Реализация компетентностного подхода в обучении географии через практические работы

Реализация компетентностного подхода в обучении географии через практические работы.
Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить, Все формы, все цветы, вобрать в себя глазами, Пройти по всей Земле горящими ступнями, Всё воспринять – и снова воплотить. М.Волошин
В проекте федерального государственного образовательного стандарта общего образования (стандарт второго поколения) рассмотрено три компонента требований:
требования к структуре основных общеобразовательных программ,
требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ,
требования к условиям реализации программ.
Я остановлюсь на второй части компонентов Стандарта. Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ представляют собой описание совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями, что необходимо в условиях нынешней эпохи, её динамичности, информационной насыщенности. Следовательно, велика роль учителя в приближении предмета «география» к ученику, учитель может стать мостиком между школьной географией и нынешней эпохой. Мир становится единым, взаимосвязанным и взаимозависимым.
Стратегическая цель учебного предмета географии – формирование в сознание учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении географической среды, готовность к активной деятельности в быстроменяющемся мире.
Таким образом, ориентация школьного географического образования на компетентностный подход предполагает усиление его практической направленности. Именно поэтому практическая работа как форма организации учебной деятельности выступает необходимым средством познания и определённым этапом формирования географического мышления школьников.
География как учебная дисциплина представляет собой единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей. Это также единственный предмет, знакомящий их с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на социально-экономические процессы посредством региональной политики.
Усиленная практическая направленность позволяет овладеть географическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.
 К таким умениям относятся, например,
-       свободная ориентация в географической и политической информации, публикуемой в периодической печати, справочных пособиях;
-        пользование географическими и топографическими картами городов и сельской местности;
-        составление по памяти схематических планов маршрута или небольшого участка местности;
-       определение поясного, московского, среднеевропейского времени прибытия самолета или поезда в пункт назначения;
-       правильный выбор вида транспорта, одежды, обуви, других дорожных принадлежностей для поездки в различные страны или в другие районы России.
Специфика географии как школьного предмета заключается в том, что необходимым условием его усвоения является наличие у школьников умений пользоваться различными источниками географической информации для получения знаний. Овладеть этими умениями можно только в ходе выполнения практических работ.
Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими как чтение, анализ, сопоставление физических карт, статистических материалов и т.п. Практические работы способствуют воспитанию у школьников трудолюбия, развитию самостоятельности.
Обучение географии требует проведения большого количества практических работ и упражнений. Значительная часть их предусматривается программой. Цель этих работ помочь учащимся применить теоретические знания на практике, более глубоко осмыслить изученный материал, прочнее его усвоить, а также способствовать формированию практических умений и навыков.
Некоторые практические работы проводятся на природе.
Час, проведенный на природе с учащимися,
может оказаться более полезным и
значимым, чем многие дни школьных занятий
К. Д. Ушинский
Краеведческий принцип в преподавании географии осуществляется путем использования разнообразных методов и приемов учебной работы выбор
которых зависит от дидактической цели, содержания и структуры урока.
изучение местного края способствует повышению интереса к предмету и улучшению успеваемости по географии, так как:
1) Краеведение способствует лучшему усвоению физической и экономической географии России. При правильном использовании краеведческого материала, что предполагает отличное знание его самим преподавателем, многие темы можно проводить на конкретном местном материале и тем самым ликвидировать формализм в преподавании этого предмета.
2) Краеведение воспитывает любовь к Родине, патриотизм. Для детального изучения всех районов и стран нет и не может быть времени, а следовательно, и возможности. Свой же край (город, район, область) учащиеся должны знать отлично, так как у каждого из них любовь к Родине связывается прежде всего с тем местом, где он родился и где он учится. «Патриотизм, –писал Илья Эренбург, начинается с самого простого: с дерева возле дома,
переулочка, сбегающего вниз к речке, с запаха антоновских яблок».
3) Краеведение способствует выработке практических навыков и умений наблюдать и работать непосредственно на местности, что нередко вызывает затруднения у ученика.
Таким образом, использование широкого спектра возможностей краеведения позволяет сделать учебный процесс не только более доступным, но и содержательным и привлекательным.
Практической работе обычно предшествует изучение теоретического материала и демонстрация учителем приемов ее выполнения. Так, проведению практической работы по составлению плана местности при изучении начального курса географии в 6 классе предшествует ряд уроков, на которых учащиеся узнают, что такое план, как он составляется, видят образец составленного плана, проводят повторные действия по образцу, выполненному учителем, т. е. выполняют тренировочную работу с целью выработки определенных умений.






