Методическая разработка по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по темам: «Осень Признаки осени» «Овощи. Огород» «Фрукты. Сад» «Фрукты-Овощи. Труд людей осенью» у дошкольников с общим недоразвитием речи


Методическая разработка по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по темам: «Осень Признаки осени »; «Овощи. Огород»; «Фрукты. Сад» ; «Фрукты-Овощи. Труд людей осенью.. у дошкольников с общим недоразвитием речи
Тема: Осень. Признаки осени. Кол-во часов: 1 час
Цели:
Коррекционно- образовательные:
Сформировать представления об осени как времени года, о существенных признаках сезона.
Коррекционно- развивающие:
1. Активизация предметного, глагольного и словаря признаков по данной теме.
2. Учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.
3. Упражнять детей в образовании множественного числа глаголов.
4. Формирование умения согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
5. Формирование навыка составления простого предложения по вопросам: Что? Что делает?
6. Учить употреблять односложные слова со стечением согласных в начале слова.
7. Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, речевое дыхание и голос.
Коррекционно- воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе и окружающему миру.
Развитие общей моторики Развитие мелкой моторики Развитие артикуляционноймоторики Развитие речевого дыхания и голоса Развитие психологической базы речи
Двигательное упражнение «Дует ветерок» Пальчиковая игра «Назови лист» (загибание пальцев руки с прогова-риванием названий листьев деревьев) Упражнения на развитие подвижности челюсти, губ, языка Развитие диафрагмального дыхания -надуваем, сдуваем живот, как шарик. Голосовые упражнения: Звук А: шепотом-тихо-громкоА-А-А; и наоборот. Развитие зрительного внимания- игра «Ошибки художника»
Словарная работа Слоговая структура слова Грамматический строй речи Связная речь
Существительные: осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, лист, листопад, солнце, небо месяц, сентябрь, октябрь, ноябрь и др.Глаголы: желтеть, увядать, опадать, шелестеть, улетать, моросить, собирать,
Прилагательные: хмурый, дождливый, ненастный, грустный, голый, пасмурный, мелкий, холодный, короткий, сухой и др.Наречия: пасмурно, дождливо, ветрено, ясно и др. Работа надодносложными словами со стеч. согл. вначале слова (клен, хлеб, блин) Образование относительных прилагательных (игра « Погода осенью» Какая погода осенью, если идет дождь? –дождливая, ветер- ветреная .
Согласование прилагательных с и. сущ. в роде и числе: игра «Скажи со словом осенний» ( Туча какая? Ветер какой? Небо какое? Листья какие?)
Образование мн. числа глаголов -игра «Один-много(скажи по образцу)» (Лист шуршит- листья шуршат, ветер дует- ветры дуют) Составление простого предложения по вопросам: Что? Что делает? ( лист шуршит, лист опадает, дождь идет, дождь моросит)
Тема: Овощи. Огород. Кол-во часов: 1 час
Цели:
Коррекционно- образовательные:
1. Закрепить и расширить обобщенные представления об овощах, о сборе урожая, о заготовке овощей на зиму.
2. Упражнять в умении различать овощи по форме, вкусу.
Коррекционно- развивающие:
1. Активизация предметного, глагольного и словаря признаков по данной теме.
2.Упражнять детей в употреблении форм родительного падежа имен существительных.
3.Формирование умения использовать притяжательные местоимения мой, моя, моё в сочетании с существительными.
4.Учить согласовывать числительные с существительными.
5.Учить употреблять односложные слова со стечением согласных в конце слова.
6.Формирование навыков составления простого распространенного предложения с прямым дополнением с пом. вопросов: Кто? Что делает? Что? 7. Формирование умения составления описательного рассказа по схеме.
8. Развитие слухового внимания и памяти, общей, мелкой, артикуляционной моторики, речевого дыхания и голоса.
Коррекционно- воспитательные:
Воспитывать у детей трудолюбие и уважение к труду других людей.
Развитие общей моторики Развитие мелкой моторики Развитие артикуляцион.
моторики Развитие речевого дыхания и голоса Развитие психологической базы речи
Двигательное упражнение « В огород пойдем, урожай соберем» (шаги на месте, наклоны, имитация сбора овощей) Пальчиковая игра «Посчитай ово-щи» одновременное –поочередное загибание пальцев рук (две морков-ки, две редиски, два зеленых огурца и т. д с последующим разгибанием) Упражнения на развитие подвижности челюсти, губ, языка Постановка нижнедиафрагмального дыхания (стоя, рука на диафрагме- выдох, вдох; пауза- шумный выдох) Голосовые упражнения: пропевание цепочки гласных ау, ау, аукаем. Развитие слухо-вого внимания и памяти- заучива-ние загадок по теме.
Словарная работа Слоговая структура слова Грамматический строй речи Связная речь
Существительные: урожай, помидор, огурец, морковь, капуста, баклажан, свекла, редька и др., огород, грядка, земля, посадка, полив, семена, плоды и овощевод дрПрилагательные: спелый, вкусный, сочные, круг-лый, овальный, твёрдый, гладкий, красный и др.Глаголы: сажать, поспевать, собирать, мыть, чистить, заготавливать, есть.
Наречия: вкусно, полезно, много. Работа над однос-ложными словами со стеч. согл. в конце слова (лист, куст) Образование форм родительного падежа су-ществительных - игра «Какого овоща не стало?»
Использование притяжательных местоимений мой, моя, моё в сочетании с существительными.
Игра «Мой овощ» ( мой баклажан, моя морковь, моё дерево). ( мой баклажан, моя морковь, моё дерево).
Согласование числительных с существи-тельным- Игра «Мы считаем»( один огурец, два огурца… и т. д.) Составление простого распространенного предло-жения с прямым дополнением с помощью вопросов: Кто? Что делает? Что? (Вова собирает урожай. Папа поливает грядку.) Составление описательного рассказа по схеме. Что; цвет; форма; размер; вкус; сад- огород

