Адаптированная образовательная программа коммуникативного тренинга «Почемучки»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель: обеспечить детям группы предшкольной подготовки психолого-педагогическую поддержку в период адаптации к новым обстоятельствам жизни; способствовать формированию социально-нравственной компетенции детей.

Задачи:
формирование социальных навыков и коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения;
обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми;
формирование позитивной мотивации общения через обучение позитивным, поддерживающим приемам общения со сверстниками;
обучение способам регуляции межличностных отношений: деликатности, чуткому и внимательному отношению к переживаниям других;
обучение элементарным правилам этикета и основным нормам взаимодействия с окружающими;
развитие способности ставить общие цели, планировать общую работу, соподчинять и контролировать свои желания, согласовывать свои мнения.

Актуальность
Данная программа отвечает социальному запросу родителей и направлена на раннее гармоничное развитие личности, потребности в наиболее полном раскрытии индивидуальных психологических способностей ребенка и подготовке детей к школе. Формирование знаний, умений и навыков рассматривается не как самоцель, а как одно из средств воспитания и психологического развития ребенка.
В этой связи возникла идея создания данной программы.
Адаптированная образовательная программа коммуникативного тренинга «Почемучки» имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на детей дошкольного возраста 6 лет.
Новизна программы заключается в том, что данная образовательная программа базируется на аналитико-оценочном прогнозе потенциальных возможностях ребенка с учетом анализа его текущей деятельности и перспектив его развития.
Также создаются условия для обеспечения единого старта обучения детей, посещающих и не посещающих ДОУ.
Программа ориентирована на социально-личностное развитие ребенка, систематизацию, углубление и обобщение его личного опыта.

Основы программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Количество детей группе – 10 человек, занятия – 2 раза в неделю по 1 часу.

Основные формы работы
Занятия с детьми носят комплексный характер и проводятся исключительно в форме психологической игры. Программа предполагает дифференцированный подход в работе с дошкольниками разноуровневой готовности и психофизическими возможностями.
В рамках комплексного занятия предусматриваются индивидуальные занятия с детьми, требующими особого педагогического внимания. Программа предполагает применение разнообразных методов и средств, приемов и форм обучения. В занятия включены программно-игровые ситуации, диалог, ролевые игры.


Ожидаемые результаты и способы проверки
сформированность социальных навыков и коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения детей в тренинговой группе;
сформированность основных этически ценных способов поведения в отношениях с другими детьми, элементарной культуры общения:
умения согласовывать свои действия с другими;
способности договариваться в конфликтной ситуации;
способности приветливо разговаривать друг с другом;
способности внимательно слушать своего собеседника;
умения вежливо отвечать на его вопросы и просьбу.

Формы контроля




Начальные

Текущие


Итоговое
Тесты, анкетирование.

Тесты, мини-выставки.


Открытое занятие,
выставка.
Сентябрь-октябрь
Январь


Май






УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п
Наименование разделов
Количество часов



Теория
Практика
Всего

1.
Вводное занятие.
1
-
1

2.
Знакомство с эмоциями.
2
6
8

3.
Такие разные эмоции.
3
6
9

4.
Страна понимания.
3
5
8

5.
Если бы я был волшебником.
3
6
9

6.
Мой характер.
2
3
5

7.
Качества характера помогающие и мешающие дружбе.
3
4
7

8.
Правила общения.
3
6
9

9.
Что такое этикет.
3
6
9

10.
В стране знаний.
3
4
7


ИТОГО:
26
46
72



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Психолого-педагогическое содержание программы коммуникативного тренинга основывается на нескольких принципах.
Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социальном этапе жизни. Сопровождение опирается на те психические, личностные достижения, которые реально у ребенка есть и составляют уникальный багаж его личности.
Психологическая среда, создаваемая в процессе проведения тренинга, не несет в себе целенаправленного влияния и давления. Психолог оценивает положение детей не только с точки зрения того, насколько успешно они усваивают образовательную программу, но с точки зрения задач психологического и личностного развития самого ребенка.
Приоритетность ценностей и потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.
Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими детей и с самим собой. Совершать личностно значимые жизненные выборы.
Психологическое сопровождение как конкретная работа психолога представляет собой целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в процессе проведения коммуникативного тренинга.



Проектируемые разделы коммуникативного тренинга

Вводное занятие. Знакомство. (1 ч.)

Раздел 1. «Знакомство с эмоциями» (8 ч.)

