Тезисное выступление на тему «Реализация модульно-компетентностного подхода в процессе преподавания иностранных языков»

«Реализация модульно-компетентностного подхода
в процессе преподавания иностранных языков»

ГАУ СПО РТ«Тетюшский с/х техникум»
преподаватель иностранного языка - Хамидуллина Р.Б.
Когда людей станут учить не тому,
Что они должны думать,
А тому, как они должны думать,
То тогда исчезнут всякие недоразумения
Г. Лихтенберг
Еще К.Д.Ушинский, основоположник научной педагогики в России, писал, что учение – есть труд, полный активности и мысли. Исторически сложилось мнение, что образовательное учреждение обязано «давать » знания, а учащиеся должны их «получать», но результат такой системы отрицательный, то есть воспитывали ученика-потребителя, который считал, что ему всё должны «дать» в готовом виде.
Сегодня одна из важнейших задач образования состоит уже не в том, чтобы «снабдить» обучающихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения деятельностных технологий, которые способствуют формированию и развитию у обучающихся умений учиться, учиться творчески и самостоятельно. В процессе обновления содержания среднего профессионального образования одна из основных целей формирование у студентов ключевых компетенций. Большим потенциалом для формирования ключевых компетенций обладает иностранный язык.
Говоря о компетенциях, необходимо уточнить понятия компетенции и компетентности.
Компетенция это готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации; готовность действовать в ситуации неопределенности.
Компетентность владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
В связи с этим сегодня модульно-компетентностный подход в обучении ин.языку выдвигается мною на первый план. Данная технология помогает раскрепостить мышление обучающихся, развивают способность мыслить творчески. Я думаю, что это важные аспекты процесса познания. Большинство обучающихся отдает предпочтение урокам, на которых преподаватель и студент вместе ищут верный путь решения проблемы. Этот процесс становится эффективным, когда он двусторонний. Даже если студент сегодня не блещет результатами, но он заинтересован в работе, приходит на мои уроки с радостью и надеждой, я уверена, что он сможет добиться цели. И моя задача-помочь ему. Основу концепции деятельностного модульно-компетентностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности.
Таким образом, знания обучающихся будут результатом их собственного поиска, и задача преподавателя - методически грамотно организовать этот поиск.
Основным средством формирования ключевых компетенций при изучении иностранного языка выступают различные технологии, формы и методы обучения.
Здесь уместно заметить, что абсолютно некомпетентностных форм и методов учебной работы не существует, однако некоторые формы и методы, не будучи снабженные такими специальными акцентами и дополнениями, как групповое целеполагание, самооценка и так далее сами по себе не работают на развитие ключевых компетенций.
Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование. Перечень компетентности средств зависит, прежде всего, от позиции студента. Формирование компетенций студентов зависит от их активности, когда «активность» педагога меняется на активность студентов.
В процессе обучения студентов я активно использую следующие технологии модульно-компетентностного обучения:
Метод проектов.
Развитие критического мышления через чтение и письмо.
Метод дебатов.
Игровая технология (языковые игры, ролевые игры, драматизация).
Проблемные дискуссии.
Технология интерактивного обучения (в парах, малых группах).
Технология модульного обучения.
При обучении студентов иностранному языку по курсам распределяется доля использования той или иной технологии, и в то же время практически все технологии используются на каждом курсе.
Так, метод проектов, например, начинает применяться для формирования таких компетенций, как информационная, коммуникативная, личностного самосовершенствования и т.д.
В начале обучения студенты готовят индивидуальные мини-проекты, выходя в дальнейшем на парные и групповые. В дальнейшем эта работа продолжается: меняются темы проектов, расширяются их горизонты. На 2 курсе добавляется персонифицирующая составляющая: на основе найденных и изученных материалов составляются творческие проекты, концепции и т.д.
Формирование учебно-познавательной компетенции в системе модульного обучения это формирование навыков учебной деятельности, умений анализировать свою деятельность. Навыки систематизации, например, формируются путем составления опорных схем, алгоритмов деятельности (алгоритм перевода прямой речи в косвенную). Для формирования данной компетенции активно используются самоконтроль и взаимоконтроль на занятиях.
Формирование коммуникативной компетенции происходит поэтапно с помощью игровых технологий, дискуссий. Учебно-методические комплексы и пособия играют важную роль в формировании ключевых компетенций. При проведении занятий использую несколько видов учебников и учебных пособий, аудио-визуальные средства обучения, мультимедийные технологии, так как невозможно научить иностранному языку, не давая студентам возможность слышать речь носителей языка и видеть их стиль поведения в той или иной ситуации общения.
Студенты определяют социальные роли, ведут диалоги по различным темам, практикуют устную речь вообще и речевые клише социокультурной направленности, что позволяет проявить креативность мышления и способствует формированию компенсаторной компетенции.
Овладение коммуникативной компетенцией означает владение различными социальными ролями. Основной способ для этого ролевая игра. В процессе разыгрывания различных жизненных ситуаций, студенты готовят себя к будущим социальным ролям, к жизни в обществе со своими законами и правилами, таким образом, формируя социально-трудовую компетенцию. В процессе обучения иностранному языку меняется личность учащегося, так как изучение таких тем, как «Воспитание детей в семье», «Трудные дети», «Семья ячейка общества», «Мой друг» способствует формированию нравственных качеств личности, умения общаться, умения видеть проблемы других и помогать в их решении. Развивается внутренняя культура и правильное мировоззрение обучаемых.
Преподавателей, осуществляющих модульно-компетентностное обучение, несомненно, волнуют вопросы оценки сформированности той или иной компетенции. На зачете или экзамене студентам предлагаются испытания, включающие задания для проверки сформированности коммуникативной, общепрофессиональной, информационной, общекультурной компетенций и компетенции личностного самосовершенствования. Я считаю, что начало внедрения модульно-компетентностного подхода в преподавание ин.языка в ТСХТ положено. Работа в этом направлении будет мною продолжаться. Необходимость использования данного подхода не вызывает сомнений, поскольку самым важным звеном модернизации образования является изменение результата: выпускник должен быть не просто «знающим», а «умеющим», что и призван обеспечить модульно - компетентностный подход.
15