Интеллектуальная игра Путешествие по морю знаний


Путешествие по морю знаний
День знаний в 4 классе
Юрченко О. Г.
Тип: интеллектуальная игра.
Форма: путешествие.
Цели: развитие логического мышления, умения защитить свою точку зрения, расширение кругозора, развитие интеллектуального и творческого потенциала детей, объединение детей и родителей в единое творческое пространство, установление дружеских отношений.
Количество участников: две команды, каждая из которых включает 10-12 человек.
Реквизит, оформление:
книга путешествия « Поднять паруса!»;
диск с записью шума моря и различных голосов птиц;
эмблемы команд «Русалочки», « Зенит»;
костюм царя;
рисунки фразеологических оборотов;
рисунки «птичий базар» и «птичий рынок»;
карточки с задачами;
сигнальные карточки;
экзаменационно–обучающая машина ЭОМ- 3;
колокольчик;
ручки, листы бумаги;
песочные часы;
слова для составления логической цепочки;
книжка- раскладушка вежливых слов.
План
Инсценирование сказки «Сказка о подсказке».
Старт- отправление.
Разминка.
Птичий базар.
В гостях у жителей подводного царства.
Остров Загадок.
Возвращение.
Подведение итогов.
Ход мероприятия
Учитель: Здравствуйте дорогие родители, уважаемые гости. Вашему вниманию мы предлагаем « Сказку о подсказке».(Завуч начальной школы 2001г. №5)
Учитель: Какова мораль данной сказки?
( Ответы детей).
Учитель: Наше занятие называется «Путешествие по морю знаний». В путешествие мы отправляемся двумя командами.
Первая команда- « Русалочки». Командир корабля ……. . Вторая команда «Зенит». Командир корабля ………. .
На кораблях присутствует старший офицерский состав в лице ваших родителей.
Итак, в путь!
Царь: Подождите. Прежде я вам загадаю загадку, а вы через несколько минут скажите, какое наставление я вам дал.
( Царь говорит загадку, ссылаясь на рисунки).
Дорогие ребята, отправляясь в путешествие по морю знаний, зарубите себе на носу:
- В дороге нельзя переливать из пустого в порожнее.
- Оказывать медвежью услугу товарищам, ведь они тебе тоже могут подложить свинью.
- Не искать козла отпущения, а плыть в одной лодке. И тогда вы можете убить двух зайцев и оказаться на седьмом небе.
( На столе каждой команды лежит этот текст).
Царь: Какое наставление я вам дал? (Дети повторяют наставления, передавая смысл фразеологизмов)
Учитель: Молодцы. Итак, в путь! Наше плавание началось. И начало нашего плавания начинается с разминки.
Конкурс «Разминка».
(Каждая команда за одну минуту должна дать как можно больше правильных ответов).
Задания первой команде.
1. Прибор для определения сторон горизонта… (компас).
2. Треугольник, круг, прямоугольник, квадрат. Какая фигура лишняя?
(круг).
3. Равенство, содержащее переменную называется …(уравнением).
4 . Столица нашего государства…(Москва).
5 . Какого рода слово кофе? (м.р.)
6. Орган обоняния? (нос)
7. Сколько ног у паука? (8)
8. У кого уши на ногах? (У кузнечика.)
9. 1час20мин переведите в минуты. (80 мин.)
10. Какой зверёк спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь.)
11.Сколько слогов в слове мёрзнут? (2)
12. Кто автор сказки « Конёк- Горбунок»? (П. П. Ершов).
13. Какую безударную гласную напишите в слове директор? (и).
14.Апрель, март, июнь, май-какой месяц лишний? (июнь).
15. Верно ли утверждение: периметр квадрата - это сумма длин двух его
сторон? (нет).
16. Закончи предложение. Если один из множителей равен нулю, то….
(произведение равно нулю).
17. Подлежащее и сказуемое - … (главные члены предложения).
