Интеллектуально-познавательная игра с элементами тренинга «Алгоритм здорового образа жизни»


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6 г.Вольска Саратовской области»
Интеллектуально-познавательная игра с элементами тренинга «Алгоритм здорового образа жизни»
Автор творческой разработки: учитель Долгова Елена Владимировна
2014 год
Игра «Алгоритм здорового образа жизни»
Форма: интеллектуально-познавательная игра с элементами тренинга
Цели и задачи:
1.Расширить представления учащихся о понятии «здоровье»
2. Выработать четкую позицию отказа от вредных привычек
3. Ориентировать учащихся на активный образ жизни, на приобретение хобби
Возрастная категория: 7 класс
Оборудование: памятка-маршрут игры для каждого участника, треуголка и мантия для энциклопедиста, классические мелодии, видеоролики (о борьбе с наркоманией, о спорте), фрагмент мультфильма, аудиозапись, мульт. установка, презентация
Подготовительная работа: сценка «Мы – за здоровый образ жизни!»
Приглашенные: представитель «Центра здоровья», родители
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ӏ Организационный момент
- Здравствуйте.
ӀӀ Основная часть
Сообщение темы и целей
- Сегодня я рада вас видеть на интеллектуально-познавательной игре «Алгоритм здорового образа жизни». Мы собрались для того, чтобы расширить знания о здоровье, приобрести умение отказываться от вредных привычек. А в заключение посмотрим, какой алгоритм жизни у нас получился.
2. Вводное слово учителя
- Хочу вам представить гостей нашей встречи…
- Кто был внимателен: с какого слова я начала свою речь? (Здравствуйте.)
- Как вы считаете, что обозначало это слово испокон веков?
(Люди, здороваясь, и не предполагают, что тем самым желают друг другу здоровья.)
- Перед вами на столе памятка-маршрут нашей игры.
Работа над понятием
- А сейчас конкретизируем, что же такое здоровье? Обратимся к словарю В.И.Даля. Слово энциклопедисту…
/Комментарий энциклопедиста: «Здоровье или здравие – состояние животного тела, когда все жизненные отправления идут в полном порядке, отсутствие недуга, болезни» В.И.Даль/
- А современное определение понятия «здоровье» впервые было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения в 1940г. Прочитайте его и ответьте на вопрос: Как вы понимаете, что такое здоровье? (Слайд)
4. Работа над схемой.
10% медицина
20% наследственность здоровье 20% экологический фактор
50% образ жизни человека
- Человек в значительной степени сам создает своё здоровье. 20% здоровья в нас заложено генетически, 10% дает медицина, 20% окружающей среды, а 50% зависит от нас самих, от нашего образа жизни. Без здоровья очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Хотелось бы надеяться, чтобы вы были развитыми в физическом и духовном отношении, целеустремленными и жизнерадостными людьми. И сегодня на нашей встрече мы остановимся поподробнее на образе жизни человека.
5. Представление команд
- Сейчас я предлагаю вам за полминуты придумать название команд, девизы и записать их в памятку. Итак, время пошло.
- Представьтесь… /Жюри оценивает/
6. Ӏ тур «Пороки и достоинства»
- Чтобы перейти к следующему заданию, нам нужно выяснить, что такое пороки. Кто сможет растолковать это понятие, заработает для своей команды 1 балл.
/Комментарий энциклопедиста:
Согласно словарю С. Ожегова, «порок – тяжелый предосудительный недостаток, позорящее свойство»/
- Человек, если он – Человек с большой буквы, должен уметь противостоять дурным качествам, мыслям, поступкам и делам. Я предлагаю вам, ребята, сделать это на бумаге.
/Капитаны получают листки, на которых перечислены пороки, а слова-антиподы для них участники придумывают и вписывают в соседнюю колонку. Звучит музыка. Жюри оценивает./
1.Лень-
2.Лживость-
3.Трусость-
4.Грубость-
5.Высокомерие-
6.Жадность-
- Какими качествами вам хотелось бы обладать, из первой или второй колонки?
