Урок по окружающему миру на тему Грибы и бактерии 3 класс УМК Планета Знаний


Урок окружающего мира в 3- «Б» классе по программе "Планета знаний" по теме "Грибы и бактерии"
МКОУ «Виноградненская СОШ им. Ф.И. Дедова»
ЧурбановаТатьяна Анатольевна, учитель начальных классов
Дата проведения: февраль-2015 уч. г.
Цели урока:
-расширить знания о представителях царств живой природы: грибах и бактериях,
-познакомить учащихся со строением шляпочных грибов,
-расширить представления о разнообразии грибов, бактерий,
-выяснить значение грибов и бактерий в природе и жизни человека,
-убеждать учащихся в необходимости бережного отношения к живой природе, выполнении правил поведения в природе.
Оборудование:
Схема “Царства природы”, раздаточный печатный текст о грибах, раздаточный материал в конвертах “Съедобные и несъедобные грибы” , раздаточная сводная таблица “Бактерии” для домашней работы.
Ход урока:
Организационный момент.(Проверка готовности уч-ся к уроку, сосредоточенность, посадка уч-ся).
Слово учителя: - Ребята! У нас урок окружающего мира.
-Посмотрите все ли готово к уроку. На уроке присутствуют гости . Поприветствуем их.
Введение в тему, знакомство с новым материалом.
1. Повторим что вы изучали на прошлых уроках. Давайте вспомним.
- Что такое природа?. Это то что нас окружает и не сделано руками человека.
- Какая бывает природа? Живая неживая.
Какие признаки живого нам известны? Живое рождается, питается, растёт, размножается, стареет, умирает
- На уроках окружающего мира мы изучали царства природы растения и животные, их представителей. (сл.2)Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с двумя царствами. Отгадайте, как называется первое царство:
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает-повезло!
(Гриб.)
– Первое царство-грибы. (сл3) сцарством бактерии мы познакомимся попозже. Таблица на доске:
«Царство природы»
Растения животные грибы бактерии-
Как думаете, над какой темой мы будем работать на уроке? (Грибы и бактерии.)
- Какую цель поставим перед собой?
Знакомство с разнообразием грибов и бактерий.
-
Несколько столетий назад грибы приводили в отчаяние ботаников. Их своеобразная форма, быстрый рост, отсутствие семян заставляли задуматься, к какому царству природы отнести их: к растениям, животным или… минералам? И после долгих размышление грибы были выделены в особое царство.
Приём “Верите ли вы, что…”
– Давайте проверим, что вы знаете о грибах? На доске таблица “Верите, ли вы, что…” Послушайте утверждения и подуиайте согласитесь вы с ними или нет.
Грибы – это особая группа организмов, которые имеют признаки животных и растений.
Грибы размножаются спорами.
Существуют плесневые грибы.
Дрожжи-это одноклеточные грибы.
Среди грибов есть паразиты и дереворазрушающие грибы.
Раны на деревьях не приносят им вред.
2. Стадия “Осмысление”.
Царство “Грибы”. (сл.4)
(Работа с текстом)

– Чтобы проверить ваш ответ на первое утверждение, поработаем с текстом. Сначала его прочитаем: ( Читает текст- Настя)
Грибы – это особая группа организмов, сочетающих в себе черты растений и животных. Подобно растениям, грибы получают питательные вещества путем всасывания и обладают способностью к неограниченному росту. Но растения сами производят органическое вещество, из которого строят свой организм.
Грибы же, как и большинство животных, нуждаются в готовой пище. Они её получают из почвы или другого организма, например дерева, на котором растут. Наличие в грибах хитина также роднит их с животными.
Из статьи “Такие разные грибы”. Журнал “Свирель”.
– Найдите и подчеркните в тексте признаки растений у грибов и поставьте букву Р на полях, подчеркните признаки животных и поставьте букву Ж.
– Назовете признаки растений и животных. Как мы ответим на первое утверждение “Грибы – это особая группа организмов, которые имеют признаки животных и растений”?
+Верно.
Работа с тетрадью и учебником.
Работа по учебнику.
Рассмотрим строение гриба. Оно вам знакомо.
Работа в тетради стр 60 №154
Помощь вы можете получить в учебнике на странице 126.
– Запишите части гриба на схеме в тетради.
- Прочитайте второй абзац на стр. 126. Что нового о строении шляпочного гриба вы узнали? ( Читает АНЯ)
ПРОВЕРКА: (сл.5)
– Проверьте, правильно ли вы записали основные части шляпочного гриба.
(Дополняем схему на доске, добавляем слово “споры” ,проверяем правильность второго утверждения в таблице “Верите ли вы, что…”
Физкультминутка. (музыкальная физминутка)
Работа в группах. Игра «Положи в корзинку гриб» (сл.6)
– Отправляясь в лес за грибами, нужно помнить о том, что не каждый гриб можно положить в свою корзинку. Сейчас проверим, какие вы опытные грибники. Возьмите конвертики, в них рисунки грибов. Первая группа- найдите только съедобные грибы и положите их в корзину. А вторая группа найдет несъедобные грибы.
-Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание. Распределение грибов на съедобные и несъедобные. (сл.7)

