пределами лесной растительности, пространства с вечномёрзлой почвой, не заливаемой морскими или речными водами.
Тундра – это неоглядная равнина, густо испещренная озерами и будто приплюснутая низким облачным небом.
Использование территории Арктики.
Долгое время Арктика считалась территорией, не приспособленной для жизни людей («мёртвая земля»), непроходимой ни водным, ни наземным путём.
Огромную роль в освоении Арктики сыграл Северный морской путь.
Россия – первая и единственная страна, использующая так называемые дрейфующие полярные станции.
Данные, получаемые во время экспедиций расширяют знания учёных о процессах, происходящих в природной среде Центральной Арктики, и помогут объяснить причины глобальных климатических изменений.
Арктика привлекает многие страны богатыми запасами газа и нефти. Таяние льдов и общее потепление, по прогнозам учёных, могут сделать Северный Ледовитый океан оживлённой транспортной магистралью между Европой, Азией и Америкой.
Из-за деятельности человека (и прежде всего из-за добычи нефти, строительства и эксплуатации нефтепроводов) над многими частями российской тундры нависла опасность экологической катастрофы. Из-за утечек топлива из нефтепроводов происходит загрязнение окружающей территории, нередко встречаются горящие нефтяные озёра и полностью выгоревшие территории, когда-то покрытые растительностью.
Несмотря на то, что во время строительства новых нефтепроводов делают специальные проходы, чтобы олени могли свободно перемещаться, животные не всегда могут найти и воспользоваться ими.
По тундре перемещаются автопоезда, оставляющие после себя мусор и уничтожающие растительный покров. Повреждённый гусеничным транспортом почвенный слой тундры восстанавливается не один десяток лет.
Всё это приводит к возрастанию загрязнённости почвы, воды и растительности, падению числа оленей и других обитателей тундры
4.Закрепление.
Разгадывание кроссворда
Кроссворд
Создан cовместно с Кроссгеном на сайте http://biouroki.ru/workshop/crossgen.html      5                      
              3              
                            9
4                            
                             
                  2          
  1                     7    
                             
                             
                6            
                             
  8                          
                             
 Вопросы
По горизонтали:
Растение, растущее в тундре с вкусными ягодам. Ее замачивали в бочках, сушили, варили варенье, мариновали.
«Арктическая малина»
Пища для белого медведя, Латинское название восходит к греческому слову, означающему «маленькая морская свинка» .
Они в арктической пустыне широко распространены, бывают красные, зеленые ,коричневые, т.е. разноцветные
По вертикали:
      5                      
      м      3              
      о      ч            9
4 морошка            м      ж      й            е              к  2         д  1 брусника    7   в                  р    я  е                  к    г  д                6 тюлень                  и    л   
  8 лишайники  ь   
                  а         
2. Область , «находящаяся под созвездием Большой Медведицы», в переводе «северный»
3.Морские птицы
5. Крупный морской зверь с очень толстой кожей. Верхние клыки чрезвычайно развиты, удлинённы и направлены вниз. Очень широкая морда усажена многочисленными толстыми, жёсткими, сплющенными щетинами-усами (вибриссами)
7.Лишайник – олений мох- любимая пища полярных оленей
9. Царь Арктики, самый крупный хищник на Земле
5. Дом. зад.
Составить текст про Арктику из 12 предложений, в который надо , чтобы «закрались» 3-4 ошибки ( текст с ошибками)