Статья на тему Возможности формирования действий нравственно — этического оценивания на уроках литературного чтения посредством беседы


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
базовая начальная общеобразовательная школа
г. Омутнинска Кировской области
Статья на тему
Возможности формирования нравственно эстетического воспитания у учащихся 2 класса на уроках литературного чтения посредством беседы
Составитель:
Учитель начальных классов
Комарова Анна Владимировна
Омутнинск, 2016-10-14
В настоящее время отечественная педагогика ставит целью воспитания и обучения всестороннее развитие гармоничной личности. Но поставленная цель будет достигнута, если в процессе воспитания одновременно и целенаправленно учитываются все составные части воспитания, а именно: физические, нравственные, умственное, трудовое, эстетическое.
В целостном педагогическом процессе эти части переплетаются между собой, они тесно взаимосвязаны. Однако в разное время, на разных этапах развития общества на первое место выступают различные воспитательные задачи. Так, например, Я.А. Коменский первостепенным считал нравственное воспитание; Джон Локк - физическое; Жан Жак Руссо - естественное и свободное физическое, трудовое, нравственное. В советский период в России основными считались идейно-политические звенья - трудовое и нравственное.
Младший школьный возраст - наиболее благоприятный период для интенсивного формирования учебной деятельности, который является фундаментом развития интеллекта ученика. Психологи установили, что этот возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм; он отличается бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении.
Современный ребенок находится под воздействием постоянного информационного натиска, поэтому необходимо помнить, что, говоря словами А.С.Макаренко, ребенка «воспитывает все: люди, вещи, явления, прежде всего и больше всего – люди. Направить это развитие и руководить им – вот задача воспитания»
В этой связи проблемой исследования является вопрос: каковы условия, позволяющие решать задачи нравственно - эстетического воспитания учащихся на уроках литературного чтения во 2 классе?
Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. На смену идеологии «образование-преподавание» пришло «образование-созидание», когда личность ученика становится центром внимания педагога. Целью образования сегодня становится личностное, познавательное и общекультурное развитие учащихся, обеспечивающее формирование ключевых компетенций, среди которых лидирует «умение учиться». Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса». Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД), овладение которыми дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:
личностный;
регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
познавательный;
коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
действие смыслообразования;
действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Наша задача заключается в том, чтоб более подробно рассмотреть действие нравственно – эстетического оценивания.
Для начала надо дать понятие «Оценка» – это действие, с помощью которого ученик оценивает свои возможности. Определяет наличие или отсутствие знаний для решения новой задачи (прогностическая оценка), а так же это умение определить у себя наличие или отсутствие общего способа решения задачи (рефлексивная оценка).
Универсальное учебное действие нравственно-этического оценивания представляет собой ориентировку в условиях задачи, содержащей моральный конфликт, и содержательно включает несколько составляющих. Во-первых, выделение морального содержания ситуации, а именно выделение моральных норм, составляющих основу моральной дилеммы. Во-вторых, ориентацию на мотивы поступка участников дилеммы, в-третьих, ориентацию на выделение, идентификацию моральных чувств и их осознание. Ориентация на мотивы поступка предполагает возможность ребенка «увидеть» ситуацию нарушения нормы с разных позиций и свидетельствует о децентрации, как координации различных познавательных перспектив.
В основе нравственно-этической оценки находится одобрение или осуждение поступков, действий отдельного человека или социальной группы людей с позиции нравственных норм и требований общества. Нравственно-этическая оценка позволяет определять результаты поступка, действия, их соответствие принятым в обществе этическим нормам и нравственным законам при различении в них категорий добра и зла. В процессе ее осуществления личность выступает как носитель нравственной активности, проявляя индивидуальную позицию в ситуации морального выбора, и открыто ее выражая. На основе нравственно-этической оценки происходит сознательное предпочтение и присвоение определенных нравственных ценностей, что обусловливает готовность личности к нравственному поступку в реальной жизненной ситуации.
Анализ требований к результатам показал, что умение младшими школьниками давать нравственно-этическую оценку включено в планируемые результаты начального общего образования:
– в сфере личностных УУД – способность «давать нравственную оценку своим и чужим поступкам», «соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами» [22, с. 97]; «оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор» [Там же, с. 29]; способность к самооценке, которая обеспечивается через формирование в учебной деятельности «рефлексивного отношения к себе, нравственно-этическое оценивание ребенком своих поступков на основе усвоения системы нравственных норм» [10, с. 42];
– в сфере регулятивных УУД – способность «контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение» [22, с. 36]
– в сфере коммуникативных УУД – «давать оценку действий партнера» [10, с. 29], учитывать «разные точки зрения людей, в том числе не совпадающие с его собственной»;
– в процессе работы с текстом – умение давать оценку информации, «высказывать оценочные суждения и свою точку зрения»
Действия нравственно – эстетического оценивания:
Положительные нравственные качества;
Адекватное оценивание своих и чужих поступков
Нетерпимость и умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни и здоровья
Вышеуказанные положения актуализируют введение нового направления деятельности педагога, которое мы определяем, как создание условий для формирования у младших школьников умения осуществлять объективную нравственно-этическую оценку и самооценку ситуации морального выбора. Для этого необходимо продумывать и специально предлагать для обсуждения младшими школьниками ситуации, в которых необходимо сделать нравственный выбор [18] . Выделяем приоритетные условия, которые необходимо соблюдать при составлении ситуаций нравственного выбора:
1) в основе каждой ситуации должна быть нравственная проблема, требующая разрешения;
2) она должна быть реальной, т.е. может произойти в повседневной жизни школьников;
3) должна иметь простой сюжет, не длительного восприятия и осмысливания;
4) должна предусматривать несколько вариантов решения, в том числе правильное и неправильное решение с точки зрения нравственных норм.
