Доклад на МО по теме самообразования Проблемное обучение на уроках биологии и химии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению

«Проблемное обучение на уроках биологии и химии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению».

Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся, формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию. Основным принципом разработки личностно-ориентированного подхода обучения также является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Считаю, что на данном этапе развития человечества проблемное обучение просто необходимо, так как оно формирует творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции.

Наверное, каждый учитель, приходя на урок, хочет, чтобы его ученики стремились узнавать новое, хотели чему-то учиться, рассуждали и спорили, искали и доказывали, т. е. имели сформированные познавательные потребности. Как сказал Сергей Леонидович Рубинштейн: «Мышление начинается с проблемной ситуации».

Целью моей работы является: глубокое усвоение учащимися учебного материала и осмысление ими его на уроках химии и биологии, формирование межличностных отношений у учащихся, обучение радостью, успехом, удачей при поиске и разрешении проблемных вопросов.

Задачи, над которыми я работаю:
учить мыслить логично, научно, творчески;
сделать учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся, формировать не просто знания, а знания – убеждения, что служит основой для формирования научного, диалектико – материалистического мировоззрения;
содействовать формированию прочных знаний, так как сведения, самостоятельно добытые учащимися, прочно сохраняются в памяти, а если и забываются, то их легко восстановить, повторив ход рассуждений, доказательства, аргументации;
воздействовать на эмоциональную сферу школьников, формируя такие чувства, как уверенность в своих силах, удовлетворение от напряжённой умственной деятельности;
формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности;
формировать и развивать положительное отношение, интерес к данному учебному предмету и к учению вообще.

Для осуществления этих задач я применяю один из приемов современных технологий обучения – проблемное обучение. Такой приём позволяет сделать изучение нового материала активным процессом, вовлечь учащихся в более интенсивную умственную работу. Проблемные вопросы заставляют учащихся строить гипотезы, разрешать теоретические вопросы, делать правильные выводы. Это развивает у учащихся память, волю, воображение, эмоциональную сферу, самостоятельность, систематизирует знания. Дает возможность овладеть ими и уверенно применять на практике. Особое внимание при этом я обращаю на активизацию деятельности всех учащихся, включая слабоуспевающих, трудных, равнодушных, чтобы все были заинтересованы и включены в работу.

В жизни проблемы есть всегда, а в учебной деятельности их иногда приходится моделировать. В своей работе для познавательной деятельности школьников использую следующие виды проблемного обучения: проблемный вопрос, проблемную задачу и проблемную ситуацию.

Проблемный вопрос – это «однократное» действие. Подобные вопросы стимулируют мысль, активизируют мышление, заставляют человека думать.
Так при изучении круговорота кислорода в природе (Химия, 8 класс) я ставлю проблемный вопрос: «Почему запасы атмосферного кислорода остаются на постоянном уровне (21% по объёму), несмотря на огромный расход этого вещества в различных процессах (дыхание, горение)? Используя сведения о кислороде, полученные на уроках биологии и химии, учащиеся приходят к выводу о том, что постоянное содержание кислорода в атмосфере является следствием равновесия двух процессов противоположных по действию, так как продукты одного процесса служат исходными веществами для другого, это окисление (дыхание, горение) и фотосинтез.
Изучая тему Семейства классов Двудольные и Однодольные в 6 классе применяю проблемные вопросы: Какое растение семейства пасленовых называют «вторым хлебом»? (картофель); какое растение называют Ахиллесовой травой? По преданию, Ахиллес – герой Троянской войны – излечил этим растением раны своего друга (тысячелистник); какие растения класса Однодольные занесены в Красную книгу Калмыкии? (безвременник яркий, тюльпан, ковыль).

Проблемная задача - это учебно-познавательная задача, для решения которой требуется провести специальный поиск способа действий или найти какие-то недостающие данные. Такие задачи предполагают ряд действий, для их решения ученику нужно самостоятельно провести частичный поиск.
При изучении темы “Роль зеленых растений в жизни человека”, я использую в группах задания проблемно-исследовательского характера, выполняя которые, учащиеся используют знания общих закономерностей и находят правильное решение в незнакомой ситуации. Пример: Человек за сутки потребляет в среднем 430 г кислорода и выдыхает 900 г углекислого газа. Подсчитайте, какое количество углекислого газа выдыхается всеми жителями нашего села (2350 человек) за сутки? Какое количество кислорода потребляет население посёлка в течение суток? Сколько гектаров леса необходимо для восстановления нормального состава воздуха, если известно, что один гектар леса поглощает за сутки столько углекислого газа, сколько выдыхает двести человек?”
На уроке химии в 8 классе при изучении темы «Соединения химических элементов» предлагаю решение практико-проблемной задачи на приготовление раствора определенной концентрации.



