Конспект урока литературного чтения в 1 классе ПНШ А. Блок Ветхая избушка


Тема: А.А. Блок. «Ветхая избушка».
Цель: ознакомление детей с творчеством А.Блока, его стихотворением «Ветхая избушка».
Задачи:
Формировать у учащихся положительные мотивы учебно – познавательной деятельности, творческие инициативы и активность.
Развивать речь детей, словарный запас.
Поставить учебную задачу на изучение структуры стихотворения.
I.Организационный момент.
(Слайд 1)
- Мы начинаем урок чтения.
- Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие?
(нужно быть внимательным и наблюдательным, работать в команде, поддерживать друг друга)
- Какие произведения вы изучаете на протяжении нескольких уроков литературного чтения? (стихи)
- Как вы думаете, для чего это нужно? (узнать новое, учиться читать)
II.Разминка.
- Чтобы хорошо читать, надо правильно дышать.
Дыхательные упражнения
Замёрзли ручки…  
Ручки замёрзли? (Подуть на руки холодным воздухом: Ф-ф-ф)
Подуем на них.
Дыханием тёплым (Подуть на руки тёплым воздухом: Х-х-х…)
 Согреем мы их. (Продолжить дуть тёплым воздухом.)
(Слайд 2)
Чистоговорка:Ра-ра-ра, ра-ра-ра –На дворе у нас…(гора).Ру-ру-ру, ру-ру-ру –Собирайте детвору.Ры-ры-ры, ры-ры-ры –Покатаемся с горы.Ра-ра-ра, ра-ра-ра –Очень рада детвора.
III.Введение в тему урока.
- Без чего нельзя представить себе зиму? (без снега)
- Вы любите зиму, за что?
- Любит русский народ зимушку-зиму, владычицу трех месяцев. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть, а длинными зимними вечерами можно песни петь, сказки послушать.
IV. Работа по теме урока
Формулирование темы, постановка цели и задач урока.
- Как вы думаете, что мы сегодня на уроке будем изучать? (стихи о зиме)
Откройте учебник на с. 120 прочитайте название стихотворения. Сформулируйте тему урока.
(Слайд 3, 4)
- Какую цель поставим себе на урок? (познакомиться с произведением) (Слайд 5)
- Как вы думаете, сразу мы будем читать стихи? Кто создает стихи? Что нам нужно сделать сначала? (познакомиться с писателем – на слайде первая задача – по щелчку)
- После того, как познакомимся с писателем, что нужно будет сделать? (познакомиться с произведением – вторая задача по щелчку).
- Только ли прочитать нам нужно это стихотворение. Как вы думаете, мы будем над ним работать? Каким образом? (ответить на вопросы, разобрать произведение – 3 задача)
- Выполнение каждого пункта плана урока мы будем оценивать, а по каким критериям я вам скажу чуть позже.
Мы переходим к решению первой задачи – знакомство с биографией поэта. Биографию нам расскажет Ульяна. Мы будем оценивать свою работу по такому критерию – постараться запомнить как можно больше фактов из жизни поэта. А Ульяну оценим по тому, как интересно и увлекательно она нам расскажет об А. Блоке.
Вы слушайте Ульяну и смотрите на слайды. (Слайды 5, 6, 7)
Вопросы:
- Чем увлекался А. Блок?
- Когда сочинил первые стихи?
- Кто был самым близким человеком для А. Блока?
- Что вам запомнилось больше всего?
Оценивают свою работу по критерию.
Что мы сейчас сделали? Какую задачу выполнили? (возврат на задачи). Что нам нужно сделать дальше?
2. Знакомство со стихотворением «Ветхая избушка».
По какому критерию можно оценить свою работу по второму пункту плана? (понимание смысла произведения, ответы на вопросы по содержанию)
- Прочитайте название стихотворения в учебнике.
- Что значит «Ветхая избушка»?
(На экране: ветхий – гиперссылка на задаче 2)
(Варианты ответов предлагают дети).
3. Словарная работа
(На экране: ветхий - разрушающийся от старости, дряхлый).
4. Развитие речи.
- Давайте составим прогноз: о чем это стихотворение?
- Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь в стихотворении?
- О чем оно?
( По иллюстрации видно, что действие происходит зимой. Показаны зимние забавы детей).