Построение местности способом маршрутной съемки плана

Нарисуйте путь, который прошли школьники.
Обозначьте азимуты стрелками, а объекты, которые проходили, условными знаками плана местности. Расстояние до каждого следующего поворота на плане всегда должно быть равно 4 см.

Выйдя из школы (1), мы двинулись по А=00, и прошли через пришкольный фруктовый сад до проселочной дороги, и по А=450 достигли берега реки. Справа от нас лежал луг, а слева – редколесье. Реку мы пересекли по деревянному мосту. Затем мы взяли А=900 и двинулись по шоссе вдоль линии электропередачи. Справа продолжался луг, а слева был ельник. Затем по А=1800 мы свернули к поселку, где пополнили запасы воды из колодца. Пройдя по А=1350, мы вышли на берег озера, где остановились на привал. Справа от нас находилось небольшое болото, а слева по берегу озера рос смешанный лес.

Лишь после они проводят практическую работу по составлению плана местности. При ее выполнении детям приходится самостоятельно пользоваться теоретическими знаниями и применять приемы работы, усвоенные на уроках
Рассмотрим практическую работу в 6 классе « Глазомерная съемка местности». Работа проводится на пришкольном участке.
Ученикам выдается инструктивная карточка, в которой расписан алгоритм выполнения работы



Инструктивная карточка
1 этап. Вычерчивание футбольного поля.
1.Установите планшет у угла футбольного поля (А) и ориентируйте его по сторонам горизонта
2. С помощью компаса определите направления на три других угла футбольного поля (Б,В,Г) .
Направления выражают в градусах, то есть определяют азимут.
3. Измеряют расстояние до углов футбольного поля и откладывают их в масштабе в 1 см 5 метров (1:500)
2 этап. Вычерчивание изгороди вокруг спортивной площадки
1.От углов футбольного поля последовательно определяют азимуты на изгибы забора.
3 этап. Вычерчивание трибуны
4 этап. Вычерчивание хоккейной, волейбольной и баскетбольной площадок
5.этап.Нанесение объектов природы ( луг, деревья, кусты) на план местности с помощью условных знаков.
Затем ученики, используя простейшие приборы: линейка, карандаш, компас отправляются на школьную территорию и начинают выполнять работу.































1 этап. Вычерчивание футбольного поля.
1.Установите планшет у угла футбольного поля (А) и ориентируйте его по сторонам горизонта

2. С помощью компаса определите направления на три других угла футбольного поля (Б,В,Г) .
Направления выражают в градусах, то есть определяют азимут.





3. Измеряют расстояние до углов футбольного поля и откладывают их в масштабе.

2 этап. Вычерчивание изгороди вокруг спортивной площадки
1.от углов футбольного поля последовательно определяют азимуты на изгибы забора.





3 этап. Вычерчивание трибуны
4 этап. Вычерчивание хоккейной, волейбольной и баскетбольной площадок


















5.этап.Нанесение объектов природы ( луг, деревья, кусты) на план местности с помощью условных знаков.
























Все задания учащиеся выполняют под непосредственным наблюдением учителя.
Задание на дом учащимся дается следующее: оформить план согласно правилам условных знаков в цвете.



Программные практические работы ориентированы на формирование
следующих умений: называть и показывать различные географические объекты; описывать и характеризовать объекты, явления, территории, взаимосвязи между компонентами, определять направления, географические координаты; измерять расстояния, азимуты; наблюдать за различными компонентами природы, различные географические, экологические и другие ситуации; прогнозировать изменения, взаимоотношения различных явлений и процессов
Организуя практические работы, надо помнить, что программа задает лишь общее направление работы, а учитель, конкретизирую содержание, определяет конкретную территорию, объем задания.





Рисунок 1Рисунок 3C:\Users\Admin\Desktop\Новая папка\IMG_5409.JPGРисунок 6C:\Users\Admin\Desktop\Новая папка\IMG_5414.JPGРисунок 7C:\Users\Admin\Desktop\Новая папка\IMG_5416.JPG