Урок литературного чтения А.С.Пушкин Сказка о царе Салтане… 3 класс

МОУ СОШ №17 г.Серпухов













Конспект урока
по литературному чтению
учителя начальных классов
Григоровой Регины Анатольевны















г.Серпухов
2016

Технологическая карта урока по литературному чтению.

Тема урока : А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Цели для ученика

1.Читательские умения при работе с текстом.
2.Активизировать вдумчивое чтение.
3.Давай характеристику героям сказки, анализировать произведение.
4.Развить поисковую познавательную деятельность.
Цели для учителя

Образовательные: продолжить работу над совершенствованием навыков чтения; формировать читательские умения детей при работе с текстом; учить давать характеристику героям.

Развивающие: развить познавательную деятельность, монологическую речь учащихся, выразительное чтение, коммуникативные способности; умения сравнивать , обобщать, анализировать.


Воспитательные : воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность; воспитание нравственности через анализ поступков героев произведения, умения работать в группе.




Тип урока:
Систематизация и обобщение знаний.


Используемое оборудование:
Учебник по литературному чтению УМК«Школа России» 3 класс, иллюстрации, портреты героев сказки, «кластер», волшебная палочка, шкатулка, презентация, фонограмма отрывка из оперы Н.А. Римского Корсакова «Три чуда».










Ход урока


Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД



1.Орг. момент.


-Здравствуйте! Слово такое чудесное.
Доброе светлое, чуточку нежное.
Здравствуй те скажем мы новому дню. Здоровья желаем всем и всему!

Здороваются.
Регулятивные УУД:
 Осознавать и удерживать учебную задачу.
Коммуникативные УУД: Определять и высказывать свою точку зрения.



2.Мотивация к учебной деятельности.
М.ц.:

-Каким бы вы хотели видеть наш урок? ( интересным, творческим)
-Назовите качества необходимые для работы, чтобы урок был таким?( внимательность, старательность..)
Отвечают на поставленный вопрос.






Познавательные УУД: Построение правильного  речевого высказывания.
Личностные УУД:
Вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками; выработка учебной мотивации,  постановка учащимися   целей  учебной   деятельности на уроке.
Регулятивные УУД:
 Осознавать и удерживать учебную задачу.
Коммуникативные УУД: Определять и высказывать свою точку зрения


3.Актуализация знаний.
М.ц.: использование элемента критич-го мышления.
-Ребята, давайте с вами вспомним, какую сказку мы изучаем?

-Кратко мы называем ее «Сказка о царе Салтане», соберите из слов полное название сказки.

-Сегодня мы продолжаем работать с этой сказкой.
-Определить направление нашей работы поможет нам пословица:
«Мир не без добрых людей».
-Как вы ее понимаете?
-А каких людей больше? Добрых или злых?

-Над этим вопросом мы будем сегодня работать.
-И выясним так ли это.
Тема нашего урока: «Добро и зло в сказке А.С.Пушкина».

Изучаем «Сказку о царе Салтане».


На доске по очереди дети собирают из разрезанных слов полное название сказки.






Ученики высказывают свои мнения.
Отвечают на вопросы.
Познавательные УУД:  
Анализ, сравнение, построение логической цепочки рассуждений, установление причинно-следственных связей, обобщение.
Коммуникативные УУД:
Диалог с учителем, высказывание своей точки зрения и выслушивание чужого мнения.
Личностные УУД:
Нравственно-этическая ориентация.


4.Обобщение
М.ц.
использование игровой технологии.


















Технология критического мышления метод: «Кластер».





















Физ.минутка.













Выборочное чтение




5.Применение знаний и умений .



















·

6.Рефлексия.
Итог.
М.ц.: использование игровой технологии.
-К какому виду относится это сказка? ( волшебная).
-Докажите! Найдите отрывки в учебнике и прочитайте.

-Я сегодня на урок принесла шкатулку, не простую, а волшебную.
-Отгадайте, какой предмет лежит в этой шкатулке, который может помочь найти ответы на все вопросы? (Это книга)
-У каждого из вас есть такая книга.
-Она послужит нам справочником и поможет найти ответы на все интересующие вопросы.

-А еще у меня в шкатулке предметы, которые принадлежат героям сказки.
-Отгадайте их.
(Царь-корона, Гвидон-пчела, повариха-половник, ткачиха- веретено.)

-У каждой группы на столе лежит «кластер», который вы должны собрать. Для этого у вас есть на столах набор слов характеризующие героя. Подберите характеристику своего героя.

-Составляем единый «кластер» сказки.










(имитирование движений под музыку Н.А.Римского-Корсакова)
  - Изобразите волны, набегающие на берег.
 - Летящую царевну Лебедь
- Гвидона, натягивающего лук.
- Танцующую белку, поющую песенки.
- Богатырей, выходящих из моря.
 -Кто из вас знает, что за музыка звучала?
- Это отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане»  «Три чуда».
А написал её  русский композитор Николай Андреевич Римский- Корсаков, восхищённый сказкой и в честь 100-летия со дня рождения поэта.



-А теперь найдем подтверждение в нашей волшебной книге.




- Каких героев больше?

-Ребята, давайте вернемся к началу урока и ответим на вопрос: Каких людей больше? Добрых или злых?

-У меня на экране есть пословицы, выберите , которые относятся к нашей сказке:

Злой человек не проживет в добре век.
Вся семья вместе , и душа на месте.
Нет ничего тайного , что не стало бы явным.
На обмане счастья не построишь.

-К каким героям мы можем отнести эти пословицы?

-Ребята, у меня есть «волшебная» палочка, с помощью которой вы сможете помочь измениться в лучшую героям сказки.
-Продолжите фразу:
« Я хочу помочь.»




Отвечают на вопросы.









Отгадывают предмет.









Отгадывают предметы из шкатулки



Работают в группах с «Кластером».








Составляют характеристику героя.








Выполняют физ.минутку



















Работают с текстом, находят характеристику в учебнике и зачитывают ее.



Отвечают на вопрос.








Читают пословицы.
Объясняют их значение.









Отвечают на вопрос.


Работают с «волшебной палочкой».
Познавательные УУД:  
Анализ, синтез,  сравнение, построение логической цепочки рассуждений, установление причинно-следственных связей, обобщение.
Регулятивные УУД:
  Контроль за выполнением и результатом своих учебных действий.
Коммуникативные УУД:
Диалог с учителем, высказывание своей точки зрения и выслушивание чужого мнения, работа в группах.





















































Познавательные УУД:  Построение речевого высказывания, смысловое чтение, анализ, синтез, сравнение, 
поиск известной  информации.
Коммуникативные УУД:
Работа с партнером, диалог с учителем.
Регулятивные УУД:
Взаимопроверка, контроль и коррекция.















Познавательные УУД:
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные
Умение слушать и вступать в диалог.
Регулятивные УУД:
Оценивание детьми собственной деятельности.



15