18. Сколько см в половине дм? (5 см)
19. Деревенский будильник. (Петух).
Задания второй команде.
1. Орган осязания? ( Кожа ).
2. Солнце- это ….(раскалённая звезда).
3. В каком времени глагол сошьёт? ( б. вр.).
4. Назовите самое большое трёхзначное число. (999).
5. Закончи предложение. Если делимое и частное равны, то…
(делитель равен 1).
6. Перемена продолжается шестую часть часа. Сколько это минут?(10)
7. Если сын в три раза младше отца, то отец…(в три раза старше сына)
8. Она бывает брюссельская, цветная, савойская, кочанная.( Капуста).
9. Чему равна половина суток? (12 ч.)
10. Какую безударную гласную напишите в слове Москва? (о ).
11. Изменение слова по вопросам называется….(склонением).
12. Как зовут поэта Лермонтова? ( Михаил Юрьевич).
13. Назовите автора сказки « Гадкий утёнок» (Х. К. Андерсен).
14. Естественный спутник Земли (Луна).
15. В каком времени глагол увижу? (б. вр.)
16. Можно ли перенести слово яма? ( нет).
17. Какой праздник отмечаем 9 мая? ( День Победы).
18. Кто создал славянскую азбуку? ( Кирилл и Мефодий).
19. Сколько гласных букв? ( 10 ).
20. Условие, решение, ответ назовите недостающий компонент
(вопрос).
Учитель: Молодцы.
Слова рынок и базар – синонимы, но в некоторых сочетаниях отличаются друг от друга. Что означают выражения птичий базар и птичий рынок?
Представьте шум тысяч голосов. Это птицы. Мы приближаемся к странному берегу. Да это же настоящий птичий базар. Давайте
прислушаемся, что они говорят. Возможно, что в некоторых своих
утверждениях они могут ошибаться. Если вам кажется, что они говорят
правду поднимите зелёную карточку, если не согласны с их
утверждением поднимите красную карточку. Но в таком случае
вы должны дать правильный ответ.
Птицы утверждают, что…
1. Из морских обитателей самым умным является акула.(-)( Дельфин.)
2. Из морских животных выводит потомство в песке на берегу пингвин. ( -) (Черепаха).
3. Если в море попадёт капелька смолы, то может получиться янтарь.( +)
4. Если в раковину моллюска попадёт песчинка, то может получиться булыжник. ( - ) ( Жемчужина).
5. Рыбное стадо называется косяк. ( +)
6. Слоны не умеют плавать. (-)(Умеют, даже под водой).
7. Синица съедает за сутки столько насекомых, сколько весит сама.(+)
8. Зайцу удобнее бежать с горы. (-)( В гору, т. к. у зайца передние ногикороткие, а задние длинные).
В гостях у жителей подводного царства.
Учитель: Давайте на несколько минут опустимся в морские глубины. Как вы думаете, обитает ли кто-нибудь в воде? А отличаются морские и речные обитатели? Найди 10 названий речных рыб:
К ПЛ О Т В А Ь
А ЩПЕ С К А РРУ Н С О М * ПА К А С У Д А К
С А ЗЛ И Н Ь *
Ь С А О К У Н Ь
Ответ: карась, щука, сазан, судак, плотва, пескарь, окунь, сом, линь, карп. Ребята, вы слышали когда-нибудь про этикет? Да,- скажете вы,- это: ни на кого не чихай, на ноги не наступай, говори вежливо, дверью не хлопай. Правильно. « Этикет» в переводе с французского - «правила поведения». И придуманы они не потому, что кому-то захотелось, а потому, что людям с ними жить удобнее и радостнее.
Есть много разных правил поведения. Справедливых и добрых. Но нельзя забывать, что в слове заключена великая сила. Недаром говорят: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». И это, действительно, так. Иногда от грубого слова, вылетевшего неожиданно, кому-то может быть очень плохо. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, помочь рассеять плохое настроение, даже вылечить… Есть много разных красивых вежливых слов.
