Технологическая карта урока по теме: Девиантное поведение с применением активный методов обучения АМО, ИКТ и здоровьесберегающих технологий


Технологическая карта урока
«Девиантное поведение»
Организационная информация
Предмет обществознание
Курс/группа, количество человек 1 курс, 13 группа, специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 24 студента
Тема Девиантное поведение
Автор/ы урока/ занятия/мероприятия (ФИО) Радченко Наталья Владимировна
Должность Преподаватель обществознания
Образовательное учреждение ГБПОУ КК «АЛХТ»
Республика/край Краснодарский край
Город/поселение Город Апшеронск
Описание урока/мероприятия/занятия
Тип урока (мероприятия, занятия) Получение новых знаний
Форма урока Активные методы обучения (АМО), ИКТ, здоровьесберегающая технология
Время реализации учебного занятия 45 минут
Цель учебного занятия Сформировать представления о сущности девиантного поведения, его формах; определение особенностей делинквентного поведения, создание потребности активной борьбы с противоправным поведением
Задачи учебного занятия: (образовательные, развивающие, воспитательные)
Образовательные:
Раскрыть сущность понятий «девиантное» и «делинквентное» поведение;
Изучить девиантное поведение, его формы, проявление;
Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи.
Развивающие:
Развивать навыки анализа и логического мышленияразвивать умение владеть языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат
Воспитательные:
Создать условия формирования правовой культуры обучающихся, содействовать созданию отрицательного отношения к преступлениям, алкоголизму и наркомании.Планируемые результаты
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия) Предметные: формировать навыки оценивания социальной информации, прогнозирования последствий принимаемых решений.
Метапредметные: формировать умение самостоятельно определять цели деятельности, умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой информации;
Личностные: готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества.Аналитическая информация
Почему именно АМО технология?
Технология АМО позволяет достичь поставленных целей и задач урока?
Достоинство данной технологии: интерактивное обучение, хорошая запоминаемость, интенсивное взаимодействие с материалом, коррекция общения.
Применение технологии позволяет решать следующие задачи:
Обучающие: Способствует актуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, самостоятельному конструированию новых знаний;
Развивающие: Способствует овладению культурой ведения полилога, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, позволяет сформировать навыки самооценки и самоанализа учебной деятельности, создать целостное видение проблемы;
Воспитательные: Способствует моделированию собственной системы ценностей и вариативному проектированию модели своего поведения, базирующихся на идее мультиперспективности развития и свободы выбора.
Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь/были достигнуты (в случае апробации урока) за счет использования технологии АМО?
Увеличение интереса к предмету за счет использования новых методов. Срабатывает положительно эффект неожиданности.
Личностная результативность на таких уроках значительно повышается.
Формируется умение хорошо выполнить задание в короткий (или точно обозначенный) срок
Как учитывались психолого-педагогические особенности классного коллектива/группы при отборе методов и содержания урока/мероприятия Уроки предложенной модели успешно проводятся в любом студенческом коллективе, тема девиации и ее профилактики актуальна. Чтобы получить от урока максимальный педагогический эффект, необходимо включить студентов в работу используя нетрадиционные формы организации их деятельности. Именно такая организация будет обеспечена применением технологии АМО. Считаю, что активная деятельность обучающихся стабилизирует рабочую обстановку, будет способствовать повышению эффективности учебного занятия и повысит мотивацию к изучению предмета. Структура урока с применением технологии АМО выбрана с учётом индивидуальных особенностей обучающихся и специфики группы
Дополнительная информация
Ресурсы, оборудование и материалы Тетради для записей, ручки. Мультимедийная презентация. Компьютер, экран, колонки
Список учебной и дополнительной литературы
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015
Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)
Методика преподавания обществознания в школе: Учеб. для М54 студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 304с.