Такое оценивание необходимо организовывать от процесса коллективного обсуждения и принятия совместного решения до самостоятельной оценки поступка; от решения ситуации по аналогии с уже ранее знакомой до расширения круга ситуаций и включение новых; от опоры на образец решения значимого взрослого до самостоятельного выбора с учетом нравственных норм и требований общества; от оценки поступков в предлагаемых нравственно-этических ситуациях до самооценки собственных поступков с учетом личностно принятых ценностей.
Анализ собственного опыта позволил сформулировать алгоритм проведения нравственно-этического оценивания поступка и оценочные действия младшего школьника в ситуации нравственно-этического выбора:
1) прослушивание нравственно-этической ситуации и анализ событий (Что произошло? В чем заключается проблема выбора действия героя (героев) ситуации?);
2) самостоятельное осмысление события или явления, представленного в ситуации на основе имеющегося личностного опыта, знания нравственных норм и имеющейся личностной системы ценностей (Что я знаю? Какие похожие ситуации я встречал? Какое решение принял я или действующие лица в похожей ситуации?); 3) выражение личностного эмоционально- чувственного отношения к обсуждаемой ситуации (Что я чувствую к действующим лицам ситуации? Почему они так поступают?); 4) нахождение возможных вариантов решения ситуации (Какие варианты решения ситуации я могу предложить?);
5) проверка каждого варианта решения ситуации, предвидение возможных последствий каждого варианта (Это правильно? Кому принесет пользу: главному герою? другим действующим лицам? обществу?); 6) согласование личностной позиции с мнением других людей (Какой выбор сделают одноклассники? родители? учитель?);
7) принятие решения нравственного выбора (Какое решение я считаю наиболее правильным в данной ситуации?);
8) критическая оценка собственного выбора (Соответствует ли мое решение принятым в обществе нормам?).
Методы нравственно – этического воспитания
Процесс нравственного воспитания есть общественное осуществление педагогически целенаправленной деятельности по организации нравственной подготовки подрастающих поколений, результатом которой является усвоение растущим человеком социального морального опыта и формирование нравственных качеств его личности [25, с. 135].
Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Самопознанию, самоусовершенствованию, умению остаться один на один с собственной душой, посвящена работа педагога, его специальные беседы.
И.Г. Щукина выделяет три группы методов:
- методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример);- методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);
- методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).
Остановимся непосредственно на таком методе как этическая беседа.
В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных суждений, оценок, понятий на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся беседы.
Разрабатывая конкретную тему для обобщающей беседы учителю надо иметь в виду: события общественной жизни страны, содержание учебного материала, уровень знаний детей о нормах нравственности.
Проведение беседы требует большого мастерства от учителя. Главное требование - обеспечить активность детей в процессе самой беседы.
При проведении беседы по прочитанному очень важно уметь задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства детей, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни. Если учитель знает, что у детей недостаточный объем знаний о нравственных нормах, следует задавать вопросы, направленные на воспроизведение события, которому дается нравственная оценка или которое содержит образец, как надо поступать, согласуясь с требованиями норм.
Последовательность вопросов должна подвести детей к выведению морального правила, которому надо следовать при общении с другими людьми, выполнении своих обязанностей. При постановке вопросов в беседах с детьми на моральные темы можно придерживаться следующих рекомендаций:
1. Вопрос должен направлять внимание детей на нравственную сторону жизни, поступков, явлений, скрытых за предметными действиями людей. Вопросы следует ставить так, чтобы они помогли ребенку увидеть и выделить отношение человека к чему-либо, к другим людям, к самому себе, своим обязанностям, долгу.
2. Вопрос должен заставить ребенка задуматься над мотивами поступка, увидеть сложную взаимосвязь мотива и результата поступка. Следует задавать вопросы, ответы на которые требуют сравнения различных мотивов при одинаковых поступках; одинаковых мотивов, приводящих к разным поступкам. Такие вопросы заставляют ребенка соединять воедино мысли, слова и действия людей, покажут ему всю сложность человеческого поведения.
