Разработка урока по биологи Класс млекопитающие (7 класс)


Конспект урока биологии в 7-м классе по теме:
"Класс млекопитающие, или Звери"
Цели:
показать школьникам строение животных класса Млекопитающих,
отметить прогрессивные черты организации Млекопитающих, позволившие им занять все основные среды обитания,
познакомить с общей характеристикой отрядов Однопроходных и Сумчатых,
доказать необходимость охраны животных класса Млекопитающих,
осуществлять нравственное и экологическое воспитание учащихся.
Задачи:
находить в объекте его составляющие;
научиться обобщать;
устанавливать сходство и различие;
находить причинно-следственные связи;
развивать коммуникативные способности.
Тип урока: изучение нового материала. Технология развития критического мышления.
План:
1. Оргмомент.
2. Актуализация знаний. (Постановка проблемного вопроса).
3. Изучение нового материала.
4. Общая характеристика Млекопитающих. (презентация)
5. Прочитать текст §31 стр. 157-158
6. Пользуясь текстом учебника заполнить опросный лист.
7. Отметить более прогрессивные черты строения Млекопитающих.
8. Ответить на проблемный вопрос.
9. Значение животных класса Млекопитающих для природы и человека.
10. Охрана и рациональное использование животных класса Млекопитающие.
11. Закрепление.
12. Домашнее задание. § 31 вопросы стр. 160, повторить § 25.
Оборудование: мультимедийная установка, опросные карточки.
Ход урока
1. Оргмомент.
1.Вступительное слово о целях и задачах урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с животными класса Млекопитающих.
Какие ассоциации у вас вызывает слово “млекопитающие”?
Питаются молоком, высокоорганизованные животные, покрыты волосяным покровом, теплокровные, к ним относятся звери.
Правильно. Где можно встретить млекопитающих?
В воде, на суше, в воздухе, в пещерах, на северном полюсе.
2. Постановка проблемного вопроса: Какие прогрессивные черты организации млекопитающих позволили им занять все основные среды обитания? Для того чтобы ответить на проблемный вопрос, необходимо изучить общую характеристику класса Млекопитающих.
3. Изучение нового материала
4. (презентация)
5.; 6. Пользуясь текстом учебника заполнить опросный лист.
7. Задание классу: сравните строение Млекопитающих и Пресмыкающихся.
У Пресмыкающихся: 6 шейных позвонков, туловище близко к поверхности земли, так как конечности расположены сбоку туловища, нервная система слабо развита, сердце трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке, кровь смешивается, ячеистые лёгкие, низкий обмен веществ, непостоянная температура тела. Ограниченное расселение, не активны зимой.
8. В чём проявляются прогрессивные черты организации животных класса Млекопитающих по сравнению с Пресмыкающимися?
Прогрессивные черты:
Высокое развитие нервной системы, есть кора больших полушарий.
Дифференцировка позвоночного столба на чётко выраженные отделы, перемещение конечностей с боков тела под туловище.
Возникновение органов, обеспечивающих развитие зародыша в теле матери, и вскармливание детёнышей молоком.
Появление шерстного покрова.
Полное разделение кругов кровообращения и возникновение теплокровности.
Возникновение альвеолярных лёгких.
Вывод: прогрессивные особенности строения Млекопитающих позволили им занять все основные среды жизни.
11. Закрепление.
Каковы особенности строения Млекопитающих?
По каким признакам класса Млекопитающих подразделяют на подклассы?
Почему Однопроходных считают древними Млекопитающими?
Почему Сумчатых считают примитивными Млекопитающими?
При затруднении в ответе на вопросы, смотрите записи в карточке или в учебник.
12. Домашнее задание. § 31, повторить § 25. Заполнить таблицу
“Сравнительная характеристика Пресмыкающихся и Млекопитающих”
Черты строения и образ жизни Пресмыкающиеся Млекопитающие
Место обитания    
Покровы тела    
Органы дыхания    
Число камер в сердце    
Нервная система    
Температура тела    
Способы размножения