Национальный состав населения России. Особенности и причины внешних и внутренних миграций населения


Урок № 2
План- конспект урока на тему: Национальный состав населения России. Особенности и причины внешних и внутренних миграций населения.
Цель урока:  познакомить обучающихся с особенностями национального и религиозного состава населения России, с основными  особенностями миграционных процессов на территории России, систематизировать основные понятия темы.
Задачи:
Образовательная:  изучить особенности национального и религиозного состава населения страны, языковые семьи и группы; дать понятие миграции, познакомить с типами миграций, объяснить процессы миграции, выявить проблемы, связанные с миграцией.
Развивающая: продолжить работу над развитием умения анализировать статистический материал, работать с дополнительными источниками.
Воспитательная:  воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей страны и малой родины, населяющих ее народов, толерантность.
Оборудование:  карты: политико-административная, народы России; учебник В.П.Дронова и В.Я.Рома «География: население и хозяйство России», 9 класс.
Тип урока: Урок изучение нового материала
Ход урока
Дата Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
24.09 Орг.момент
(1 мин) Приветствие учащихся. Приветствие учителя.
Проверка домашнего задания
(5- 7 мин)
Эвристическая беседа
Эвристическая беседа
На прошлом уроке мы с вами изучали тему численность и естественный прирост населения. Домашним заданием было узнать сколько детей было в семьях и сделать вывод от типе воспроизводства.
Сейчас мы проверим, как вы справились с этим заданием. Один ученик выходит к доске, все остальные показывают тетради.
А теперь устно расскажите об особенностях изменения численности населения России.

Повторим термины:
- Как называется переход от одного типа воспроизводства к другому
-Разница между числом родившихся и числом умерших называется…
- Что такое демографический кризис?
-При каком типе воспроизводства наблюдается высокая рождаемость и высокая смертность?
Показывают тетради, делают выводы о типе воспроизводства в своих семьях.
В последние 15 лет численность населения России сокращается. Связано это, в первую очередь, с отрицательным естественным приростом населения, то есть смертность сейчас превышает рождаемость. Причины снижения рождаемости: нестабильная экономическая ситуация, довольно низкий уровень жизни населения, высокие расходы на содержание детей, а также занятость женщин в общественном производстве, ослабление традиций создания многодетных семей.. Что касается причин довольно высокой смертности, то среди них: опять-таки довольно низкий уровень жизни, уровень развития медицины, занятость населения в физически тяжелых видах профессиональной деятельности, экологическая ситуация, распространение разнообразных видов социальных патологий (алкоголизм, табакокурение, наркомания) и даже острая криминогенная ситуация.
Демографическая революция.
Естественный прирост населения.
Уменьшение численности населения называется демографическим кризисом.
При традиционном типе.
Изучение нового материала
(25-30 мин)
Рассказ
Эв.Беседа
Эвристическая беседа, рассказ
Работа с картой атласа, частично-поисковый
Беседа
Частично-поисковый
работа с учебником
Рассказ
Частично-поисковый
Работа с учебником
Беседа
Частично-поисковый
Беседа
Работа с текстом учебника,
Рассказ
Работа с таблицей в учебнике, частично-поисквый
Рассказ
Рассказ
Рассказ
Беседа
Рассказ
Эв.беседа
Беседа
Сегодня мы познакомимся с национальным и религиозным составом населения России. Изучим особенности миграций в России.
Что такое Россия. Это наша страна, это наша Родина, наша родная земля. И на этой земле проживает более 160 разных народов. Живут бок о бок на протяжении многих веков 160 разных культур, традиций, обычаев. Россия расположена на стыке Европы и Азии. Соседи России с запада( обучающие называют соседей)- Литва, Эстония, Белоруссия, Украина – с традициями христианства .
На Кавказе, имеющем очень пестрый национальный и религиозный состав, сильно влияние ислама. Какие обычаи или традиции вам известны?
Северный Кавказ – это сложный регион с преобладанием мусульман ( ислам), а христианами являются лишь осетины, армяне и грузины. С каким государством граничит Россия на юге? ( ответ обучающихся).
