Урок «По страницам Красной книги Краснодарского края»


Урок «По страницам Красной книги Краснодарского края»
Цели: расширить знания о Красной книге как о правовом документе, представления о роли природы в жизни человека, об ответственности людей за состояние окружающей среды; воспитывать патриотизм, любовь к родному краю на основе обогащения знаний о растительном и животном мире Кубани. Прививать любовь к природе; разумно пользоваться её дарами; разбудить интерес к более глубокому изучению природы Кубани; накапливать экологические сведения, сведения о роли человека, его взаимодействии с природой; развивать интерес ко всему живому, внимательность, наблюдательность.
Оборудование: компьютер; мультимедиа оборудование; карточки с иллюстрациями растений и животных Красной книги Краснодарского края; книжки - картинки «По страницам Красной книги Кубани»; творческие работы учащихся по данной теме.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Слайд №1: Учитель: Природа нашего края своеобразна и богата. Все эти богатства – источник благосостояния наших жителей. Вот почему большое внимание уделяется изучению природы, её охране и преобразованию. Приняты серьёзные меры для охраны зелёных насаждений, рыбных запасов, а также редких и исчезающих животных и растений, которые уже попали на страницы Красной книги нашего края. Поэтому сегодня на уроке мы поговорим о растениях и животных, которые требуют нашей помощи и защиты. Они уже занесены в Красную книгу Краснодарского края.
Слайд №2: Учитель читает стихотворение:
Нам всем очень тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим,
Не жалеем,
Ни за что не в ответе.
Словно самую малостьНам на этой планете
Жить и править осталось.
Не хозяева вроде,
Так добро своё губим.
А гордимся Кубанью
И Отечество любим.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Учитель: Человек использует множество запасов Земли, но при этом ведёт себя невежественно, самонадеянно и безумно. Вот каков результат деятельности человека… ! (Просмотр учебного фильма)
2. Изучение нового материала
– Какие природоохранные меры вам известны? (Заповедник, заказник, национальный парк).
– А что еще создано людьми для защиты прав природы, для ее охраны и сбережения? (Красная книга)
(Слайд № 3) Учитель показывает «Красную книгу Краснодарского края»
(Слайд № 4) – Красный сигнал смертельной опасности – это призыв к разуму и совести каждого.
Учитель:
«Красная книга» - «Красная!»
Значит, природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига,
Всё живое хранить зовёт,
Пусть зовёт не напрасно
«Красная книга», Красная книга»
Учитель: послушайте, пожалуйста, песню «Красная книга» в исполнении Олега Газманова.
Учитель: Вначале, давайте, поговорим о растениях. Посмотрите на экран. Вы видите зашифрованные названия растений Красной книги Краснодарского края. Расшифруйте их и вы узнаете, какие растения просят у нас помощи.
На экране:
(Слайд №5) СИПЖЕКНОДН (подснежник кавказский)
(Слайд №6) ЯЛИЛИ (лилия кавказская)
(Слайд №7) СОТЛО (лотос орехоносный)
(Слайд №8) ФАШНАР (шафран прекрасный)
(Слайд №9) ИТС (тис ягодный)
(Слайд №10) ОНИП (пион тонколистный)
(Слайд №11) И еще один замечательный гриб – цезарский гриб.
(Слайд №12) А теперь назовите ещё раз растения, которые необходимо защищать!
Учитель: Просят у нас защиты самые маленькие представители фауны – насекомые.
Учащиеся читают заранее подготовленные сообщения.
(Слайд №13) Сколия-гигант
Ученик 1: Самое крупное насекомое отряда Перепончатокрылых. Все тело и конечности черные. Крылья темно-желтые. Взрослые особи питаются нектаром и пыльцой. Летает в течение всего лета и большую часть жизни проводит в почве в поиске личинок жуков. В Краснодарском крае распространен повсеместно на полянах, опушках, склонах балок.
(Слайд №14) Толстун степной
Ученик 2: Крупное насекомое бронзово-черного цвета. Крылья у него отсутствуют. В пищу потребляют злаки, иногда – животную пищу. Встречаются в июне. В Краснодарском крае встречается в Анапском районе.
(Слайд №15) Усач альпийский
Ученик 3:Тело серое, густо покрытое чуть голубоватыми волосками. Развивается в древесине бука, реже дуба, ясеня, ив. Личинки жука выгрызают ходы в древесине. В Краснодарском крае отмечен в лесах предгорной и горной зон, в Гуамском ущелье.
(Слайд №16) Жук - олень
Ученик 4:Окраска тела коричневато-черная.верхние челюсти самцов имеют крупные размеры и напоминают рога оленя. Жуки выходят в мае. После откладки яиц большинство жуков отмирают, но отдельные встречаются до ноября, питаясь соком поврежденных стволов и ветвей деревьев. В Краснодарском крае распространен в равниной части и в поясе смешанных лесов.