Сообщения детей о грибах.
– Оказывается, грибной мир очень разнообразен. Послушайте, что узнали о грибах ваши одноклассники:
1.Сообщение-опыт о дрожжах. (Бауман Алекс)(сл.8)

Дрожжи – это тоже грибы. Только одноклеточные. Их тела можно рассмотреть только под микроскопом. Всего дрожжей около 500 видов. Одним из них являются хлебопекарные дрожжи. У них есть все основные признаки грибов. Только грибницы у них нет. Дрожжи быстро растут. В этом мы сегодня убедимся: добавим в теплую воду сахар и дрожжи и поставим в теплое место. Посмотрим, что произойдет через некоторое время.
Закладывается опыт о размножении дрожжей. После заслушивания двух других сообщений результаты опыта проверяются.
2. Сообщение о грибах, которые разрушают деревья. (Чурбанова Анна)(сл.9)

3. Сообщение о результатах домашнего исследования “ Плесень тоже гриб” с фотографиями опыта. (Бадалов Мамадали) (сл.10)

Результат опыта с дрожжами. Вывод: одноклеточные грибы-дрожжи быстро размножаются. (Дрожжи должны увеличиться в объёме.)
– На какие вопросы нам помогли ответить ребята?(обращаемся к таблице “Верите ли вы, что….”, заполняем второй столбик таблицы – ответы на 3–5 вопросы.
« Назови грибы» (сл.11)
(работа в парах)
Ребята, сейчас я вам раздам листочки с грибами. Вы должны посмотреть внимательно на грибы и подписать их названия по рисунком.
(Проверка)(сл.12)
Царство “Бактерии”.(сл.13)
– Сегодня мы познакомимся еще с одним царством природы – бактериями.
Чтение статьи “Бактерии” в учебнике на стр.129 . ( Юсупов Наби)
- Чем полезны и чем опасны бактерии для человека? ( Гордиенко Настя)
Название
бактерий Чем питаются? Какую пользу приносят? Какой вред приносят? Что интересного узнал?
Бактерии гниения Молочные бактерии Болезнетворные бактерии
3. Итог урока.
– Подведем итоги урока.
–Послушайте мои утверждения по теме урока. Кто согласится с каждым из них, пусть встанет:
– Грибы – это ни растение, ни животное, но то и другое.
– Плесень и дрожжи – тоже грибы.
– Не каждый гриб можно положить в корзину.
– Деревьям можно наносить раны, они от этого не страдают.
– Бактерии окружают нас всюду.
– Бактерии приносят только вред.
4. Домашнее задание. (сл.14)
1. В тетради задание 150-написать правила сбора грибов;
2. Заполнить таблицу.
Рефлексия( сл.15)
Ребята, представьте что вы лучики солнца. Разместите свой лучик на солнце по настроению. Вот мне сегодня очень понравилось, как вы работали на уроке. Теперь вы. ( дети вставляют лучики)
-
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
-Слушали вы меня сегодня внимательно!
Работали все вы замечательно! (Оценивание работы уч-ся на уроке.)Молодцы,ребята!