Тема: Фрукты. Сад. Кол-во часов: 1 час
Цели:
Коррекционно- образовательные:
1. Закрепить и расширить обобщенные представления о фруктах, о саде.
2. Упражнять в умении различать фрукты по форме, вкусу, цвету.
Коррекционно- развивающие: .
1. Активизация предметного, глагольного и словаря признаков по данной теме.
2. Упражнять детей в образовании форм родительного падежа имен существительных с предолгом У в ед. ч.
3. Закрепить умение образовывать прилагательные от существительных.
4. Закрепить навыки образования существительных с уменьшительно- ласкательным суффиксом в ед. и мн. числе.
5. Формирование навыков составления предложения с предлогом У и распространение его определением.
6. Формирование умения составления описательного рассказа по плану.
7. Учить употреблять в речи двусложные слова без стечения согласных.
8. Развитие зрительного внимания и памяти.
9. Развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики, речевого дыхания и голоса.
Коррекционно- воспитательные:
Воспитывать у детей трудолюбие и уважение к труду других людей.
Развитие общей моторики Развитие мелкой моторики Развитие артикуляционноймоторики Развитие речевого дыхания и голоса Развитие психологической базы речи
Двигательное упражнение с проговариванием «Как румян осенний сад, всюду яблоки висят» Пальчиковая игра « Будем мы варить компот» Упражнения на развитие подвижности челюсти, губ, языка Постановка нижнедиаф-рагмального дыхания (стоя, рука на диафрагме- выдох, вдох; пауза- шумный выдох); Голосовые упражнения: ИИИ, АУИ,АУИ, АУИ Развитие зрительного внимания игра « Что изменилось»
Словарная работа Слоговая структура слова Грамматический строй речи Связная речь
Существительные: сад, фрукты, слива, яблоко, груша, виноград, банан, гранат, садовод, дерево, ветка, косточка, корка, урожай, полив, компот, джем, повидло, сок, варенье, садовод и д. рПрилагательные: фруктовый, спелый, красный, вкусный, ароматный, созревший, сочный, большой, овальньй и д. р.Глаголы: сажать, поспевать, собирать, копать, мыть, чистить, заготавливать, варить, выжимать и т. д Наречия: кисло, вкусно, полезно, много. Работа наддвухсложными словами без стеч. согл. ( лимон, банан) Образование форм родительного падежа имен существительных с предолгом У. (У кого чего не стало? -У Кати нет апельсина.)
Образование прилагательных от существительных игра « Назови, какой сок»
Образование существительных с уменьшительно- ласкательным суффиксом в ед. и мн. числе. Игра «Назови ласково» (ветка- веточка - веточки)
Составление предложений с предлогом У и распрост-ранение его определением. У кого? Какое? Что?(У Тани спелое яблоко.) Составление описательного рассказа по плану: Что это? Какого цвета? Какой формы? Какого размера? Какой на вкус? Где растет?
Фрукты-Овощи. Труд людей осенью. Кол-во часов: 1 час

Цели:
Коррекционно- образовательные:
1. Закрепить представления об овощах и фруктах, о труде людей осенью.
2. Учить дифференцировать понятия Фрукты-Овощи.
Коррекционно- развивающие:
1. Активизация предметного, глагольного и словаря признаков по данной теме.
2. Упражнять детей в образовании антонимов.
3. Формирование умения использовать формы дательного падежа имен существительных.
4.Учить дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида.
5.Учить употреблять двусложные слова со стечением согласных в начале слова.
6. Формирование навыков составления рассказа по вопросам ( картина «Сбор урожая»)
7. Развитие логического мышления.
8. Развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики, речевого дыхания и голоса.
Коррекционно- воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к природе и окружающему миру.
Воспитывать у детей трудолюбие и уважение к труду других людей.
Развитие общей моторики Развитие мелкой моторики Развитие артикуляционноймоторики Развитие речевого дыхания и голоса Развитие психологической базы речи
Двигательное упражнение « В огород пойдем, урожай соберем» (шаги на месте, наклоны, имитация сбора овощей) Пальчиковая игра « Будем мы варить компот» Упражнения на развитие подвижности челюсти, губ, языка Постановка нижнедиаф-рагмального дыхания (стоя, рука на диафрагме- выдох, вдох; пауза- шумный выдох) Голосовые упражнения: повышение и пониже-ние голоса при произнесении гласных звуков: у У У У У у Развитие логического мышления. Игра «Четвертый лишний»
Словарная работа Слоговая структура слова Грамматический строй речи Связная речь
См. в теме Фрукты-Овощи
Работа наддвухсложными словами со стеч. согл. в нач. слова
( слива, груша, гранат) Образование антонимов. Игра «Скажи наоборот»
(кислый-сладкий, твердый- мягкий, большой- маленький, горький- сладкий.)
Образование формы дательного падежа существительных. Игра « Кому овощ, кому фрукт?» (маме- овощ, папе -фрукт)
Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. Что делают? (Сажают, поливают, копают) Что сделали? ( посадили, полили, выкопали) Составления рассказа по вопросам (картина «Сбор урожая»)