Проблемная ситуация – это психологическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека, если он не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний или выполнить известное действие прежними знакомыми ему способами и должен найти новый. Тут возникает потребность активно мыслить, и, главное, ответить на вопрос «почему». Потребность рождает мотив, побуждающий человека думать и действовать. Проблемные ситуации могут быть с удивлением и с затруднением. Не случайно Луи де Бройль сказал: «Знания - это дети удивления и любопытства».
Проблемные ситуации – это ситуации интеллектуального затруднения, очень трудно и важно «втянуть» в них отстающих учащихся и тех, у которых менее развиты способности, духовные потребности и у которых медленно протекают мыслительные процессы.
На уроках проблемные ситуации я использую в основном при определении темы и постановке цели. Более сложного уровня проблемные ситуации п
·редлагаю учащимся на дополнительных занятиях при подготовке к олимпиадам, ГИА и ЕГЭ. Например:
1. Создание проблемной ситуации на основе высказывания учёного: известный географ и путешественник А.Гумбольдт утверждал, что «человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни». Почему так считает ученый?
Роль проблемной ситуации может выполнить «яркое пятно», в качестве которого могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, из повседневной жизни.
2. Известный литературный герой Маугли вырос среди зверей. При этом он был высокоразвитым мыслящим существом: руководил стадами диких животных, умел разговаривать на языках разных зверей и обладал всеми человеческими качествами. Оцените реальность описанного Киплингом облика Маугли с позиций современной науки.
3. Почему неметалл водород помещен в электрохимический ряд напряжений металлов?
4. Отрывок из книги А. Валентинова «Металла огненный поток» о красавице яхте, корпус которой сделан из алюминиевых листов, которые скреплены медными заклепками: «Через несколько дней, когда в океане поднялось легкое волнение, обшивка корпуса вдруг начала расходиться, и яхта быстро пошла ко дну». Почему происходит разрушение алюминиевых листов, скрепленных медными заклепками в морской воде?
Подобные ситуации заставляют ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активных познавательных интересов к предмету.

В своей работе с одарёнными детьми использую метод проблемного обучения – самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся. Наибольшая эффективность проблемного подхода реализуется через научно-исследовательскую работу и учебно-исследовательскую работу учащихся, при выполнении которых ученик проходит все этапы формирования профессионального мышления. В каждом случае основной целью является развитие творческих умений и навыков, формирование творческого профессионально ориентированного мышления.
Результатом использования данного метода является участие детей в научно-практических конференциях, олимпиадах в сфере дополнительного образования детей, творческих конкурсах.


Эффективность данной технологии:
наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации (“Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию);
наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально - волевой сфере (“Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу с усилием воли концентрировать свое внимание”);
переживание учащимися субъективного открытия (“Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой”);
осознание учеником усвоения нового как личностной ценности (“Лично мне это нужно, мне важно научиться решать эти ситуации, мне будут эти знания нужны”);
овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности.


Использование проблемного подхода позволяет мне достигать определенных результатов:
- проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;
- у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению предмета, познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к предмету;
- возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.

По мнению Л.Н. Толстого «Знание только тогда знание, когда оно добыто усилием собственной мысли, а не памятью».

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415












13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Итогом моей деятельности является то, что каждый год учащиеся 9-х и 11-х классов выбирают и успешно сдают экзамены по биологии и химии и поступают в колледжи и ВУЗы.
2011 год:

1. Киро Ранда (9 класс) – Калмыцкий медицинский колледж им. Т. Хахлыновой;
2. Емельяненко Катя (11 класс) – Ставропольский государственный аграрный университет (направление – продукты питания животного происхождения);
3. Исраилов Рамзан (11 класс) – Астраханская государственная медицинская академия (стоматология);
4. Магомедов Курбанмагомед (11 класс) – СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова (лечебный факультет);
5. Сердюкова Даша (11 класс) – Волгоградский медицинский колледж (фармацевтическое отделение);
6. Гарибанова Никопатимат (11 класс) – Калмыцкий медицинский колледж им. Т. Хахлыновой;
7. Мираускайте Ангелина (11 класс) – Астраханский медицинский колледж (сестринское отделение);
8. Мираускайте Диана (11 класс) – Калмыцкий медицинский колледж им. Т. Хахлыновой;
9. Сулайманова Сарият (11 класс) – Калмыцкий медицинский колледж им. Т. Хахлыновой.




2012 год:

1. Чарнопольска Лиля (9 класс) – Калмыцкий медицинский колледж им. Т. Хахлыновой;
2. Джабраев Ислам (11 класс) – Волгоградский государственный медицинский институт;
3. Есипова Вика (11 класс) – Калмыцкий государственный университет (факультет педагогического образования и биологии);
4. Меджидов Никомагомед (11 класс) – Калмыцкий государственный университет (факультет педагогического образования и биологии);
5. Магомедов Курбанмагомед (11 класс) – Волгоградский государственный медицинский институт;
6. Хадаева Луиза (11 класс) – Калмыцкий медицинский колледж им. Т. Хахлыновой;
7. Хараева Гиляна (11 класс) – Волгоградский государственный медицинский институт.



2013 год:

1. Магомедова Наида (9 класс) – Калмыцкий медицинский колледж им. Т. Хахлыновой;
2. Магомедова Барият (9 класс) – Калмыцкий медицинский колледж им. Т. Хахлыновой;
3. Эльмурзаева Седа (9 класс) – Калмыцкий медицинский колледж им. Т. Хахлыновой;
4. Енина Валя (11 класс) – Волгоградская сельскохозяйственная академия;
5. Магомедова Марьям (11 класс) – Волгоградская медицинская академия;
6. Микаилова Джума (11 класс) – Калмыцкий государственный университет (факультет педагогического образования и биологии).



15