Богомолова О.Б., Усенков Д.Ю. Искусство презентации: практикум. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Ссылки на использованные интернет-ресурсыwww.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал)
http://moi-universitet.ru , http://moi-amour.ru
Активные методы обучения. Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро» Образовательный портал «Мой университет» http://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/
Подробный конспект урока
Фаза урока/занятия/
мероприятия Этап урока Время, продолжительность
этапа Подробное описание технологии по установленной схеме:
- Название метода
- Цели и задачи метода
- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
- Предварительная подготовка (если требуется)
- Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)
- Варианты проведения метода
- Происхождение метода (авторский, заимствованный, адаптированный)
Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения дискуссии.
Фаза 1. Начало образовательного мероприятия Инициация, погружение в тему (целеполагание), определение ожиданий
5 минут Инициация
Название метода «Костер дружбы» (заимствованный)
Цели и задачи метода: созданию доверительных отношений и позитивной обстановки
Технология проведения: Модератор предлагает каждому участнику написать на «искорке костра» свое имя и самое лучшее качество, присущее участнику. Затем прикрепить искру на общее пламя костра и озвучить, все остальные его приветствуют аплодисментами. Важно поддержать каждого участника.
Необходимые материалы: Ватман с нарисованным контуром костра, листы цветной бумаги, ножницы, клей или двусторонний скотч, маркеры или фломастеры каждому участнику (1 минута).
Погружение в тему (целеполагание)
Название метода: «Эпиграф» (заимствованный)
Цель и задачи метода: подготовиться к продуктивной работе на уроке
Технология проведения: (1 минута)
На доске эпиграф:
Пусть нам не даноИзменить все немедля, как хочется,-Когда изменяемся мы,Изменяется мир.
(Е.Евтушенко)
Представьте, что самая обычная черная ворона отложила в своём гнезде самые обычные  яйца.  Через несколько недель из них вылупились самые обычные птенцы. Они ничем не отличались друг от друга и от птенцов других ворон.  Но вдруг, уже  после того как птенцы оперились, один из них не захотел жить так, как все. Как вы думаете, почему это произошло? Необходимые материалы: Запись эпиграфа на доске или экране.
Определение ожиданий
Название метода: «Розовые мысли» (заимствованный)
Цель и задачи метода: выяснить ожидания и опасения участников.
Технология проведения:
Преподаватель показывает студентам розу и спрашивает, в чем ее красота, а в чем - опасность (соответственно, - в цветке, в шипах). Преподаватель предлагает представить данный урок в виде розы, определить и зафиксировать свои ожидания и опасения, с ним связанные. Участники записывают ожидания на лепестках, опасения – на листьях. Затем каждый участник прикрепляет ожидания к стеблю в виде прекрасного пышного цветка; опасения – к стеблю возле шипов в виде листьев.
Необходимые материалы: Изображение розы со стеблем, шипами и цветком, листочки для стебля, лепестки для цветка, фломастеры или авторучки, скотч, ножницы (Можно использовать стикеры в виде листьев, лепестков) (3 минуты)
Добрый день! - Жизнь человека часто сравнивают с искрой, пламенем свечи или костра, такой же яркой насыщенной, но порой короткой. Недаром, глядя на пламя, мы замолкаем, стараемся разглядеть свою или чужую жизнь. Костер согревает душу людей. Давайте и мы зажжем костер, костер Дружбы.
Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. В чем причины и сущность данного  отклонения? Является ли оно естественным условием развития отдельного человека или жизни всего общества? В чём «+» и «-» девиантного поведения?
На эти и другие вопросы мы ответим в ходе сегодняшнего урока, тема которого «Отклоняющееся (девиантное) поведение».
Думаю, что каждый из вас испытывает сейчас смешанные чувства. Возможно, вы чего-то опасаетесь и, наверняка, чего-то ожидаете от этого учебного занятия. Предлагаю вам зафиксировать ваши ожидания и опасения. Ваши ожидания запишите или зарисуйте на лепестках, опасения – на листьях.
(После фиксации ожиданий и опасений) – А сейчас предлагаю вам оформить нашу розу: ваши ожидания прикрепить к розетке в виде пышного цветка, а опасения – к стеблю возле шипов.