ФизминуткаV.Основной этап.
1. Чтение стихотворения учителем.
(Дети следят пальчиком).
- Чей прогноз оправдался?
- Какие картины возникают в вашем воображении при прослушивании стихотворения?
- Какое настроение создает это стихотворение?
- Что мы сейчас сделали? (прослушали стихотворение). Что осталось сделать? (гиперссылка на задачи). Сейчас нам предстоит решить 3 задачу, выполнить большую работу. По какому критерию будем оценивать свою работу? (быть внимательными и активными, отвечать на вопросы, работать с текстом)
2. Словарная работа.
- В тексте вам встретились непонятные слова.
На экране слова:
Шалунишка - тот, кто шалит.
Ребятишки – дети, ребята.
Застудят – сильно остудят, охладят, заморозят.
Раздаются – слышаться.
Резвый – подвижный, веселый.
Ан – вот.
3. Работа над содержанием прочитанного стихотворения.
- Каким настроением наполнено стихотворение?
(радостным, счастливым)
- Есть ли грустные моменты?
(есть; бабушка старенькая, она не может выйти на улицу и также порезвиться вместе с детьми).
- Что изображено на первой иллюстрации вверху учебника? Найдите описание в тексте.
Чтение 1-го столбика.
- На кого глядит? (на внуков)
- Наблюдая за внуками, бабушка вспоминает свое детство.
- А внуки что делают? Найдите описание 2-ой иллюстрации.
Чтение 2-го и 3-го столбиков.
- Каково настроение детей?
- Вот почему эти строки читаются более высоким и радостным тоном.
(выделение голосом слов весел, бегают, смеются, звонко раздаются).
- В каком снежном доме дети будут резвиться?
(снежном, сделанном из снега)
- Какой знак стоит в конце предложения в 4-ом столбике?
( восклицательный)
- Как надо прочитать?
- Хочется детям уходить домой?
- А вам хотелось?
- И что же произошло на следующий день?
- Внимательно посмотрите на мальчиков, смотрящих из окна избушки и бабушка смотрит в окно.
- Что вы заметили?
(Это одна избушка. Вчера она была покрыта снегом и бабушка смотрела из окна на детей. Сегодня – дети смотрят с сожалением.)
- О чем они сожалеют?
(Снег растаял)
- Прочитайте об этом.
(Чтение трех сточек 5-го столбика).
- Но стихотворение не заканчивается на грустной ноте.
- Посмотрите на последнюю строчку. Какой знак стоит в конце?
(восклицательный)
- Как надо прочитать концовку стихотворения?
(Чтение последней строчки)
- Какое у вас настроение с приходом весны?
- Весной будут другие игры. У каждого времени года свои прелести.
Какую задачу выполнили? Оцените свою работу по критерию активность.
4. Чтение учащихся в паре вслух.
Сейчас я вам предлагаю прочитать это стихотворение друг другу в паре. Правила работы в паре вы знаете, условные знаки над доской, повторим их.
Оценивание по критерию – правильность прочтения всех слов, оценивают в паре.
Выберите из своей пары представителя, который прочитает какой – либо столбик, который я спрошу, но прочитать удастся не всем, С.И. остальных спросит на следующем уроке.
5. Закрепление.
1.Работа в четверках (если успеем)
1 задание
- Прочитать отрывки из стихотворения и восстановить его.
(Стихотворение напечатано, разрезано на 5 частей. Восстановив деформированный текст, дети получают стихотворение «Ветхая избушка»).
2 задание (слайд 12)
- Подобрать рифму к словам:
Избушка – старушка
Шалунишкам – ребятишкам
Снег – бег
Смеются – раздаются
Игра – пора
Окна - весна
3 задание (слайд 13)
- Подобрать к опорным словам- подходящие по смыслу слова из стихотворения «Ветхая избушка».
(Разрезные слова наклеить рядом со словом из стихотворения).
В итоге получается таблица:
Избушка - ветхая
Внуки – шалунишки
Лепят – снежный дом
Резвая – игра
Застудят – пальчики
Дом – растаял
Весна – на дворе
VI. Итог урока.
Вопросы
- С каким литературным произведением познакомились?
- Кто автор?
- Для чего же написал это стихотворение А.А.Блок?
- Рефлексия по схеме (я узнал, научился…)