Конспект урока по географии 7 класс.Тема Животный мир тундры


Урок по географии в 7 классе
Учитель географии Курмангалиева Х.К.
ОСКШИ № 1 г. Кокшетау
Тема урока: Животный мир зоны тундры.
Цель урока: познакомить учащихся с животным миром зоны тундры.
Задачи урока:
Образовательная: дать учащимся представление и понятие о животном мире зоны тундры, расширить и уточнить знания учащихся о животных тундры; познакомить с особенностями внешнего вида и образа жизни типичных представителей.
Коррекционные: развивать внимание (в процессе рассматривания картин, концентрации на рассказе учителя), память (в процессе актуализации знаний полученных на уроке), мыслительные операции (в процессе угадывания загадок, ответов на вопросы учителя), зрительное и пространственное восприятие (в процессе рассматривания картин), моторно-двигательную координации и мелкую моторику (в процессе заполнения таблицы в тетради).
Воспитательные: формировать умение работать в коллективе, прививать интерес к предмету, формировать усидчивость и аккуратность.
Тип урока: Изучение нового и закрепление ранее изученного материала.
Методы и приёмы:
- словесный (рассказ учителя, беседа);
- наглядный (телевизионный, компьютерный);
- частично-поисковый и исследовательский;
Оборудование урока:
Карта «Природные зоны СНГ».
Учебники.
Картины с изображением растительного и животного мира тундры.
Слайдовая презентация «Растения и животные тундры».
Компьютер.
Проектор.
Экран.
Рабочие тетради.
Продолжительность урока: 40 минут.
Форма урока: Урок с использованием ИКТ.

Ход урока:
I.Организационный момент: проверка готовности к уроку.(На доске висит демонстрационная карта природных зон СНГ.)
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Я рада этой новой встрече с вами,Приятно ваше общество, друзья!Ответы ваши вы готовьте сами. Их с интересом буду слушать я.Мы сегодня снова будем наблюдать,Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
2 .Пропедевтическая практика.
-С какой природной зоной СНГ мы познакомились на предыдущих уроках географии? (Зоной тундрой).
- Что такое тундра? ( Болотистая безлесная местность).
- Покажите на карте природных зон тундру и опишите её географическое положение? 
- Каковы природные условия в тундре? ( Многолетняя мерзлота, сильные ветры, прохладное короткое лето, морозная зима).
- Какие растения характерны для зоны тундры? (Низкорослые, с мелкими листьями, прижаты к земле, с короткими корнями). Слайд
- Ребята, на доске размещены картинки по теме «Ягодные культуры » выберите ягоды растущие в тундре. Слайд
Чёрный ящик. «Узнай по описанию ».
Учащиеся должны по описанию узнать растение тундры и догадаться, что может быть спрятано в чёрном ящике.
На доске.
- Вот для вас игра другая, отгадайте, какие растения тундры затерялись среди букв. Вычеркните ненужные буквы и получите названия растений.
Слайд
мкоух - мох  яагмелоь – ягель рошмока- морошка рёбеза- берёза иакив- ива
каниусбр- брусника
4.Ориентация
-Мы уже не первый урок изучаем тундру, узнали об этой природной зоне очень много.
Тема нашего урока: «Животный мир тундры»  Слайд
Записываем в тетрадь число и тему.
-Как вы думаете, что мы узнаем сегодня на уроке?
-Правильно, сегодня на уроке мы узнаем, какие животные обитают в тундре, а также как они приспособились к жизни в этой природной зоне.
5. Презентация.
Мы продолжаем путешествие по природной зоне тундры. Но чтобы встретить животных в тундре, нам нужно пройти по тундре. Вы знаете, что сейчас в тундре уже выпал снег и нам придется встать на лыжи. Предлагаю вам выполнить упражнение на дыхание «Лыжник».
Молодцы, все преодолели путь и к нам на встречу идут стада северных оленей.
Северный олень – домашнее животное Севера.но встречаются и стада диких оленей.