3. Вопрос должен заставить детей увидеть нравственные последствия любого поступка для других людей. Для этого ребенок должен обратиться к уже имеющемуся у него опыту, сравнить пережитое им самим с действиями тех людей, о поступках которых он узнает (читает), перенести на себя то, что пережили другие люди (поставить себя на место другого).
4. Вопрос должен привлечь внимание школьников к внутренним переживаниям людей, научить ребенка по внешним признакам узнавать о состоянии человека, понимать это состояние и, следовательно, сопереживать.
Очень важны вопросы, которые помогли бы школьникам связать прочитанное с собственным нравственным опытом, их коллективными переживаниями. Конечно, не обязательно в каждой беседе ставить вопросы, направленные на осознание всех сторон морали. В одном случае учитель может обратить внимание детей на обсуждение мотивов поступка, в другом - на нравственную оценку поступков, в третьем - на нравственные последствия какого-то действия. Но важно, чтобы в совокупности всех бесед основные положения морали стали известны детям. Повторяемость вопросов из беседы в беседу, анализ типичных ситуаций помогает детям видеть нравственную сторону общественной жизни, событий в коллективе, в поступках, чувствах и высказываниях людей, противоречия в развитии моральных явлений. Они учатся подвергать нравственной оценке свои поступки и поступки товарищей. В беседах младшие школьники постепенно усваивают приемы анализа нравственных явлений. Это дает возможность учителю разнообразить построение беседы, подачу фактического материала с целью повышения его эмоциональности и образности.
Этические беседы с детьми должны проходить в непринужденной обстановке. Они не должны носить морализирующего характера, назиданий, упреков и насмешек. Дети высказывают свои суждения, впечатления свободно, непринужденно. Если их высказывания наивны, неточны, неверны, учитель не обрывает детей, просит ребят дополнить, высказать свое мнение и, если из детских высказываний все же не получается должного обобщения, на помощь приходит учитель, как старший их наставник.
В этических беседах с младшими школьниками должны присутствовать элементы занимательности. Для этого в содержание бесед целесообразно включать различные ситуации, которые не только содержат моральную проблему, но и представлены в необычной для учеников форме, требующей от него догадки, заинтересованного, эмоционально окрашенного поиска ответа.
В каждой этической беседе с младшими школьниками обычно используется какой-то основной источник получения знаний о нравственных нормах, поступках и поведении. Обсуждение нравственной проблемы начинается с анализа фактов, заключенных в этом источнике. В ходе беседы к этим фактам «присоединяются» и другие, уже имеющиеся в знаниях, наблюдениях и опыте детей. Исходя из этого, этические беседы можно разделить на:
1. Беседы по прочитанному рассказу (или нескольким рассказам).
2. Беседы, связанные с обсуждением книги.
3. Беседы, в основе которых лежат проблемы общие для всех школ, актуальные для всех в настоящий момент.
4. Беседы, связанные с просмотром диафильмов и кинофильмов.
5. Беседы, основной материал для которых получен в результате целенаправленных наблюдений самих детей за явлениями общественной жизни.
6. Беседы по проблемным вопросам, предложенным самими детьми. Такие беседы в основном проводятся в III классе.
7. Беседы на основе небольших сочинений на моральные темы, написанные детьми (II-III классы).
К беседе по прочитанному рассказу или группе рассказов следует прибегать в таких случаях:
когда художественное произведение позволяет детям осмыслить действия и поступки, происходящие в собственном коллективе. Анализ «чужих» событий помогает школьникам задуматься и объективно оценить жизнь коллектива, свои поступки;когда учитель хочет опосредованно показать детям образец нравственного поведения, вооружить их знанием того, какие поступки поощряются и приносят человеку удовлетворение и радость, какие - осуждаются и вызывают угрызения совести, тяжелые переживания (при этом читаемое прямо не связывается с жизнью данного коллектива);
когда у детей недостаточно (и по объему и по содержанию) собственных наблюдений, чувственно-образных представлений о нравственных явлениях общественной жизни.
Выбирая для обсуждения рассказ или группу рассказов, надо иметь в виду их художественную ценность, доступность для младших школьников, образность и эмоциональность изложения, наличие моральных переживаний, описания событий и фактов, требующих размышлений, нахождения выхода из проблемной ситуации.
Когда учитель подбирает для беседы несколько рассказов, можно подобрать их так, чтобы дети увидели проявление одних и тех же нравственных качеств в разных обстоятельствах. Для другой беседы надо подобрать такие рассказы, в которых в схожих ситуациях разные люди проявляют себя по-разному. Интересно проходят беседы, когда используемые рассказы не имеют конца или учитель специально «обрывает» их в кульминационном моменте с тем, чтобы дети «дописали» их. Для этических бесед с первоклассниками хороши небольшие рассказы, в которых раскрывается сущность нравственных качеств и отношений.