Современные подходы к нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников через внедрение регионального компонента


Современные подходы к нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников через внедрение регионального компонента
Сл 1-2 «Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
А.C.МакаренкоДошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Федеральные государственные образовательные стандарты рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. Если ребенок знает историю своего села, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.
Ведущей идеей является понимание того, что историческое, культурное, природно-экологическое своеобразие родного села - это огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности в дальнейшем творческом созидании.
Сл 3 Формы и методы работы с детьми, обеспечивающие реализацию краеведческого содержания, реализуемого в основных компонентах образовательной деятельности.
Основной формой накопления и оформления детского опыта является образовательная ситуация. Она позволяет погрузить детей в материал, с которым их надо познакомить и оформить собственный социальный опыт, используя комплекс методов и приемов.
Наиболее значимой формой расширения представлений детей о родном селе являются экскурсии и целевые прогулки. Экскурсионные объекты – это памятные места и достопримечательности, социальные и природные объекты ближайшего окружения.
Неиссякаемый источник информации - краеведческий музей. Музей– это место, где дети получают возможность прикоснуться к живой истории села, к реальной жизни его коренных жителей, почувствовать всю грандиозность происходящих в нем событий, испытать эстетическое наслаждение от творчества народных умельцев и мастеров своего дела.
Цель: Формирование у детей любви к Родине, к родному селу и его истории, чувства ответственности за судьбу села, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Приобщение детей к культуре и традициям народа.
Основные задачи:
Формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях (честь, семья, любовь, добро, сострадание, милосердие, терпение, послушание).
Углубить знаний детей об историческом прошлом и настоящем родного села.
Развитие бережного и созидательного отношения к городу (достопримечательности, культура, природа).
Воспитание чувства гордости за своих земляков, защищавших родной город во время ВОВ.
Формирование интереса к духовно-нравственному наследию предков.
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию.
Сл 4 Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
1.Ознакомление дошкольников с родным селом в ходе реализации образовательной программы ДОУ.
2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам.
3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного сел, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.
4. Взаимодействие с родителями.
5.Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, узких специалистов);
6.Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.
Эффективное формирование у детей основ культурно- исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов:
- использование программ и технологий по краеведению;
- комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка;
- создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;
- учет специфики организации и построения педагогического процесса;
- использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.
 
Сл 5 Основные направления деятельности ДОУ по реализации регионального компонента: изучение национальных традиций и обычаев, воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову, преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к другим. 
Сегодня хочу поделиться своим опытом о том, как строится моя работа по реализации национально-регионального компонента, учитывая особенности нашего Косихинского района.
Сл 6 – 8 На занятиях дети знакомятся с историей возникновения родного села, достопримечательностями и выдающимися людьми нашего края, обогащают знания о животном и растительном мире, организуют выставки детских рисунков и поделок на темы: «Моя Родина», «Герб моей семьи», «Мой любимый папа», «Мама, солнышко мое», «Удивительное рядом». Для работы с детьми в данном направлении накоплено много материала: фотоальбомы «Знаменитые люди Косихи», «Достопримечательности с. Косиха», «Редкие растения и животные», «Птицы и животные Алтайского края», «Игры народов Сибири», картины, наборы открыток и другое.
Сл 9 – 14 Для знакомства с малой Родиной, проводятся экскурсии по селу: в лес, к мемориалу ВОВ, в центр патриотического воспитания им. Р. Рождественского, в краеведческий музей, библиотеку, принимали участие в акции «Салют победы».
Сл 15 В 2014-2015 учебном году я реализовала несколько проектов: «Традиции моей семьи», «Люблю тебя мой край родной», «Мое родное село», «Девчонка веселушка – народная игрушка», «Огород на окне». Выполняя проекты, дети освоили методы творческой деятельности, приобрели умение и навыки практической работы. Дети научились проектировать самостоятельно свою работу, совместно с воспитателем и с родителями.
Сл 16 – 17 Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно- обрядовым праздникам: Рождество, Новый год, Масленица, День защитника Отечества и др. Просмотры спектаклей, участие в фольклорных и обрядовых праздниках («Осенние посиделки», «Святки», «Рождество», «Пасхальное воскресенье» и др.) позволяют формировать у ребят знания о родном селе, о творческих людях и коллективах.
Семья является главным источником народных традиций. Поэтому активно взаимодействуют с родителями, которые   участвуют в народных праздниках, шьют костюмы, оформляют развивающую среду. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним.
Сл 18 В ознакомление детей с народной культурой всё глубже входят электронные образовательные ресурсы. В ходе компьютерных презентаций дети знакомятся с предметами старины, которые не могут увидеть непосредственно, с искусством других народов. Так с помощью интернет ресурсов дети познакомились с экспонатами музея космонавтики в с. Полковниково. Все полученные впечатления и эмоции дети отражают в рисунках, поделках, декорируют посуду.
Национально-региональный компонент (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и осознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.
Сл 19 Результат работы позволил сделать вывод, что использование регионального компонента в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.
Сл 20 «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».
 
В.А.Сухомлинский.