У северного оленя особая форма копыт. Они раздвоены, и два боковые копытца создают надежную опору при беге по болотам и рыхлому снегу, поэтому олени не проваливаются . Зимой ноги не скользят, т.к. между копытами отрастают длинные волосы. У оленя густой мех, морда до самых ноздрей опушена , это позволяет ему доставать ягель из- под снега при сильных морозах. Еще у оленя толстый подкожный слой жира. Олень - самое полезное для человека животное в тундре.
СЛАЙД
Записываем в таблицу:
Животные - северный олень.
Следом за стадами северного оленя следуют волки.
Слайд
Тундровые волки крупнее своих серых собратьев, обитающих в лесах. Шерсть у них светлая, теплая, длинная, а хвост опущен вниз. Охотятся они в одиночку или небольшими стаями. Стаю ведет опытный волк-вожак. Тундровые волки преследуют стада северных оленей. Вместе с ними они кочуют, перемещаясь зимой из тундры ближе к тайге. Чаще всего их жертвами становятся больные и старые животные, которые не могут быстро бегать и отстают от стада, тем самым предотвращая распространение болезней среди оленей. Не зря же волка называют санитаром тундры.
-Ребята вы внимательно слушали мой рассказ, скажите, как же волк приспособился к суровым условиям тундры. (Ответ детей – Он имеет густой мех).
Северный олень
Тундровый волк
Ещё один обитатель тундры – лемминг или пеструшка.
Слайд
Запишите этого обитателя себе в таблицу. Этот зверёк похож на маленькую мышку или хомячка, длина его составляет 15 см. На мордочке от глаз идут две жёлтые полоски. Всю зиму лемминги живут под снегом. Ведь под снегом скрыты огромные запасы, которыми питается лемминг: ягоды, грибы, лишайники. Поэтому не удивительно, что у лемминга под снегом даже рождается потомство.
- Ребята, подумайте и скажите, как такой маленький зверёк приспособился к жизни в тундре.
- Правильно,  его спасает подкожный слой жира.
От обилия леммингов зависит напрямую численность других обитателей тундры.
Слайд
Правильно, это песец. Запишите его в таблицу.
Слайд
- На какого лесного обитателя похож песец? (Ответ детей - песец похож на лису). Чем похож? (Ответ детей - у него такая же пышная меховая шубка, пушистый хвост). Чем отличается?(Ответ детей - цвет песцовой шубки не рыжий, а белый, зимой, иногда светло - серый или голубоватый – серый и чёрный летом).
( показать натуральный мех песца)
Слайд
Кроме песцов на леммингов охотятся птицы, обитающие в тундре.
Слайд
-Правильно ребята, это - полярная сова. Слайд полярная сова.
Запишите название птицы в таблицу.
Полярная сова или белая сова, как её ещё называют. Одна из самых крупных летающих птиц. В день полярная сова съедает не менее 4-х грызунов, чтобы насытиться. Эта птица летает почти бесшумно, охотиться предпочитает в ранние утренние или вечерние часы. У полярной совы – интересная внешность. Голова круглая, жёлтые глаза, чёрно-белые перья. Густое оперение с пухом, "мохнатые" ноги и белая окраска делают полярную сову хорошо приспособленной к жизни среди вечных льдов и снегов.
Скажите, как же приспособилась полярная сова к жизни в тундре? Правильно, у полярной совы густое оперение с пухом и защитная окраска.
1.Северный олень
2.Волк
3.Лемминг
4.Песец
5.Полярная сова
У полярной совы острый глаз. Предлагаю выполнить упражнение для глаз.
Путешествуя по зоне тундры мы добрались до острова Врангеля. Здесь обитает один из крупных представителей овцебык. Слайд.
Эти гиганты не изменились с начала появления на Земле. Самцы, весящие около 500 кг. Могут вступать в схватку с волками. Их мозг защищён черепом толщиной в 17 см.Овцебыки- одни из самых выносливых животных тундры. Запишите название в таблицу.
Ещё одним постоянным жителем тундры является белая куропатка.