Этнический и культурный мир Казахстана также довольно разнообразен. Здесь проживает много русских, украинцев, немцев, узбеков и других народов.
Взгляните на карту народов России ( стр. 13 атлас). Что указывает на многонациональность населения?

Мы уже отметили, что один народ отличается от другого культурой, обычаями, религией. А какие еще признаки отличия можно назвать?
Каждый народ имеет свой язык, который является его визитной карточкой. По родству языка народы объединяются в языковые семьи. Какие это семьи?
Языковые семьи и их удельный вес:
- индоевропейская – 89% населения,
- алтайская - 7%,
- уральская – 2%,
- кавказская – 2%.
Каждая языковая семья делится на группы, а группы - на народы.
- Какие группы выделяются в индоевропейской семье?
- Какие народы называют братьями-славянами и почему?
И так, мы говорим о народах. А как вы объясните это слово? (обучающиеся отвечают на поставленный вопрос, учитель уточняет и дает определение понятию народ.) Народ - это общность людей, отличающихся укладом жизни, обычаями, традициями, языком. Наука, изучающая народы – этнография.
Какие же народы наиболее многочисленны на территории России? ( обучающиеся работают с раздаточным материалом « Национальный состав населения, 2010 г.», отвечают на поставленный вопрос и записывают в тетради).(Приложение 1).
Многочисленные народы:
русские – 80%
татары – 3.7%
украинцы – 3%
чуваши – 1.2%
чеченцы
армяне
Удельный вес каждой из остальных национальностей не превышает 1%. Но есть так называемые малые народы, численность которых порой составляет несколько десятков человек.
Какие это народы?
Малые народы: манси, чукчи, ненцы, вепсы и др.
: но русские являются не только преобладающим народом, но и русский язык также является языком межнационального общения. Он является родным для 86,6% населения России, а 97,7% населения свободно им владеет.
Из текста учебника на странице 35 определите места проживания народов этих четырех языковых семей.
А теперь покажите эти места проживания народов на карте.
Одни народы широко расселялись за пределами своей республики – татары, мордва, другие живут в пределах своей республики. Это так называемый титульный народ – это народ, по названию которого называется республика.
Но титульный народ, как правило, не составляет большинство населения республики. Интенсивные контакты между народами привели к процессу «ассимиляции» - растворения одних народов среди других. Например, в Башкирии – башкир всего 21%, в Бурятии – бурят – 19%, в Коми – коми составляют около 25%.( обучающиеся работают с таблицей №10 в учебнике на странице 36-37 и отвечают на поставленные учителем вопросы).
Назовите народы, входящие в первую десятку по численности
Народы алтайской группы исповедуют преимущественно ислам. Назовите народы этой семьи, исповедующие другие религии.
Какой народ Северного Кавказа исповедует
православие?
Какой народ, исповедующий буддизм, живет в европейской части
России?
Назовите основные религии, которые исповедует население России.
Население России исповедует три мировые религии: христианство, ислам, буддизм.
Что же является причиной столь многонационального состава населения на территории страны?
Итак, Россия – многонациональная страна, но и ее соседи имеют также сложный этнический и религиозный состав. Поэтому России очень важно проводить «мягкую» национальную политику. Это отражено в основном законе страны – Конституции, статься 46.
Однако, везде ли на территории страны соблюдается этот закон?
Одним из многонациональных регионов России является Северный Кавказ. Поэтому здесь очень сложные этнокультурные отношения. И этот регион является одним из самых конфликтных регионов страны. Политическая нестабильность и экономический кризис привели к открытым межнациональным столкновениям. Эти сложные отношения имеют глубокие исторические корни. Одной из причин является сложившееся национально-территориальное устройство региона.
В последние годы один из северных народов – чукчи стал героем анекдотов. Сочинять их – жестоко и безнравственно. Ведь численность некоторых народов Севера сократилась до нескольких десятков человек. И не смеяться надо над ними, а помочь сохранить свой народ, свою культуру. И я хочу вам сказать: «Будьте толерантны!».
