Географо — экологическая игра Золотая осень

Сценарий ГЕОГРАФО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ игры «Золотая осень»
Составитель: учитель географии НОУ «СОШ «Эрудит» г. Москвы Абибулаева Виолетта Кимовна

ЦЕЛЬ ИГРЫ:
развитие познавательной деятельности детей, проверка географических и экологических знаний, стимулирование к их получению.
ПОДГОТОВКА К ИГРЕ:
необходимо разделить детей на команды. Оптимальное количество детей в командах до 8 человек.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: маршрутная карта, призы.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ.
Игра проводится на любой подходящей местности. Все команды получают маршрутные карты, на которых указано местонахождение станций (у всех команд разное).
При прибытии на месторасположение станции команда получает задание. При правильном ответе команда получает заработанное количество баллов, и судья на этой станции показывает направление пути на следующую станцию. При неправильном ответе команде указывается другое направление, в какое - то определенное место, где их встречают лешие, кикиморы и т.п. Они берут у команды маршрутную карту и требуют откупиться - поработать на благо Земли. За работу выкупается карта. Заранее готовятся различные формы работы: уборка мусора, посадка деревьев и т.п. Назначается несколько групп сказочных персонажей, чтобы они находились в разных местах. Вернув маршрутную карту, нечистая сила предлагает команде вернуться на маршрут. По окончании игры подсчитывается общее количество набранных баллов и определяется победитель.

Ход игры
Команды отправляются в путь по указанному маршруту.

Станция "Поймай птицу удачи"

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Задание: а) из разноцветных букв-картинок за одну минуту нужно собрать названия птиц (соловей, куропатка, ибис, снегирь, зимородок). Каждый правильный ответ - 1 балл;
б) дети получают записку от охотника "Как поймать птицу удачи". Пройдя по азимуту правильно, дети должны найти клад (красивый календарик с изображением птиц и приз).
Текст записки: "От указанной точки пройдите по азимуту 90 - пять шагов, затем по азимуту 370 - десять, после этого по азимуту 60 три шага, 150 - 10 шагов, 240 - 5 шагов: "лови птицу".
За это задание - 10 баллов.
Итого общая сумма баллов на станции - 15.

"Станция Пейзаж"

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Необходимы две одинаковые иллюстрации на тему "Природа", одна из них разрезана.
Команде показывают картинку 3-4 секунды и убирают.
Задание: восстановить в течение 2-3 минут из разрезанных картинок "пейзаж".
За полностью восстановленный "пейзаж" - 5 баллов.

Станция "Причуды природы"

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Из подготовленных заранее причудливых овощей составить композицию и дать ей название.
Максимальный балл - 10 баллов.

На этой станции есть возможность заработать дополнительные очки, отгадав загадки:
Сколько на березе яблок, если там 8 сучков, на каждом по 5 яблок? (на березе яблоки не растут).
Что будет делать ворона, прожив 3 года? (будет жить дальше).
Без чего хлеб не испечь? (без корки и мякоти).
Почему утка плавает? (по воде).
Отчего петух, когда поет, закрывает глаза? (хочет показать, что поет наизусть).
Что делает сторож, когда у него на шляпе сидит воробей? (спит).
У кого голова да рога? (корова, коза и т.д.).
В каком году люди и животные едят больше обычного? (в високосном).
Как воду можно пронести в решете? (замороженную)
Когда в пустом кармане что-нибудь есть? (когда там дырка).
На каких полях трава не растет? (на полях шляпы).
Когда кошке легче всего пробраться в дом? (когда дверь открыта).
Как сорвать ветку, не спугнув птицу? (нужно подождать пока она улетит).
На что больше походит половина лимона? (на другую половину)
Что теплее шубы? (две шубы).
Каждый ответ - 1 балл

Максимальное количество баллов на станции - 23.

Станция "Королевский наряд"

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Необходимое оборудование: ватман для каждой команды, краски, кисти, осенние листья, цветы, клей.
Задание: за 5 минут команда должна нарисовать на листе ватмана контуры платья, а узор ткани составить из осенних цветов и листьев.
Максимальное количество баллов - 10.

Станция "Геологическая"

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Необходимое оборудование: образцы горных пород, карточки с их названиями, карточки с обозначением высот географических объектов, иллюстрации известных географических объектов и карточки с их названиями, кроссворд "Вулканы".

Задания:
а) угадать, что за высоты указаны на карточках: 5642 (г. Эльбрус), 11022 (Марианский желоб), 8848 (г. Эверест).
б) соотнести разложенные на столе образцы горных пород с их названиями на карточках (мел, известняк, антрацит, слюда, торф, цветной мрамор, обсидиан, гранит)
в) сопоставить иллюстрации объектов с названиями на карточках (Русская равнина, оз. Телецкое, Саяны, Камчатка, Западно-Сибирская равнина, оз. Байкал, Кавказ, г. Белуха);
г) разгадать кроссворд "Вулканы".

Максимальное количество баллов на этой станции - 24 (каждый ответ - один балл).


Станция "Морская"

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

На этой станции несколько заданий. Чтобы заработать как можно больше баллов, команда может распределить игроков для выполнения разного рода заданий.

