Статья Как совместить стандарты и творчество?


«Как совместить стандарты и творчество?»
Современный учитель... Какой он? Что является основополагающим в этом понятии? Возраст? Образование? Методика? Что ни вопрос, то загадка, разгадать которую необходимо, взяв за основу разнае точки зрения педагогов, а также опираясь на новые документы.
Одни из моих коллег убеждены, что современный учитель – это тот, кто идёт проторенной дорогой, твёрдо считая, что только консервативный стиль преподавания способен вернуть нашему образованию былой престиж. При этом сторонники данного направления встречают в штыки всё новое, даже не пытаясь найти в нём какое- либо рациональное зерно. Не хочу никого обидеть, но думаю, они абсолютно уверены в своей правоте и считают, что переучиваться им уже поздно, что это ученики должны меняться, а не учителя.
Другие (это большей частью молодые специалисты) сломя голову устремились в эксперимент, отвергая всё старое ради нового. Они считают, что триада: образование, воспитание, развитие – это «детище» нового времени, и отвергают любую преемственность в процессе обучения и воспитания, в форировании имиджа учителя нового поколения.
Третьи мои коллеги готовы вставать и падать, снова вставать и падать, чтобы стать современным педагогом. Для достижениия поставленной цели они выбрали не знакомую тропу, а извилистую тропинку с еле заметными следами на ней. Чтобы превратить её в широкую дорогу, им нужно многое преодолеть, нужно понять, что взять из прошлого, ведь, бросаясь в другую крайность, можно с водой выплеснуть и ребёнка.
Вот я и думаю, где она, та золотая середина, в которой многолетний опыт советской школы будет сочетаться с инновацинными технологиями, с новыми требованиями, предъявляемыми жизнью не только к ученику, но и, наверное, в первую очередь к учителю. Именно мобильность учителя, готовность выполнить нестандартные трудовые действия, ответственность и самостоятельность в принятии решений, желание постоянно творчески развиваться являются краеугольными камнями в деятельности современного педагога.
«Стандарт», как мне кажется, является тем инструментом, благодаря которому учитель чётко понимает, что от него требует общество сегодня. Положение, делая упор на дифференцированный подход в обучении и воспитании (что всегда приветствовалось и в советской школе), выделяет компетенции учителя, среди которых работа с одарёнными детьми и работа с детьми, имещими отклонения в поведении. При этом есть и абсолютно новое: работа в условиях инклюзивного образоваания, а ведь раньше об этом вообще не было речи, создавалось впечатление, что в нашей стране никогда не было детей с ограниченными возможностями, и хорошо, что был учтён в этом вопросе мировой опыт.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться и творчески подходить к любому делу. Я думаю, что с обучением всё понятно: вряд ли кто из моих коллег будет оспаривать этот постулат, основанный на том, что нужно постоянно расширять и углублять свои знания по предмету, овладевая современными формами, методами и приёмами работы. А вот как быть с воспитанием? Нужно ли в этом плане учителю чему – либо учиться или воспитательной работой должен заниматься только классный руковолитель? Но новые реалии жизни таковы, что на каждом уроке должен идти незаметный процесс воспитания, при этом учитель не должен быть назидателем, он должен быть «мудрым правителем», не только спасающим «своих подданных» от беды, но и дающим им возможность самим понять, что такое хорошо и что такое плохо.… А для этого учитель должен признавать достоинство детей, понимать и принимать их такими, какие они есть, вовлекать их в процесс обучения и воспитания. Но нельзя при этом впасть в другую крайность: слепо попульстительствать детям., они должны уметь жить в соответствии с школьным уставом, выполнять правила поведения в образовательном учреждении. Другими словами, не заигрывать с учениками, а учить их играть в ролевые игры, а это большая разница и большой труд. В век компьютерных технологий детям не хватает живого общения, многие из них, проводя долгие часы наедине с монитором, с трудом уживаются в коллективе, поэтому задача современного педагога учить их жить в социуме, учить сотрудничеству, толерантности. Именно это залог успеха в будущем. При этом учитель должен вовлекать в учебный процесс родителей, социальные службы, педагогов дополнительго образования, потому что у всех одна цель: воспитание всестронне развитой, успешной личности.
Вот мы и подощли ещё к одной грани современного педагога: его личностным качествам и профессиональным компетенциям, необходимым для осуществления развивающей деятельности. Это и готовность принять разных детей, и стремление протянуть им руку помощи, и владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно - развивающую работу. В «Стандартах…» особое внимание уделяется взаимодействию учителя с психолгами, социологами, логопедами. Они становятся составной частью школьго процесса: без них подчас невозможно решить возникающие проблемы. Только совместными усилиями можно составить программу индивидуального развития ребенка. При этом нужно помнить, что достичь определённых успехов ученик может, если педагог создаст безопасную и комфортную образовательную среду, будет проводить профилактическу работу по предотвращению разных форм насилия в школе.
Время не стоит на месте: наука, техника, информационное пространство развиваются весьма скоротечно, да и сам человек меняется в духе требований современного мира. Жить в таком современном обществе и учить по устаревшим программам и стандартам мы не имеем права. И образование не может оставаться на вчерашнем уровне. Я, как современный человек, за стандарты и творчество, ведь без творчества нельзя работать по стандартам и развивать нового человека 21 века.
Уважаемые коллеги! Какие бы преобразования нас не ожидали, мы не имеем права быть равнодушными учителями, ведь именно мы прививаем любовь к знаниям, к открытиям. И если все нововведения будут сопровождаться СИТУАЦИЕЙ УСПЕХА, то ребенок будет с большим интересом стремиться познавать все новое. Мы не должны забывать, что все нововведения коснуться не только учителя, но и детей, и УСПЕХ завтрашнего дня зависит от нашего СЕГОДНЯ! Одним словом, «стандарт» обязывает педагога начать учебный процесс с работы над собой, с желания всегда самосовершенствоваться, всегда учиться.