Также сегодня мы с вами познакомимся с еще одной темой: Миграция населения.
Миграции- переселение людей из одних мест проживание в другие. Её еще называют механическим движением населения.
Миграции делятся на внутренние и внешние. Миграция в пределах одной страны называются внутренними, за пределы страны –внешними. Давайте зарисуем с вами схему:
Виды миграций

Внутренние Внешние

1)урбанизация эмиграция
(из села в город) реэмиграция
2)субурбанизация
(из города в село)
3)насильственные миграции
Сезонная миграция – временное перемещение населения, вызванное необходимостью привлечения доп.рабочей силы на сезонные работы, туризмом и др.
Маятниковая – регулярное, обычно ежедневное перемещение населения из одного нас.пункта в другой на работу или учебу и обратно. Особенно развита в пригородных зонах крупных городов.
Какие могут быть причины миграций, как вы думаете?
Причины миграций: главные – соц.-эконом-ие (избыток трудовых ресурсов о одних местах и недостаток в других, разный уровень оплаты в разных местах и др.), политические, религиозные, экологические и др. На м. влияют транспортная доступность мест предполагаемого проживания, наличие сведений об условиях жизни там и т.д.
Как же мигрировало население СССР и России в XX веке? Что послужило причинам миграции?
Куда же мигрировали в XX веке часть населения России, имевшая постоянное место жительства?
1. Самая мощная м. 20 вв. с 1926 по 1988 гг.- это переезд людей из села в город (это связано с индустриализацией экономики СССР)
2. Насильственные м. – до 1917 г. на каторгу и в ссылку в Сибирь и о.Сахалин. После 1917 г. – раскулаченные крестьяне, дворянство, духовенство, интеллигенция.
Рассмотреть картосхему в учебнике «Пути депортации народов»
3. Добровольные миграции в 50-х гг. 20 в. прошли на юг Сибири и Казахстан. Ехали на освоение «целинных земель». Массовая м. – в районах Севера, Сибири, Д.Востока. Это были плановые миграции – проводились с целью освоения при. ресурсов неосвоенных районов СССР.
Что означает плановая миграция и в чем она заключалась?
4. Сейчас происходит обратный процесс. Массовые м. из районов Крайнего Севера, Д.Востока, Европ. Севера связаны с тем, что инфляция «съела» сбережения, а доходы не компенсировали расходы на питание, одежду, отдых и т.д. Северяне уезжают в Ц.Россию, Поволжье, на Урал.
5. В 90-е гг. начался процесс субурбанизации. В крупных городах из-за неблагоприятной эколог. обстановки, высокого уровня преступности, дороговизны земли часть населения выезжает в пригороды и села.
6.Ежегодно в РФ активизируются сезонные миграции: с началом огородного сезона миллионы людей едут на дачи, сады, огороды; в сезон отпусков – на юг, в деревню и т.д.
Для каких народов характерны сезонные миграции и с чем это связано?
Слушают.
На западе Россия граничит со странами Европы - Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Украиной и Белоруссией.
-Существует такой обычай, как куначество (особенно с казаками, живущими рядом с ними), когда двое людей из разных общин оказывают друг другу помощь и защиту.
- Существует обычай не заключать браки вне своего рода
- Коран предписывает женщинам быть покорными мужчинам. Ислам разрешает браки несовершеннолетним, двоеженство и многоженство. 
-  По религиозным соображениям женщин даже хоронят ниже мужчин, дабы они не находились на одном уровне с ними. Вся тяжелая работа в доме лежит на плечах женщины, и соответственно, мужчина не должен делать эту работу. Жилой дом разделен на «женскую» и «мужскую» половину и вход на «женскую» половину постороннему мужчине категорически запрещен.
На юге она граничит:Монголия,Китай,Казахстан,Корейская Народно-Демократическая Республика,Грузия,Азербайджан
Работают с картой и отвечают на вопрос – разнообразие фоновой окраски.
Каждый народ имеет свой язык.
