Урок по географии в 8 классе на тему: “Этнический, национальный, религиозный состав населения России”


Тема: “Этнический, национальный, религиозный состав населения России”
Цели.
1. Познакомить с особенностями национального, религиозного состава России, с размещением народа по территории страны.
2. Воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей страны и населяющих её народов.
3. Отрабатывать умение обобщать и систематизировать знания.
4. Продолжить формирование умений у учащихся работать с различными источниками географической информации.
Оборудование: стенные карты: “Политико-административная карта России”, “Народы России”, атласы России, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Объявление темы урока
Давайте самостоятельно попробуем догадаться какую тему сегодня мы будем проходить:
пна ро дыьцб юя и зв б
у ре л и г и и
пг щзт ч фэ
к о ро с с и и
Задание: тема состоит из трех слов, первое из которых начинается на пятую букву в слове океаны (их на земном шаре 5 и они занимают большую часть земного шара) и два других начинаются также как и неровности земной поверхности (рельеф).
Сегодня на уроке мы познакомимся с народами России и их религиями.
Запишите тему урока: “Этнический, национальный, религиозный состав населения России”.
- Мы с вами будем работать по следующему плану: На доске
1. Языковой состав населения России.
2. Размещение народов по территории.
3. Религиозный состав населения России.
3. Изучение новой темы.
1. Вводное слово учителя.
2. Мультимедиа иллюстрации - карта народов.
3. Работа по атласу для 9 класса – страница 8 - “Народы России” или по карте в учебнике. Все народы объединены в языковые группы, а группы – в семьи. Прочитайте и назовите, какие языковые семьи представлены в России.
Давайте подробнее с ними познакомимся.
4. Работа с картой (учебник Алексеева. 8 класс).
- Какая языковая семья самая многочисленная? Да, 87% населения страны принадлежит к индоевропейской семье.
- Рассмотрим, на какие языковые группы делится индоевропейская семья, какие народы к ней относятся?
- Какая группа самая многочисленная, и какие народы можно выделить в этой группе?
Вслушайтесь в звучание названий языковых семей: индоевропейская, алтайская, кавказская, уральская. Почему они так называются?
5. А сейчас, вы по такому же плану (у каждого на парте).
С помощью таблицы и карты попробуйте дать характеристику другим языковым семьям самостоятельно. 1 ряд – алтайская, 2 ряд – уральско-юкагирская, 3 ряд – северокавказская. (Ответы)
Мы познакомились с разными народами, сейчас еще раз выделим самые многочисленные семьи, группы, народы.
6. Дискуссионный вопрос: почему всё-таки случаются межнациональные конфликты?
Россия - многонациональное государство.
Итак, какие выводы мы можем сделать по национальному составу России, по его формированию, по взаимоотношению между народами?
7. Мы обсудили национальный состав, а теперь рассмотрим религиозный.
- Посмотрите на карту религий – какие основные религии распространены в России?
- Какая религия преобладает. (Православие)
Сообщение учащихся: Христианство, Ислам, Буддизм
- Какие еще религии представлены в России? (Традиционные, Север)
4.Закрепление.
Игра: «Компас народов».
 Класс делится на две команды.
Каждый тянет полоску с цифрой – 1ряд и 2 ряд.
Задания:
1). соответствия: народ+картинка2). Религия+картинка3). Группа+семья4). Я.( “Определи своё место среди народов России”)
План:
1 – название этноса 2 – языковая семья, 3 – языковая группа, 4 – численность, 5 – ареал расселения, 6 – религия. (Ответы детей)
5. Рефлексия.
- Что нового для себя узнали?
- Важна ли эта тема лично для вас, для страны? Почему?
- Какое качество необходимо воспитывать в себе? Почему? (Толерантность)
6. Дома: §40, записи в тетради.
Тема: “Народы и религии России”.
План:
1. Языковой состав населения России.
2. Размещение народов по территории.
3. Религиозный состав населения России.
Этнос (греч. ἔθνος — народ) — группа людей, объединённых общими признаками : единством территории, общностью языка, сознанием единства и отличия от других социальных групп.
Семья Группа Народы
Индоевропейская Украинцы
Балтийская Романская Северокавказская Абхазско-адыгская Нахско-дагестанская Аварцы
Уральско-Юкагирская Финно-угорская Финны
Эстонцы
Самодийская группа Юкагирская группа Алтайская Монгольская Буряты
Калмыки
Чукотско-Камчатская Эскимосско-Алеутская Религии
Религия – одна из форм общественного сознания, совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.