Фаза 2 «Работа над темой»
Интерактив-ная лекция 15 минут Инпут
Название метода: «Знаю/Хочу узнать/Узнал» (заимствованный)
Цель и задачи метода: поддержание внимания к информации в процессе работы над ней; управление процессом понимания; стимулирование интеллектуальной деятельности; активизация деятельности студентов для дальнейшего изучения темы; формирование навыков самостоятельной работы над информацией; развитие умения сжато формулировать информацию в письменной форме.
Технология проведения: Актуализация первичных знаний по теме. По наводящим вопросам учитель просит вспомнить, что студенты знают по обсуждаемой проблеме. Идеи записываются в течение 2-3 мину. Таблица «Знаю/Хочу узнать/Узнал» поможет в работе над информацией. В первой графе записываются идеи о том, что студенты уже знают по теме, во второй – то, что хотят узнать, а третьей, после того, как познакомятся с информацией, запишут узнанное. В третью графу также записываются ответы на вопросы второй графы. Во вторую графу записываются вопросы, которые появились у учащихся в процессе  изучения информации. А первую графу можно вписать ту информацию, которая уже была знакома, но не была озвучена, а также маркируется информация, которая встречалась при изучении темы.
Необходимые материалы: таблица «Знаю/Хочу узнать/Узнал» -на листах А4, ручки .
Задание. На оси социализации распределите негативные и позитивные формы девиантного поведения.

- +
ПроституцияПреступностьНаркоманияКурениеАлкоголизмСуицид СпортНациональный героизмМеценатствоНоваторствоЧудачествоИнициативаРеформаторство
     По подсчетам социологов в нормально развивающихся обществах на каждую из этих групп придется примерно по 10-15%.В чем причины, сущность и последствия  негативного девиантного поведения для общества?
Обратите внимание на рабочие листы на ваших столах.
Вы должны их заполнять, выражая свое отношение к поднимаемой проблеме.Проработка содержания темы
Название метода: «Рабочие листы «Мой выбор» (заимствованный)
Цель и задачи метода: актуализировать имеющиеся у обучающихся знания и умения по теме, проверить степень их усвоения.
Технология проведения:
Аргументы «за» Аргументы «против»
курение
алкоголь
наркомания
проституция
преступность
Необходимые материалы: компьютер, мультимедийная презентация «Девиантное поведение»
Курение - О вреде курения сказано немало. В современном обществе люди привыкли к человеку с сигаретой, с рекламных щитов табачных кампаний на нас смотрят юноши и девушки цветущего вида. И это ни у кого не вызывает удивления.
Считаете ли вы курение девиантным поведением? -Учитывая масштабы продаж табачных изделий, скажите, можно ли считать курение опаснейшим из всех наркотиков?Алкоголь- В глубокой древности познакомился человек с необычным веселящим действием некоторых напитков. Самое обычное молоко, мед, соки плодов, постояв на солнце, меняли не только свой внешний вид, вкус, но приобретали способность возбуждать, вселять ощущение легкости, беззаботности, благополучия. Разумеется, наши далекие предки и догадываться не могли о том, какого страшного врага они приобретают. - Парадоксальный факт: повсюду пропагандируется здоровый образ жизни, но  при этом в России самая мощная торговая сеть продажи спиртных напитков. Выходит, что государство само толкает людей к алкоголизму?
Наркомания- 8 января 1998 года президентом Российской Федерации Ельциным Б.Н. был подписан Федеральный закон о наркотических средствах и психотропных веществах ( № 3 ФЗ). Он устанавливает правовые основы государственной политики в данной сфере. - Можно ли поставить знак равенства между наркоманией и чумой? - В чем существенная разница между этими одинаково ужасными явлениями?
Преступность- Преступность – самое опасное проявление отклоняющегося поведения. Обратите внимание на словарь урока. Совокупность противоправных поступков или преступлений в социологии получило название делинквентного поведения.  
Существует ли, на ваш взгляд, различие между девиантным и делинквентным поведением? Если да, то в чём оно?
Проституция - В связи с искажением представлений о морали в современном обществе, среди молодёжи проституция является одним из престижных занятий. В чём причины и последствия данной социальной болезни?- Отсутствие жесткой цензуры на современном телевидении привело к появлению на экранах достаточно откровенных сцен в рекламных роликах и телесериалах. Считаете ли вы популярное среди молодёжи ток – шоу «Дом 2» пропагандой проституции?