/Появляется полоса на «говорящей стене»:
Вырабатывать в себе положительные качества
7. ӀӀ тур «Объятия табачного дыма»
/ Комментарий энциклопедиста: В Россию табак был завезен в 1585г.английскими купцами. Во времена царствования Михаила Федоровича курильщиков наказывали: в 1 раз – 60 ударами палок по стопам; во 2 раз – отрезанием носа или ушей. Но всё-таки табак продолжал распространяться по всей стране./
- Ещё 40-50 лет назад курение считалось более или менее невинной забавой, но уже в последние 25-30 лет ученые мира на основании неоспоримых научных данных доказали, что курение – это медленное самоубийство. Медики установили, что каждая сигарета стоит курящему 15 минут жизни. А если он выкуривает до 10 сигарет в день, этот срок сокращается на 2 часа 30 минут.
- Ваша задача: как можно быстрее сделать подсчет и записать в памятку: сколько он теряет в год? (912ч.30мин.)
/Дети работают в командах под музыку/
- А всё-таки, курение либо здоровье и долголетие – выбирайте сами! Каков ваш выбор?
/Появляется полоса на «говорящей стене»:
Отказаться от курения
- Предоставляем слово жюри…
8. ӀӀӀ тур «Изобрази поговорку или изречение!»
- Кто знает, за какой порок в Древнем Китае казнили людей? (пьянство)
- Обратимся к памятке.
1. «После первой рюмки пьяница похож на павлина, после второй - на обезьяну, а потом превращается в свинью»
2. «Первая чаша принадлежит жажде, вторая - веселью, третья - безумию»
3. «Виноградная лоза приносит три грозди: гроздь наслаждения, гроздь опьянения, гроздь омерзения»
- Прочитаем тезисы из памятки:
1 ком.
- Не пей, если хочешь жить долго!
- Пей, если тебя устраивает состояние тошноты, рвота, зубная боль, головная боль!
2 ком.
- Пей, если хочешь быть рабом алкоголя, если готов навсегда подарить ему свободу и независимость!
- Не пей, если хочешь иметь хорошую семью!
3 ком.
- Пей, если хочешь, чтобы тебя сторонились и брезговали тобой!
- Не пей, если не хочешь потерять друзей!
Все вместе: Люби себя и не дай споить никому!
/Появляется полоса на «говорящей стене»:
Отказаться от алкоголя
9. «Обсуди ситуацию!»
- Сейчас посмотрим видеоролик и обсудим ситуацию. Внимание на экран. Жюри учитывает глубину ответа, убедительность речи ребят.
/просмотр ролика/
- Как вы считаете, поддаться на уговоры старшеклассников, попробовать наркотик – это сила или слабость человека?
/Появляется полоса на «говорящей стене»:
Отказаться от наркотиков
- А что же можно сделать вместо курения, распития спиртных напитков, употребления наркотиков?
/Просмотр видеоролика о саратовских спортсменах/
- За 2 мин.приготовить выступление капитанам о спортивных достижениях его команды.
/Появляется полоса на «говорящей стене»:
Иметь хобби, ходить в секции
- Именно в этот момент хочется вспомнить призыв ВОЗ: «Веди здоровый образ жизни и не иди на поводу у других!» Если вдруг случилась беда, и вам не к кому обратиться, то звоните по телефону доверия (на доске)
10. Упражнение «Умей сказать: «Нет!»
/ Проводит представитель «Молодёжь+»/
11.Сценка «Мы – за здоровый образ жизни!»
- А сейчас слово ребятам. Они хотели выступить с призывом вести здоровый образ жизни.
12. Обобщающее слово учителя.
- Посмотрим, какой алгоритм жизни у нас получился (слайд)
- А дополнить алгоритм жизни вам помогут советы Гоши.
/показ фрагмента из мультфильма/
ӀӀӀ Заключительная часть
1.Упражнение «Дополни фразу…»
«БЫТЬ ЗДОРОВЫМ - …»
- А сейчас капитаны команд выберут смайлик, соответствующий настроению его команды.
- Хочется вспомнить обращение ВОЗ к россиянам: «Помните: здоровье, радости жизни и счастье – в ваших руках!»
/звучит песня группы «Любе» «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется – жизнь»/