Теория: Знакомство с эмоциями. Беседы на тему: «Радость», «Горе», «Гнев».

Теория: Знакомство с эмоциями. Беседы на тему: «Спокойствие», «Страх», «Удивление».

Практика: Знакомство с пиктограммами «Радость», «Горе». Игра «Назови и изобрази героя сказки или мультфильма, который горевал по какой-то причине».

Практика: Игры: «Закончи предложение», «Я сержусь, когда».

Практика: Упражнение «Я спокоен, когда». Знакомство со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими.

Практика: Игра «Гуси – лебеди». Упражнение «Найди пиктограмму». Обсуждение с детьми поговорки «У страха глаза велики».

Практика: Чтение отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Игра «Угадай эмоцию».

Практика: Игры, направленные на развитие эмоциональной сферы ребёнка: «Испорченный телефон», «Снимается кино». Рисование своего настроения.

Раздел 2. «Такие разные эмоции» (9 ч.)

Теория: Радость и горе. Рассматривание сюжетных картинок «Весёлый гном», «Грустный гном» и беседа по ним. Радость и гнев. Загадывание литературных загадок об эмоциональных состояниях.

Теория: Гнев и удивление. Знакомство со способами управления своим эмоциональным состоянием и закрепление их.

Теория: Радость, горе, страх, удивление. Чтение литературных отрывков из произведений К.И. Чуковского.

Практика: Загадывание литературных загадок об эмоциональных состояниях. Проигрывание психогимнастических этюдов. Рисование своего настроения.

Практика: Игры, направленные на развитие эмоциональной сферы ребёнка. Рисование своего настроения.

Практика: Радость, горе, страх. Рисование облаков. Изображение детьми всех трех эмоций. Работа с пиктограммами. Рисунок настроения.

Практика: Рассказ детей о весёлых, грустных и удивительных случаях своей жизни. Игра «Закончи предложение». Работа с пиктограммами. Рисунок «Настроение».

Практика: Беседа по произведению Н.Носова «Живая шляпа». Работа с пиктограммами. Работа с пиктограммами. Игры: «Зеркало», «Зоопарк настроений».

Практика: Рассказ детей о весёлых, страшных и удивительных случаях из жизни. Игры: «Лото настроений», «Гномики», «Страшный зверь». Выполнение рисунка «Настроение». Рассказы по рисункам.

Раздел 3. «Страна понимания» (8 ч.)

Теория: Эти разные, разные люди.

Теория: Понимаю себя – понимаю других. Волшебные средства понимания.

Теория: Волшебные средства понимания: интонация, мимика, пантомима.

Практика: Ритуал приветствия «Самый лучший друг». Игры: «Снежный ком», «Моё имя», «Моё настроение». Разыгрывание ситуаций. Ритуал прощания «Встали все мы в круг».

Практика: Ритуал приветствия. Игры: «Найди пару», «Руки знакомятся». Мимические и пантомимические этюды на различные эмоциональные состояния. Ролевое разыгрывание ситуаций. Ритуал прощания «Встали все мы в круг».

Практика: Закрепление различных средств понимания с использованием следующих игр «Сделаем по кругу подарок другу», «Вежливые слова», «Клеевой дождик». Ролевое проигрывание ситуаций.

Практика: Игра «Маски». Конкурс на лучшее изображение различных эмоциональных состояний. Проигрывание пантомимических этюдов. Игры: «Найди пару», «Волшебные заросли», «Кто это?».

Практика: Ты мой друг и я твой друг. Ритуал приветствия. Игры: «Художник слова», «Вежливые слова», «Клеевой дождик». Ролевое проигрывание ситуаций.

Раздел 4. «Если бы я был волшебником» (9 ч.)

Теория: Я тебя понимаю.

Теория: Если бы я был волшебником.

Теория: Трудное чувство – дружба. Дружба – это помощь. С кем я хочу дружить.

Практика: Игры: «Моё настроение», «Интонации». Конкурс на лучшее изображение радости, страха, горя, гнева. Игра в парах. Ролевое проигрывание ситуаций. Закрепление различных средств понимания.

Практика: Игра «Моё настроение». Конкурс на лучшее изображение радости, страха, гнева, горя, удивления, восторга. Игры в парах.

Практика: Мимические этюды на тему «Если бы я был волшебником!». Работа с пиктограммами. Ролевое проигрывание ситуаций. Игра «Маски».

Практика: Игра «Моё настроение». Конкурс на лучшее изображение радости, страха, гнева, горя. Игра в парах.