Как вы относитесь к проблемам затронутым на уроке? На основе заполненных рабочих листов выскажите свое мнение.
Что мы называем процессом социализации?(Процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества)
Что мы называем девиантным поведением?
(Это различные формы поведения человека, не соответствующие установившимся в обществе нормам поведения)
Всегда ли отклоняющееся поведение носит негативный характер?(Следует различать девиантное поведение, которое носит социально-творческий характер, является порождением или отражением социальной инновации)
Презентация
точек зрений групп и ответы на вопросы 8
минут Название метода: «Рынок мнений»
Цель и задачи метода: Представление результатов работы
Технология проведения: Преподаватель предлагает на основе заполненных рабочих листов высказать свое мнение по проблемам затронутым на уроке. Привести статистику девиантного поведения в России. Сайт http://www.gks.ru/ Федеральной службы государственной статистики.
Необходимые материалы: компьютер, мультимедийная презентация «Девиантное поведение» 1. Отклоняющееся поведение – это:
любые изменения в жизни человека;
перемещения человека в своей группе;
несоблюдение принятых в обществе норм;
изменение статуса человека.
2. Отклоняющееся поведение имеет:
1) только позитивные последствия;
2) только негативные последствия;
3) позитивные и негативные последствия;
4) последствия, не влияющие на развитие общества.
3. К позитивным проявлениям отклоняющегося поведения относятся:
1) наркомания.
2) новаторское предложение.
3) алкоголизм.
4) проституция
4. Примером негативного отклоняющегося поведения является:
1) повышенный интерес к результатам спортивных соревнований;
2) фанатическая преданность творчеству музыкальной группы;
3) применение криминальных методов для решения личных проблем;
4) чрезмерное увлечение гуманитарными предметами.
5. Поведение человека или группы людей в обществе, которое не соответствует установленным социальным нормам или нарушает их, называется в науке:
1) вызывающим;
2) легкомысленным;
3) отклоняющимся
4) нестандартным.
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» Релаксация 3 минуты Название метода: «Ты, я, он, она» (авторский)
Цель и задачи метода: Снятие эмоционального напряжения, переключение на другой вид деятельности, создание комфортной обстановки, активизация внимания для дальнейшей работы
Технология проведения: флешмобНеобходимые материалы: компьютер, подключенный к интернету, www.youtube.com/Флешмоб группа «Непоседы» - «Я, ты, он, она вместе – целая страна»Подведение итогов обсуждения 4 минут Название метода: «Вывод по теме»
Цель и задачи метода: Обобщить знания и высказывания по теме и сделать вывод.
Технология проведенияОбратите внимание на эпиграф урока (слова Е. Евтушенко)
Пусть нам не даноИзменить все немедля, как хочется,-Когда изменяемся мы,Изменяется мир.
Мне очень хочется, чтобы каждый из вас постарался избавиться от негативных отклоняющихся привычек и изменил мир.
Необходимые материалы: компьютер, мультимедийная презентация «Девиантное поведение» Вывод по теме (формулируют обучающиеся):
Девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам.
Девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход.  Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся поведение и какие его виды полезны, а самое главное - терпимы для общества, до сих пор практически не разрешен.
Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм, табакокурение и наркомания не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов.
Рефлексия
5минут Название метода: «Итоговый круг» (заимствованный)
Цель и задачи метода: Подведение итогов и оценка результативности
Технология проведения: Преподаватель предлагает сделать оценку прошедшего урока.
Пригодятся ли знания, полученные на уроке вам в жизни?
Закончите предложения:
«Я узнал на уроке…», «Меня удивило, что…», «Мне кажется…» Домашнее задание/Инструктаж 3 минуты Название метода: «Письмо-послание» (заимствованный)
Цель и задачи метода: повторение, структурирование изученной информации
Технология проведения: Написать письмо-послание подрастающему поколению «Правильный выбор». Комментирование оценок 2 минуты