Технологическая карта урока по теме: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»


Предмет: литературное чтение
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
Цель:
познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»,
углубить знания о жизни и творчестве поэта;
Планируемые достижения:
умение пробудить интерес к чтению художественных произведений
умение выразительного чтения и поэтического слуха учащихся;
Формирование УУД:
Познавательные:
умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные:
умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
умение оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других.
Личностные:
способность к самооценке.
Этапы урока Цель Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Организационный момент
Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;
- Встали красиво, выровнялись. Садитесь.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Ребята! У вас хорошее настроение? Вот такое?
У меня тоже такое настроение. Начнём наш урок.
Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен уметь управлять мимикой, передавать настроение героя.
Предлагаю вам потренироваться. Покажите мне такое настроение: А теперь, вот такое: . А сейчас, вот такое: . (Дети несколько раз тренируются)
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.
Личностные:
самоопределение
(мотивация учения)
2. Актуализация знаний
актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии;
Игра «Собери сказку»Задание по группам: из отдельных слов сложить полное название сказки(слова написаны на отдельных карточках)Сказка о цареСалтанео сынеегославноми могучембогатырекнязеГвидонеСалтановичеи о прекрасной ИцаревнеЛебеди
- Выразительное чтение отрывка несколькими учениками. Оценивают члены жюри (с каждого ряда).- Докажите, что прочитанное произведение – сказка.
- Назовите (прочитайте) повторы
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет,Он бежит себе в волнахНа раздутых парусахА сама-то величава,Выступает, будто пава,А как речь- то говорит,Словно реченька журчит.Ветер весело шумит,Судно весело бежитМимо острова БуянаВ царство славного Салтана… Задание по группам
Выразительное чтение отрывка несколькими учениками
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.
3. Постановка учебной задачи
- постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения;
- уточнение и согласование темы урока;
- определение средства (алгоритм);
- формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели;
- Ребята, вы любите путешествовать? А читать сказки?
- Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие, мы отправимся в гости к А.С. Пушкину и познакомимся со сказкой, которая называется "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".
- Я хотела бы взять у вас интервью и узнать, что вы знаете об А.С. Пушкине и, что я ещё могу рассказать и показать вам.
- В каком городе родился А.С. Пушкин?
(А.С. Пушкин родился в Москве.)
- К какому роду принадлежала семья Пушкиных?
(Семья Пушкиных принадлежала к старинному дворянскому роду.)
- Чем больше всего интересовались в этой семье?
(В этой семье интересовались литературой и театром.)
- На каком языке, в то время, было принято разговаривать в дворянском обществе?
(В дворянском обществе было принято разговаривать на французском языке.)
- Какую литературу любил Сергей Львович - отец Саши?
(Сергей Львович любил французскую литературу.)
- Что вы ещё знаете о Сергее Львовиче?
(Он собрал большую библиотеку, сочинял стихи на французском языке.)
- Кем был дядя А.С. Пушкина - Василий Львович?
(Дядя Пушкина был известным поэтом того времени.)
- Кто в семье занимался воспитанием и образованием детей?
(Воспитанием и образованием занимались иностранцы - гувернёры.)
- Что вы знаете о маленьком Саше?
(Саша рано научился читать и делал это с большим удовольствием. Своё первое стихотворение сочинил он на французском языке.)
- Кто помог Саше понять красоту русского слова, родной природы, силу простого русского народа?
(Его бабушка Мария Алексеевна, няня Арина Родионовна и крестьяне семьи Пушкиных.)
- Куда А.С. Пушкина отдали учиться в 12 лет?
(В Царскосельский лицей.)
Когда Саше исполнилось 6 лет, он впервые приехал к бабушке в имение Захарово, что под Москвой. Красота полей, лугов и леса поразили воображение мальчика.
Именно бабушка Мария Алексеевна учила внука писать по-русски. Крестьяне семьи Пушкиных: дядька Никита, няня Арина Родионовна рассказывали Саше сказки, которые остались на всю жизнь в его памяти.
- Молодцы, ребята, вы много знаете о детстве и семье А.С. Пушкина. Фронтальная беседе (интервью)
Регулятивные УУД:
-целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно).
-планирование (определение последовательности промежуточных целей).
4. «Открытие» нового знания
- реализация построенного проекта в соответствии с планом;
- фиксация нового способа действия в речи;
- фиксация преодоления затруднения;
- уточнение общего характера нового знания;
- В тексте сказки много слов, которые мы сейчас не употребляем в нашей речи.
- Как они называются? (Устаревшие)
- На какие две группы, можно разделить эти слова? (Историзмы и архаизмы)
- В чём их различие? Приведите примеры слов.
- Значения некоторых слов нам понятны, а с другими значениями слов нам помогут разобраться словари.
(Толковый словарь Ожегова, этимологический словарь и словарь устаревших слов, на доске карточки со словами.)
Слова из первого отрывка сказки.
Молвить (говорить)
Крещёный мир (в то время все люди верили в бога и принимали обряд крещения)
Позадь забора (за забором)
К исходу сентября (к концу сентября)
Светлица (см. словарь Ожегова)
Сени (см. словарь Ожегова)
Красная девица (красивая)
- Почему слово "красный" обозначало "красивый"? На этот вопрос нам поможет ответить этимологический словарь.
Слова из второго отрывка сказки.
Аршин (см. учебник)
Гонец (см. словарь Ожегова)
Слова из третьего отрывка.
Сума (см. словарь устаревших слов)
Бояре (см. учебник)
- Ребята, как вы думаете, зачем художники придумывают различные иллюстрации к сказкам?