Рассказ учителя о белой куропатке.
Слайд.
Северный олень, овцебык, волки, лемминги, песцы, белая сова, белая куропатка, являются постоянными жителями тундры. Весной прилетают много птиц: ( Слайд перелётные птицы) кулики, утки, гуси, лебеди, гагарки. Птицы летят в тундру ради богатого корма, так как весной и летом здесь очень много мошек и комаров.(Слайд мошки и комары). Иногда мошки и комары заслоняют солнце, и в ясный солнечный день, кажется, что наступили сумерки. Птицам не надо здесь искать себе корм, они открывают рот навстречу ветру, и так в рот попадает огромное количество мошкары.
Словарная работа.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКАВ тундре вновь мы оказались.Птиц вспугнуть мы опасались.Осторожно зашагали.Но природу не топтали,Наклонились за морошкой,Пособирали все немножко.
Мы замёрзли.
Мы согрелись.
Руки к солнцу мы подняли.
День полярный мы дождались.
- Садитесь, ребята. Продолжаем работать.
6. Практика на примерах.
Задания по карточкам.
1 уровень:
Выберите подходящие для животных тундры выражения:
Яркая окраска
Густой мех
Редкое оперение
Прямые рога
Подкожный слой жира
Шкура не покрыта шерстью
Низкорослые
Густое оперение с пухом
Вьют гнёзда на деревьях
Защитная окраска
2 уровень
Выберите на рисунке животных тундры:
Упражнение на внимание «Перепутанные линии».
1 уровень : «Лемминг».

2 уровень: «Олень».

7. Управляемая практика.
1 уровень :1. Вставьте пропущенные буквы
Л….М…ИНГ, П…С…Ц, С….В…РНЫЙ ,,,,Л….НЬ, Г…Г…РКА,
С…..ВА, К…..РОП….ТКА, К….М…Р, …. АЙ…..А, ….ТК…,
2.Стрелками установить соответствие
Утка
Лемминг
Полярная сова
Чайка Птица
Комар
Куропатка
Овцебык
Песец Животное
Лебедь
Гагарка
Северный олень Насекомое
Мошка
Тундровый волк
2 уровень:
Задание по карточкам
1.Какое животное перепутало природную зону?
2.Соберите пазл животного тундры.
Упражнение на развитие памяти «Слушай внимательно»
1 уровень:
В перечне слов вторым слово олень. Правильно?
ВОЛК ОЛЕНЬ КУРОПАТКА СОВА
2 уровень:
Запомните три слова:
СОВА ВОЛК ПЕСЕЦ
Вопросы:
1.В какой геометрической фигуре было слово СОВА?
2. В какой геометрической фигуре было слово ПЕСЕЦ ?8. Самостоятельная практика
Упражнение «Заселение тундры».
К доске выходят ученики, они должны выбрать картинки животных обитающих в зоне тундры и прикрепить к доске.
8.Итог урока
(загадки, если останется время)
1. Всю зиму до самого летаВ наряд белоснежный одета.Глаза, как зеленые блюдца,Не плачут и не смеются.При солнце таится и спит,Во тьме на охоту летит. (Полярная или белая сова)
2. Что за хищник за такой,
 С шерстью бело – голубой?
 Хвост пушистый, мех густой,
 В норы ходит на постой.
 Птицы, яйца, грызуны
 Для него всегда вкусны.
 На лису похож немного. (Песец)
3 .На севере далёком обитает
И жителей тех мест и греет, и питает. (Северный олень)
4. Корешки морошки гложем,
Мох грызём в конце концов.
Но без тундры жить не можем,
Хоть пугаемся песцов.        (Лемминги).
5 .Не на прогулку – на охоту
(А в ней он, дети знает толк),
Прошёл по тундре вдоль болота
Матёрый, старый, серый… (Волк).
9. Рефлексия.
-Что понравилось больше всего на уроке?
Ребята все вы сегодня молодцы, активно работали на уроке, и получили следующие оценки: