Урок литературного чтения по теме: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (6 класс)

Кандыагашская городская средняя школа №4 Актюбинская область
· Учитель русского языка и литературы 1 (продвинутого) уровня
Абдешова Жанна Амангельдиновна
«Утверждаю»:
Урок по теме: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Цель: научить анализировать текст, сравнивать народную и литературную сказку,определять особенности сказок А.Пушкина. Находить в тексте элементы народной сказки.
;Ожидаемые результаты: умеют анализировать текст, определять особенности языка и жанровые особенности, сравнивать , анализировать, составлять вопросы, отстаивать свою точку зрения.
Ход урока
Этапы урока
Задание, действия учителя и ученика
стратегия
Форма оценивания

Организационный момент
(3мин.)

Побуждение Фрагмент мультфильма«Сказка о царе Салтане» (3 мин)
Игра – приветствие. «Здравствуйте!»(учащиеся встают в круг и произносят слова Я так люблю себя     (руку на сердце),Что я могу любить тебя      (руку на плечо соседа).И ты начнешь любить себя     (руку на плечо соседа).И сможешь полюбить меня     (руку на сердце). 2. Деление на группы: рассчитаться на 1,2,3,4 Собраться в группы с одинаковыми номерами .3. Распределение ролей.(секретарь, лидер, оценщик, тайм-спикер, генератор идей, докладчик)
Просмотр мультфильма «Сказка о царе Салтане» Вы просмотрели фрагмент сказки- Определение темы и цели урока Как вы думаете, к какому из изученных типов сказок относится эта сказка?- Каковы особенности волшебных сказок? , Какова тема урока? Для того, чтобы в конце урока вы смогли оценить то, что получили на уроке, я хочу дать для вас критерии успеха.


Групповая игра



5 мин











Стратегия «Таксономия Блума »
25 мин)
Знание

Понимание






Применение





Анализ







Синтез







Оценка
Задание 1: Прочитайте статью «Литературная сказка » в учебнике на стр.65 и составьте диаграмму Венна
Составление Диаграммы Венна
1 группа В чем особенность народной сказки?
2 группа В чем особенность литературной сказки?
3 группа Сходство народной и литературной сказки
4 группа Определить особенности сказок А.Пушкина составить кластер


·Разноуровневые задания Знание:
1гр. . Кто главные герой сказки? 2гр. Где происходит действие?3гр. Назови какие художественные приемы использовал А.Пушкин в сказке?? 4гр. Кто помог царевичу Гвидону?
Понимание:
1гр. Перескажи ,используя сказочные обороты : пир честной, красная девица, голубушка сестрицы
2гр. Объясни, почему повариха, ткачиха и Баба- Бабариха так поступили?
3гр. . Перескажи ,используя сказочные обороты: в те поры, не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку , а неведому зверюшку
4гр. Как поварихе и ткачихе удалось обмануть придворных и осуществить свои планы?
Применение:
1гр Как бы ты помог царю Салтану?
2гр. Если бы ты находился рядом с царевной , смог бы ей объяснить, как она попала в бочку?
3гр. Составь и запиши аргументы в защиту царя Салтана
4гр. Что было бы, если бы Волна не помогла царевне и царевичу ?
Анализ: 1гр. На месте какого героя сказки ты хотел бы быть ? Почему ?2гр. Какие слабые стороны царевны можно увидеть в этой сказке? 3гр. Соотнеси черты характера (домино)В кухне злится повариха (злость)Плачет у станка ткачиха,И завидуют онеГосударевой жене (зависть)С ободренною душой князь пошел к себе домой (спокойный) Тот (коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил (Хищный)
4гр. Нарисуй ход события сказки «О царе Салтане»Разговор 3 девиц подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;Та подарила Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы прощены. Радость.
Синтез:
1гр . Придумай новую идею сказки при условии, если бы ткачиха и повариха не приказали закрыть в бочке своих родных
2гр. Как бы ты помог трём сёстрам? Придумай правило поведения для поварихи и ткачихи ? 3гр Напиши письмо автору с отзывом о сказке4гр. Реалистичен ли такой конец? Чему учит сказка?
Оценка: «Перекрестная дискуссия»Надо ли наказывать повариху и ткачиху за злые поступки?
1-2 группа «за»
3 группа «против»
4 группа «эксперты»





Как бы ты помог трём сёстрам? Придумай правило поведения для поварихи и ткачихи ?

«Кластер»
«Диаграмма Венна »
Критериальная







Критериальная





Критериальная










формативная




Оценка(5 мин)
Возвращение к критериям успеха. Оцените, соответствуете ли вы обозначенным критериям и поставьте себе оценку. Лист самооценки

самооценка

Рефлексия(5 мин)
Рефлексия «Понравился ли урок?»

формативная

Домашнее задание
Задания по выбору : 1.Выучить отрывок наизусть 2.Составить кроссворд по содержанию сказки


























Рисунок 1­ђ Заголовок 2­ђ Заголовок 3­ђ Заголовок 4­ђ Заголовок 515