1. Командам выдается конверт с карточками, на которых написаны названия морей, проливов, заливов, островов, течений.
Необходимо распределить объекты по принадлежности океанам. (10 баллов).
2. Установить, к каким конкретно морям, или к какому типу морей (арктическим, тропическим и т.д.) относятся эти описания:
"Из сине-зеленой глубины внезапно начали всплывать кусты, грибы, деревья, причудливые кружева. Красота подводных садов была волшебной. Десятки раз люди, очарованные небесно-голубым кустом или алым кружевом, бросались в воду и обламывали твердые как камень ветви или фестоны, обжигающие таинственным огнем. Но, вытащенные из воды, они мгновенно превращались на воздухе в серые и грязные обломки, а желтые и светло-зеленые "живые цветы", шевелившие длинными щупальцами между волшебными кустами, - в бесформенные куски отвратительной слизи".
"Казалось, корабль поднимается на воздух в волнах непонятного света. Все море вокруг было охвачено пламенем, волны крутили и взметывали голубые вспышки, а пенные всплески у носа корабля рассыпали миллионы золотых огоньков. Каждое весло, опускаясь на воду, рождало вспышку света, и огненная полоса уходила вдаль за кормой корабля. Пронизанная светом вода стала прозрачной и легкой, корабль качался в ней, будто брошенный в неведомый мир между водой и небом".
"Сияющая голубизна моря пересекалась узкими полосами кровавого цвета, простиравшимися вперед и назад до горизонта. Как красные змеи, извивались эти странные полосы, четко выделяясь на прозрачной синей воде. Когда корабль находился на одной из красных полос, зачерпнули воды. Вода в сосуде отливала багрянцем, потеряв прозрачность, и действительно походила на жидкую кровь, но без запаха".
"Глубины этого моря еще с давних времен хранили "черную тайну". Подымая якорь со дна моря, или проверяя глубину его, мореплаватели заметили, что металлические предметы от погружения становятся черными. Мы решили проверить это. Серебряная монета, опущенная на глубину ниже 200 м, почернела, а зачерпнутая с этой глубины вода пахла тухлым яйцом".
"Внезапным препятствием для дальнейшего плавания явилось громадное скопление плавающих водорослей. Некоторые экземпляры достигали длины нескольких сот метров и больше. Они, как веревки, наматывались на винты, так что мы едва успевали очищать их. Оливково-зеленые плавучие луга чередовались с темно-синими полосами воды. С трудом мы выбрались к кольцевому течению, которое является естественной границей, отделяющей это море от океана".
(5 баллов)
Максимальное количество баллов на этой станции - 15.

Станция «Мореплаватели»

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Разгадайте головоломку "Мореплаватели". Начиная с любой буквы и читая через одну, вы узнаете известных мореплавателей. (Кук, Крузенштерн, Магеллан, Колумб, Дрейк)
ККУРКУМЗАЕГНЕШЛТЛЕАРННКДОРЛЕУЙМКБ

Максимальное количество баллов на этой станции - 5.


Станция "Воздушная"

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

На этом этапе несколько заданий.

1. Викторина "Атмосфера".
Скопление сгустившихся водяных паров в воздухе?
Прибор, предназначенный для измерения атмосферного давления?
Разность между максимальной и минимальной температурой воздуха?
Специалист по метеорологии?
Ветер, дующий зимой с суши на море, а летом с моря на сушу?
Нижний слой земной атмосферы до стратосферы?
Прибор, помогающий определить направление ветра?
Местный слабый береговой ветер, дующий днем с моря на сушу, а ночью - наоборот?
Атмосферная влага, падающая на землю в виде дождя или снега?

2. Ребусы.
Предлагается отгадать пять ребусов (загаданы слова: воздух, жара, Сахара, пустыня).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


Каждый ответ - 1 балл.

Максимальное количество баллов - 13.

Станция «Путаница»

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

В данной головоломке перепутаны географические названия. Необходимо поставить все на свои места.
Каждый ответ - 1 балл.

Минеральные Ворота
Маточкин Тагил
Карские Альпы
Новая Поляна
Нижний Шар
Подкаменная Зеландия
Ясная Гвинея
Швейцарские Воды
Новая Тунгуска
Западный Хинган
Малый Саян

Максимальное количество баллов - 11

Станция «Зоотеатр»

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Этот этап самый веселый. Здесь командам предлагается изобразить животных, птиц, насекомых, при этом правильно передать их повадки и поведение. (за каждое задание 2 балла)
Возможные задания:
Улетающие на юг журавли
Добывающие еду аисты
Утка с выводком
Муравьи на охоте

Станция «Экословарь»

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

На этой станции надо дать определение экологическим терминам (за каждый правильный ответ по 1 баллу).
Энтомология (Наука о насекомых)
Серпентарий ( Питомник для содержания ядовитых змей )
Мониторинг (Комплексная система наблюдения, оценки и прогноза состояния окружающей среды или ее отдельных элементов)
Смог (Густые туманы , содержащие пыль и вредные газы)

После прохождения командами станций, проходит подведение итогов, награждение.

По желанию название станций их количество и содержание можно менять в зависимости от потребностей возможности.