(Иллюстрации помогают лучше представить то время, в котором жили сказочные герои Пушкина).
- Сейчас мы будем отвечать на вопросы по содержанию сказки и рассматривать иллюстрации.
Беседа по содержанию сказки
Как относится царь к жене, сыну? Почему вы так считаете?
Что заставило Гвидона превратиться в комары?
Как наказал свою тетку Гвидон?
Осуждает ли автор своего героя?
Почему так захотелось Гвидону иметь чудо-белочку?
В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу?
О каком чуде узнал князь Гвидон на этот раз?
Как оказался князь Гвидоне у царя к третий раз?
О каком чуде рассказала повариха?
О каком чуде рассказала ткачиха? Работа с устаревшими словами
Работа со словарями
Чтение первого отрывка
Чтение второго отрывка
Чтение третьего отрывка
Ответы на вопросы и рассматривание иллюстраций к сказке
Регулятивные УУД:
Целеполагание,
планирование. Прогнозирование.
Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
5. Физ. минутка.
О чем-то скрипнет половица,И спице опять не спится;Присев на кровати, подушкиУже навострили ушки…И сразу меняются лица,Меняются звуки и краски…Тихонько скрипит половица,По комнате ходит сказка… 6. Первичное закрепление
- организовать закрепление знаний о видах одежды, составление таблицы; 1. Какие выражения встречаются в сказке?
2. Кто и как был наказан в этой сказке? Прочтите строки.
3. Простил ли их автор? А вы бы простили? Или вам хочется изменить конец сказки?
Характеристика основных героев сказкиСалтан – добрый, доверчивый, любит жену, ребенка, но бывает и несправедливый, гневный. Его настроение меняется.
Царь Салтан сидит в палатеНа престоле и в венцеС грустной думой на лице.
- Как относится автор к царю?
Князь Гвидон – добрый, справедливый, честный, терпеливый, мужественный, умеет прощать. (Отношение автора)
Царевна Лебедь – добрая, скромная, щедрая. (Отношение автора)
Повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха – злые, эгоистичные, завистливые. (Отношение автора) Характеристика основных героев сказки
Регулятивные УУД:
Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;
- организовать фронтальную проверку и исправление ошибок;
Игра «Сказки перепутались»
Задание: найти строчки к подходящей сказке.
А
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедаетПуще прежнего старуха вздуриласьНе дает старику мне покою»Князю Лебедь отвечает:«Не печалься, ступай себе с богом…»
Б
В ноги он к старухе поклонился,
Молвил: «Государыня родная!Выбрал я жену себе»Старуха сидит под окошкомНа чем свет стоит мужа ругает:«Распроклятая ты, мошка!»В
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палатеВ дорогой собольей душегрейке,Жемчуги огрузили шею,На руках золотне перстни,На ногах красные сапожкиНа престоле и в венцеС грустной думой на лице.Г
Князь Гвидон тогда вскочил,
Громогласно возопил:«Что ты, баба, белены объелась?Ни ступить, ни молвить не умеешь,Насмешишь ты целое царство»
1. Какой эпизод из сказки вам особенно понравился?
2. Есть ли у вас любимый герой?
3. Кто он? Почему он понравился? (дети получили домашнее задание: сделать аппликацию к сказке/любимый герой, понравившийся эпизод. Показывают и рассказывают). Каждая команда получает карточку Регулятивные УУД:
Контроль (сличение способа действия и его результата с эталоном)
Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона)
8. Итог
- фиксация нового содержания, изученного на уроке; - оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;
Дидактический материал З-1080135-809053500а островом Буяном.
Вспомни сказку А.С. Пушкина.
Из трех девиц одна стала царицей, вторая – ткачихой. А третья?
Молва о каких чудесах привела царя Салтана в царство его сына Гвидона?
Наказал ли царь Салтан сватью бабу Бабариху и завистливых сестёр царицы?
Аннотация к сказкам «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде»- Итог, награждение грамотами «За активное участие»
- Чему учит сказка?
- Какие чувства остались у вас после чтения сказки?
- Домашнее задание: Продолжить чтение сказки до стр. 266. Найти и выписать из текста устаревшие слова, объяснить значение этих слов, используя в работе словари.
- За работу на уроке оценки получают:
- Вы очень хорошо поработали, все молодцы!
- Ребята, какое настроение у вас в конце урока? Покажите мне на ваших смайликах.
Организация фиксирования нового знания
Награждение грамотами
Запись домашнего задания
Выставление оценок РегулятивныеУУД:
Контроль (сличение способа действия и результата с заданным эталоном).
Оценка (осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения)
Анализ урока.
Урок построен в соответствии с программными требованиями.
Для достижения цели урока использовала различные методы.
словесные методы
наглядные методы
репродуктивные
частично-поисковые
методы контроля, самоконтроля и самооценки.
Выбранные мною методы соответствовали, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.
На уроке использовала фронтальную, парную и групповую форму работы что способствовала активной познавательной деятельности учащихся.
Использовала разные виды чтения. Создала условия для самостоятельного поиска информации
Способы взаимодействия продуманы с учетом индивидуальных способностей учащихся и их интересов.
Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на всех этапах урока методами само- и взаимоконтроля учащихся и корректного контроля за само- и взаимоконтролем учащихся со стороны учителя.
Реализована воспитательная функция урока.
Урок прошёл в темпоритме, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности учащихся. Части урока логически связаны друг с другом.
Активность и работоспособность ребят на уроке хорошая.
Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью, оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между учащимися и учителем.
Результаты урока я оцениваю как хорошие. Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.