Практика: Мимические этюды. Работа с пиктограммами. Игры: «Маски», «Лото настроений». Ролевое проигрывание ситуаций.

Практика: Конкурс на лучшее изображение радости, страха, гнева, горя, восторга. Игра в парах. Мимические этюды. Игра «Маски». Игра «Моё настроение».

Раздел 5. «Мой характер» (5 ч.)

Теория: Чтение и анализ сказок. Выделение и обсуждение положительных и отрицательных черт характера. Подбор синонимов к чертам характера.

Теория: Чтение и анализ сказок «Иван – крестьянский сын», «Чудо-Юдо», «Упрямый козлёночек». Беседа «Кто о ком заботится». Формулирование правил доброты.

Практика: Развивающая игра «Скажи наоборот». Проигрывание этюдов, отражающих названные черты характера. Проигрывание этюдов с неопределенным концом.

Практика: Рисование сюжетов к сказкам «Золушка», «Иван – крестьянский сын», «Чудо-Юдо». Анализ рисунков. Проигрывание этюдов с неопределенным концом.

Практика: Проигрывание этюдов по сказке «Жадный поросёнок». Игры: «Скажи наоборот», «Назови похожее», «Угадай, кто это». Пантомимические этюды на закрепление образов с различными чертами характера.

Раздел 6. «Качества характера помогающие и мешающие дружбе» (7 ч.)

Теория: Чтение сказок «Почему кот и собака не дружат», «Заюшкина избушка». Выделение и обсуждение положительных и отрицательных черт характера. Формулировка правил честности.

Теория: Чтение сказок «Три поросёнка», «Король Дроздобород». Выделение и обсуждение положительных и отрицательных черт характера.

Теория: Чтение сказки «Госпожа Метелица». Выделение и обсуждение положительных и отрицательных черт характера. Поиск различий в характерах двух девочек.

Практика: Проигрывание этюдов, отражающих отрицательные и положительные черты характера. Игра «Кто больше». Сочинение письма героям сказки «Заюшкина избушка».

Практика: Проигрывание этюдов, отражающих отрицательные и положительные черты характера. Рисование принцессы в начале и конце сказки (по мотивам сказки «Король Дроздобород»).

Практика: Выделение и обсуждение положительных и отрицательных черт характера. Поиск различий в характерах двух девочек (по мотивам сказки Госпожа Метелица»). Игры: «Скажи наоборот», «Назови похожее», «Угадай, кто это».

Практика: Проигрывание этюдов, отражающих данные черты характера. Игры: «Скажи наоборот», «Назови похожее», «Кто больше».

Раздел 7. «Правила общения» (9 ч.)

Теория: Чтение текста «Знакомьтесь, пожалуйста». Беседа по тексту. Обучение речевым этикетным формулам.

Теория: Поведение за столом. У тебя в гостях подруга. Чтение текста. Беседа по тексту. Обучение речевым этикетным формулам.

Теория: Прощание с гостем. Чтение текста. Беседа по тексту. Обучение речевым этикетным формулам. Об уступчивости.

Практика: Игры для развития умения устанавливать контакт с собеседником: «Улыбка», «Комплимент». Игровые ситуации (варианты предлагаются).

Практика: Игры для развития умения устанавливать контакт с собеседником: «Как можно называть по-разному». Игровые ситуации (варианты предлагаются).

Практика: Игры для развития умения правильно вести себя за столом.

Практика: Игра для развития умения правильно принимать гостей: «Царевна Несмеяна» (развесели друга разными способами), «Подари подарок другу», «Опиши друга».

Практика: ). Игры для развития умения поздравлять и высказывать свои пожелания: «Глаза в глаза», «Комплименты», «Мне весело, давайте вместе играть», «Мне грустно, помоги мне».

Практика: Обучение речевым этикетным формулам. Игровые ситуации. Игры для развития умения уступать друг другу.

Раздел 8. «Что такое этикет» (9 ч.)

Теория: Вежливая просьба. Чтение текста. Беседа по тексту. Обучение речевым этикетным формулам. Поведение в общественном транспорте и общественных местах.

Теория: Утешение. У постели больного. Беседа по тексту. Обучение речевым этикетным формулам.

Теория: Разговор со старшим. Разговор с младшим. Беседа по тесту. Обучение речевым этикетным формулам.

Практика: Игровые ситуации на развитие умения вежливой просьбы. Игра «Разговор с другом».

Практика: Обучение речевым этикетным формулам. Игровые ситуации. Игры на закрепление умения правильного поведения в общественном транспорте.