1. Слова приветствия (здравствуйте, доброе утро, добрый день/вечер).
2. Слова обозначающие просьбу( пожалуйста, разрешите, будьте добры,
будьте любезны).
3. Вежливые формы извинений (извините, простите)
4. Слова благодарности (спасибо, благодарю).
5. Слова – пожелания (спокойной ночи, приятного аппетита, счастливых снов, до свидания)
Сейчас немножко поиграем.
Игровая ситуация для команды «Русалочки» «Знакомьтесь, пожалуйста»
Игровая ситуация для команды «Зенит» «Слова утешения»
– Лена прищемила палец. Ей больно. Утешьте ее.
Молодцы. Нам пора подниматься наверх.
Итак, что мы видим впереди? Это остров. И для нас это остров Загадок.
Из кораблей на берег мы можем высадиться только благодаря старшему офицерскому составу, который должен опустить трап на берег, построив логическую цепочку из слов: Евразия – Земля – Вселенная – Солнечная система – Россия – планеты.
Вот мы и на берегу. Кто же обитает на этом острове? Догадайтесь, кто это и скажите.
1. Хвост веером, на голове корона, прекрасней нет птицы. Еще в древности греки и римляне считали эту птицу священной. Хвост представляет собой смесь голубого, зеленого и золотого цвета. Повсюду на хвосте расположен правильный узор из «глаз», которые меняются в цвете. (Павлин).
2. Он известен, главным образом, как самое быстрое животное на Земле, способное развивать скорость до 90 км/ч. Благодаря этому качеству он с успехом преследует зайцев и более крупные виды животных, включая антилоп и газелей. (Гепард).
3. Прожорливость этих животных соответствует их размерам. Взрослому требуется ежедневно 150кг растительной пищи. Воду они тоже пьют в больших количествах, примерно 70л в день. Прекрасно умеют плавать. (Слон).
4. Наше семейство обширно. В него входит около 50 видов. Самые маленькие имеют длину тела 28см, длину хвоста14см, массой 450гр. У самых больших длина тела 1,7м, хвоста 1м, масса до 90кг. Живем до 20 лет на воле, 28 лет в неволе. Растительноядные. Даже у самых больших сородичей детеныши при рождении весят <1г и живут в сумках своих мам. (Кенгуру).
Угадали всех животных, которые обитают на этом острове. Но у меня к вам математические задачи:
1. Самая большая из существующих рыб- гигантская китовая акула - достигает в длину 15 м. На сколько и во сколько раз она больше самой маленькой рыбки на Земле- карликового бычка - размером 8 мм ?
2. Капитан Врунгель погнался за кенгуру, в сумку которого попал мячик от гольфа. Кенгуру в минуту делает 70 прыжков, каждый прыжок 10м . Капитан Врунгель бежит со скоростью 10м/сек. Догонит ли он кенгуру?
Следующее задание.
Представьте, вы встретились с жителем этого острова и он вам сказал:
«Повар посолил суп солью».
«У Юры жил молодой котенок».
А как бы вы сказали? Исправьте ошибки.
Подходит время возвращаться домой. На пути нам встречаются скалы. Не разбиться бы. И сейчас все будет зависеть от ваших капитанов. Капитаны, выберите себе помощника из старшего офицерского состава и подойдите к машине.
Капитанам даются карточки, за которые они получают оценки.
- Что произойдет если две команды объединить в одну? Выберите правильный ответ:
Сливание. Слитие. Слияние. Сливка. Слив.
Произошло слияние. Получился наш класс. В начале путешествия царь загадал вам загадку. Каких двух зайцев убили? (1. Поиграли с родителями. 2. Узнали новое.). Я задам вам вопросы. Хочу знать, что вы запомнили из нашей встречи. (Учитель задает вопросы).