Конспект урока по литературе на тему Волшебный мир сказки П.П. Ершова Конек-горбунок

1.Таблица результатов освоения обучающимися программ по русскому языку и литературе на примере конкретного произведения.

Раздел, тема.
Результаты освоения


личностные
метапредметные
предметные

Н.В.Гоголь
Воспитание чести, честности, чувства долга, любви к Родине.
Осмыслить данное произведение как основанное на исторических фактах.
Уметь анализировать текст. Выявить значение поднятых проблем.
Выявлние сюжетных элементов: экспозиции, завязки, развития действия, кульминации. развязки, эпилога.

Синтаксис
Осмысление красоты русского языка и синтаксиса как его составной части.
Умение использовать речевые средства для выражения чувств и мыслей.
Осмысление грамматического значения синтаксических единиц и смыслообразующей функции синтаксиса.

Фонетика
Осмысление звучности и мелодичности родного языка.
Понять смыслоразличительную роль звуков.
Уметь правильно расставлять ударения в словах.

Лексика
Осознание богатства и неповторимости русского языка.
Умение правильно подбирать слова для выражения чувств и мыслей.
Осмысление слов с точки зрения их лексического значения.

Стилистика
Уважительное отношение к своему языку и осмыление стилистики как его составной части.
Умение правильно выбирать набор языковых средств в соответствии с задачами каждого стиля.
Знание характеристики разных стилей.



2.Система заданий, направленных на достижение личностных результатов и реализующих системно-деятельностный подход:

1.Какие особенности национального характера вы узнали, читая повесть «Тарас Бульба»?

2.Определите, какие художественно-выразительные средства применяет Н.В.Гоголь в отрывке от слов: «..Оглянулся Андрий: перед ним Тарас» до слов: «повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова».

3.Повесть «Тарас Бульба» - одна из лучших повестей о героическом характере и подвигах наших предков. Подготовьте совместно со школьной библиотекой выставку «Книги о героическом прошлом Отчизны».




3. Проект урока.


Предмет: литература в 7 классе.
Тема урока: приёмы создания героического характера. Герои Гоголя и древнеэпические герои.
Цели:
проверить учащихся на знание текста; выяснить: в чём смысл подробного описания устройства Сечи;
выявить приёмы создания героического характера в повести «Тарас Бульба»; сопоставить героев с древнеэпическими героями;
уметь делать характеристики героев и сопоставлять их.

Характеристика класса: в 6 классе учится шесть человек, из них двое имеют «5» по предмету, трое - «4» и один - «3». Дети активные и любознательные.
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: иллюстрации к повести.

Ход урока

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Учитель сообщает тему и предлагает учащимся самим сформулировать цели урока (выявить приёмы создания героического характера в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»; сопоставить героев Н.В.Гоголя с древнеэпическими героями.

Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание

1.Учащиеся сами формулируют цель урока.
1.Учитель сообщает тему.
2. Помогает уч-ся сформулировать цель урока.



2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Цели: проверить учащихся на знание текста; выяснить: в чём смысл подробного описания устройства Сечи.
Беседа по вопросам.
- Что представляет собой легендарное место - Запорожская Сечь?
- Почему она стала родным домом для казаков?
- Как вы понимаете характеристику, данную Гоголем: «Эта странная республика была именно потребностию того века»? Что означает слово «республика»?
- Расскажите о быте и нравах в Запорожской Сечи.
- Каковы обычаи и законы Сечи, характер запорожцев?
- Какие черты в запорожцах привлекают и отталкивают?
- В чём смысл подробного описания общественного устройства Сечи?

Комментарий учителя.
В общественном устройстве Сечи нет сословной вражды и зависимости людей друг от друга, нет имущественных оков. Эта военная организация вольного народа противопоставлена Гоголем миру вражды и рабства.
Описывая политическое устройство Сечи, Гоголь подчёркивает демократизм казачьего общества.
Воинская служба в Сечи - это не принуждение, а добровольное служение своему Отечеству.
Гоголь не идеализирует казаков. Сечь населяют самые разные люди. Но всех их объединяет товарищество и православная вера.
Жизнь Сечи состоит из крайних проявлений человеческого характера. Золотой середины казаки не знают. Мирное существование для Сечи - редкость.
Учащиеся пересказывают эпизод «Запорожцы в бою».

Вывод делают сами уч-ся.

Деятельность уч-ся
Деятельность учителя
Примечание

1.Отвечают на вопросы.
2.Пересказывают эпизод «Запорожцы в бою».
3.Делают вывод.
1. Ставит цель.
2.Задаёт вопросы.
3.Дополняет ответы уч-ся.



3. Приёмы создания героического характера.
Цель: выявить приёмы создания героического характера в повести «Тарас Бульба»; сопоставить героев с древнеэпическими героями.
Беседа по вопросам.
- Что в описании Гоголем запорожцев позволяет сделать вывод, что перед нами необыкновенные люди, героические характеры?
- С помощью каких приёмов создаётся эпический масштаб образов запорожцев?
- Какова цель такого широкого использования приёмов устного народного творчества?
- Какие эпизоды из жизни в Сечи Остапа и Андрия роднят их с эпическими героями русской литературы?

Вывод делают сами учащиеся.

Деятельность уч-ся
Деятельность учителя
Примечание

1.Отвечают на вопросы.
2.Делают вывод.
1.Ставит цель.
2.Задаёт вопросы.



4.ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ ПОВЕСТИ «ТАРАС БУЛЬБА».
Цель: уметь делать характеристики героев и сопоставлять их.
Класс делится на две группы. Первая группа характеризует Остапа, вторая - Андрия ( на интерактивной доске иллюстрации к повести, изображающие Остапа и Андрия).
План характеристики:
1.Первые читательские впечатления от Остапа (Андрия).
2.Внешний облик, его значение, отражение в характере.
3.Как проявился характер в семинарии?
4.Отношения с родителями, с товарищами.
5.Как проявляет себя Остап (Андрий) в Сечи?
6.Какие качества проявляет Остап (Андрий) в бою?
7.Какие качества проявляет Остап (Андрий) в бою?
8.Какова судьба Остапа (андрия) ?

Вывод делают сами учащиеся (в чём похожи и чем различаются братья?)



Деятельность уч-ся
Деятельность учителя
Примечание

1.Учащиеся характеризуют Остапа и Андрия.
2.Делают вывод.
1.Учитель ставит цель.



5.Учитель предлагает учащимся самим сделать вывод урока. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК совместно с учащимися.

Деятельность уч-ся
Деятельность учителя
Примечание

1.Учащиеся делают вывод урока.
2.Оценивают своих одноклассников.
1.Учитель предлагает уч-ся самим оценить одноклассников, но обосновать эти оценки.




6.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Цель: закрепление полученных навыков.
1.Подготовить характеристику Тараса Бульбы.
2.Подготовить анализ одного из эпиэодов повести (по группам):
1-я группа - речь Тараса о товариществе;
2-я группа - второй бой под Дубно;
3-я группа - гибель Тараса.
Деятельность уч-ся
Деятельность учителя
Примечание


1.Учитель даёт домашнее
задание.



15