Обучающиеся анализируют таблицу №10 в учебнике на странице 36-37 и называют языковые семьи.(Индоевропейская, Алтайская, Уральская, Кавказская).
Обучающиеся записывают в тетради языковые семьи и их удельный вес.
Обучающиеся анализируют таблицу №10 учебника, на стр. 36, атлас на стр. 13 и отвечают на поставленные учителем вопросы.
Славянская, Романская, Германская и др.
Славяне делятся на три основные ветви: восточные (русские, украинцы, белорусы), западные (поляки, чехи, словаки, сербы), южные (болгары, македонцы, хорваты, словенцы). Общие корни славян кроются в общности языка, произошедшего от когда-то общего индоевропейского языка.
Народ — население государства, страны.
Обучающиеся записывают определения в тетрадь.
Работают с раздаточным материалом.
 Наиболее многочисленными являются: русские - 2,2 миллиона, украинцы - 260 тысяч, татары - 227 тысяч, белорусы - 49 тысяч, башкиры - 41 тысяча, чуваши - 31 тысяча, немцы - 29 тысяч, азербайджанцы - 20 тысяч, молдаване - 18 тыс., казахи 16 тысяч.
Обучающиеся находят ответ на вопрос в статистических материалах и записывают в тетрадь.
Обучающиеся, работают с текстом учебника.
Обучающиеся работают с картой в атласе, один – у доски.
Обучающиеся, записывают определение в тетради.
Работают с таблицей, отвечают на вопросы:
1.Наиболее многочисленными являются: русские - 2,2 миллиона, украинцы - 260 тысяч, татары - 227 тысяч, белорусы - 49 тысяч, башкиры - 41 тысяча, чуваши - 31 тысяча, немцы - 29 тысяч, азербайджанцы - 20 тысяч, молдаване - 18 тыс., казахи 16 тысяч.
Ислам исповедуют мусульмане (татары, башкиры, казахи, азербайджанцы).
Народы исповедующие другие религии: чуваши- православие, якуты- православие, тувинцы –буддизм.
Осетины
Калмыки
Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос и записывают в тетради.
Ответы обучающихся обобщаются учителем и записываются в тетрадь:
- историческое формирование и заселение территории страны;
- внешние миграции.
Слушают.
Ответы обучающихся
Слушают
Записывают определение в тетрадь.
Зарисовывают схему в тетрадь.
Записывают в тетрадь.
Ответы обучающихся.
Слушают.
В 1937 г. около 200 тыс. корейцев Приморского края в течение двух недель были вывезены в С.Азию и Казахстан. В 1939 г. сотни тысяч поляков, литовцев, эстонцев, латышей были вывезены в Сибирь. В 1941 г. все немцы СССР были вывезены в Сибирь, на Урал, в Казахстан. В 1943 г. в Сибирь, Казахстан были вывезены чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары, калмыки, турки-месхетинцы, греки, карачаевцы и др. В 1956-57 гг. народы С.Кавказа были возвращены на свою родину.
Миграция проводилась с целью освоения природных ресурсов неосвоенных районов СССР. Некоторые строились как «ударные комсомольские стройки» с привлечением молодежи.
Характерны для кочующих народов Севера: оленеводы, перегоняют свои стада летом к побережью морей Северного Ледовитого океана, а зимой к лесотундре под защиту леса.
Закрепление
Эв.беседа
- Назовите республику, в которых два титульных народа?
- Второй по численности народ России?
- К какой группе относятся коми?
-Что такое миграции?
-Назовите виды миграций
-Приведите примеры «переселения народов»
Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария
Татары
Финно-угорской
Миграции- переселение людей из одних мест проживание в другие
Внутренние и внешние
Корейцы, немцы, чеченцы, ингуши, поляки.
Дом.задание Параграф 6,7. Узнать у членов вашей семьи
в каких миграциях участвовали или участвуют?
Творческое задание: нарисовать национальные костюмы народов России, например народов Кавказа, татарский, ненецкий, русский и т.п.
Составить кроссворд «Народы России». Записывают в тетрадь
Подведение итогов Выставление оценок