Практика: Обучение речевым этикетным формулам. Игровые ситуации. Игры на закрепление умения утешать и уделять внимание другу.

Практика: Обучение речевым этикетным формулам. Игровые ситуации. Игры для развития умения вежливого общения со старшими.

Практика: Обучение речевым этикетным формулам. Игровые ситуации. Игра для развития умения вежливого общения с младшими.

Практика: Обучение речевым этикетным формулам. Игровые ситуации. Игра для развития умения вежливого общения с младшими: «Слепой и поводырь».

Раздел 9. «В стране знаний» (7 ч.)

Теория: Школа – это трудный и радостный путь к знаниям. Беседа «Школьные принадлежности».

Теория: В стране знаний.

Теория: Мне скоро в школу.

Практика: Игры: «Знакомимся разными способами», «Собери портфель», «Школьные чувства». Работа со «Сказкой о большом воробье Иришка». Игра «Сложи картинку».
Практика: Игры: «Какое слово лишнее», «Самое-самое в школе». Работа со «Сказкой о маленьком приведении Филе». Игры: «Что делает учитель», «Урок – перемена». Работа со сказкой «Как Яшок поступал в Дом учености».

Практика: Двигательный диктант. Игры: «Что делает ученик», «Урок – перемена», «Собери портфель», «Яшок и буква А».

Практика: Игры: «Самый лучший друг», «Любимые игры». Игры: «Чудо-дерево», «Ваню в школу провожать – надо нам поколдовать». Рисование себя в школе.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УМЕНИЙ, ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ

К концу обучения дошкольники должны знать:
1. Что такое эмоции. Как проявляются эмоции радости, грусти, восторга, удивления, спокойствия, гнева, страха;
2. Что такое положительные и отрицательные черты характера;
3. Что такое дружба. Какие качества характера помогают и мешают дружбе;
4. Элементарные правила этикета и основные нормы взаимодействия с окружающими людьми;
5. Основные нравственные нормы отношений с окружающими: доброжелательность; честность, правдивость, отзывчивость, справедливость;
6. Иметь элементарные представления о школе.

К концу обучения дошкольники должны уметь:
1. Определять эмоциональное состояние другого человека в процессе общения;
2. Соблюдать правила элементарного этикета;
3. Соблюдать этические нормы речевого поведения;
4. Уверенно вести себя среди сверстников;
5. Дать определение, что такое школа.


ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методически программа сочетает в себе 9 разделов коммуникативного тренинга.
Программа коммуникативного тренинга для детей дошкольного возраста основывается на следующих принципах:
1. Адекватность тренинговой программы психологическим особенностям данной возрастной категории;
2. Расширение возможности осознания детьми происходящих с ними перемен;
3. Сочетание концептуального подхода в построении программы и конкретных методов и приемов выработки социально-психологических навыков;
4. Осторожное, пошаговое движение в освоении разделов программы. Каждый следующий шаг делается, если есть уверенность в осознании и принятии предшествующего;
5. Постепенность приобретения и закрепления нового опыта в рамках программы для детей дошкольного возраста.

Рекомендации к проведению занятий
Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий: педагог ДО должен иметь педагогическое образование, хорошо знать общие основы психологии, возрастную и педагогическую психологию, обладать навыками проведения групповых занятий с детьми;
Педагог должен использовать разнообразные приемы и методы обучения, чаще практической направленности;
Предпочтительные методы обучения: ролевые игры, развивающие упражнения, групповая творческая работа.
Материально-техническое и методическое обеспечение:
Кабинет, разделенный на зоны проведения групповых и индивидуальных занятий;
Электронное обеспечение (компьютер);
Психологический инструментарий (предметы, необходимые для проведения занятий – диагностический наглядный материал, игрушки и др.);

ЛИТЕРАТУРА
Литература для педагога:
Удивительный мир «Почемучки». Из опыта работы педагогов студии раннего развития дошкольников «Вундеркинд». Выпуск 2, Краснодар, 2005 – 99 с.
«Программно – методическое обеспечение образовательного процесса» (из опыта работы педагогического коллектива Дворца детского и юношеского творчества) Составитель: А.И. Тихненко, г. Армавир 2004 г.
Тренинг общения с ребенком. Период раннего детства. Е.К.Лютова, Г.Б.Монина. – СПб.: Издательство «Речь», 2006. – 176 с.
Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. З.М.Богуславская. – М., 1991 г.








13PAGE 15







13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215





13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415