Учитель: – Но в нашей помощи нуждаются не только маленькие представители животного мира. Ее просят и большие, но такие беззащитные животные. Вашему вниманию Игра «Угадай животное»
Читает учитель:
(Слайд №17 - 18) Крупное животное с длиной тела до 3,5м и высотой в холке до 2м. передняя часть выше за счет спинного горба. На шее и груди бурая шерсть в виде гривы. А подбородок оканчивается бородой. Живет небольшими группами, объединяясь в стада по 20-30 животных только зимой. Обитает в Кавказском государственном биосферном заповеднике. (Зубр)
(Слайд №19 - 20) Относительно крупное животное с туловищем до 70см и хвостом до 45см. Ноги короткие с плавательными перепонками между пальцами. Питается рыбой, лягушками и другими водными мелкими животными, нападает на птиц и грызунов. В Краснодарском крае обитает в притоках левобережья Кубани. Встречается во многих речках Черноморского побережья. (Выдра кавказская)
(Слайд №21 - 22) Зверек с длинным (до 35 см) гибким туловищем, внешне похожий на хорька. Хвост длинный и пушистый. На небольшой голове широко расставленные, округлые уши. Питается мышевидными грызунами. Активна в сумеречное и ночное время. В Краснодарском крае обитает в степной зоне. (Перевязка)
(Слайд №23 - 24) Животное средних размеров с относительно коротким туловищем и высокими ногами. По бокам большой округлой головы удлиненные волосы образуют своеобразные бакенбарды. Охотится в сумерках и ночью. Питается мышевидными грызунами, зайцами. Встречается в горных районах. (Рысь)
– Ребята, представителей какой группы животных мы еще не назвали? Конечно птицы.
(Слайд №25 - 26)
Этот птичий царь могучий
Вьёт гнездо на горной круче.
Он наводит дикий страх
На больших и малых птах.
Перед ним все птицы меркнут.
Кто же это? Гордый…
БЕРКУТ
(Слайд №27 - 28)
На шесте, ветвях, на крыше
Гнёзда вьёт он, где повыше,
Ест лягушек, что попались,
С клювом длинным … ….
ЧЕРНЫЙ АИСТ
(Слайд №29 - 30)
Он мешок под клювом носит,
Рыбу схватит – туда бросит.
Эта птица – великан,
А зовётся …
РОЗОВЫЕ ПЕЛИКАНЫ
(Слайд №31 - 32) Самцы чёрной окраски с загнутыми вниз концами рулевых перьев. Самка бурая с чёрными поперечными полосками. Гнёзда на земле. В кладке 5 – 6 яиц. Осёдлый вид. Питается растительной пищей КАВКАЗСКИЙ ТЕТЕРЕВ
Итог урока
Учитель: Молодцы, ребята! Сегодня на уроке мы познакомились лишь с некоторыми представителями флоры и фауны, которые находятся на грани исчезновения и нуждаются в нашей защите.
Я просила вас к сегодняшнему уроку сделать книжки «По страницам Красной книги Кубани» Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Рефлексия:
(Слайд №33) Синквейн (ключевое слово: Красная книга)(Слайд №34) Закончить урок я хотела бы стихотворением «БЕРЕГИ ПРИРОДУ»
Ты видел, в лебедей стреляли?
Ты видел, как они упали?
Скажи, а если б птицы знали
И если б только понимали,
Что их полет прощальным будет,
Их на зоре подстрелят люди,
Скажи, они бы не летали?
Наверно, даже если б знали
И даже если б понимали,
То все равно б взмывали ввысь.
Ведь небо – это их стихия!
Ведь небо – это их свобода!
Ведь небо – это вся их жизнь!
А в небе – стая журавлей.
Так грустно над землей кружится.
Земля… Скажи, что стало б с ней,
Когда б на ней умолкли птицы?
Тогда бы мертвым стало небо.
И – тишина в пустых лугах,
И, может быть, колосья хлеба
Не колосились бы в полях.
И на полях уж не грачи,
А стаи черной саранчи.
Я не хочу такого мира,
Где все так серо, все уныло…
Опомнись, вздрогни человек.
Не долог на земле твой век
Но что после себя оставим?
И чем себя мы здесь прославим?
Убитой птицей на заре?
Лесами черными в огне?
И свалкой мусора огромной?
Иль атмосферою зловонной?
Иль речкой с мертвою плотвой?
Полями с выжженной травой?
Опомнись, вздрогни, человек!
Перед природой ты в долгу,
И славен, будет пусть твой век
Травой душистой на лугу.
И трелью птиц веселой, звонкой,
И шумным плеском родника,
И гроздьями рябины тонкой,
И синим глазом василька,
И свежим ароматом трав,
И рощи шумом, и дубрав.