Обучающие игры на уроке иностранного языка как способ формирования интереса учащихся к иностранному языку


Обучающие игры на уроке иностранного языка как способ формирования интереса учащихся к иностранному языку
Обращение к вопросу овладения иностранным языком в игре обусловлено необходимостью повышения качества языковой и профессиональной подготовки обучаемых. Особенно перспективным направлением в этом плане являются приемы активного обучения в силу того, что они обеспечивают более высокую по сравнению с традиционной методикой степень проявления обучаемым познавательной самостоятельности, перевод его с позиции объекта на уровень субъекта деятельности и общения. Одним из таких приемов можно считать использование игр в учебном процессе. 
Каждый урок имеет свой сюжет, а все действия на уроке – свою мотивированность. Именно этот подход направлен на активизацию познавательных процессов при обучении английскому языку школьников. 
Среди наиболее значимых средств, обеспечивающих оптимальную активность учащихся, особое внимание уделяется следующим: 
- сюжетность каждого урока, мотивированность действий учащихся;
- специальная подача учебного материала (диалог, монолог, полилог); 
- использование наглядности; театрализация; 
- концентрация материала (большой объем новой лексики);
- использование коллективных форм познавательной деятельности;
- индивидуальный подход в условиях группового взаимодействия;
- атмосфера радости и не напряженности. 
 Таким образом, каждое действие, выполняемое ребенком на уроке под руководством учителя, должно иметь свой мотив: 
- необходимо не просто задавать ряд вопросов по теме, а, перевоплотившись, например, в «корреспондента», узнать всю интересующую информацию у «звезды»;
- не просто переписать высказывания, а разложить по конвертам своим друзьям в качестве пожеланий и разослать их с использованием различных видов почтовой корреспонденции; 
 - не просто построить монологическую речь в третьем лице, единственном числе, а превратиться в «ангела» который все знает, и рассказать о своем друге. 
Обучение иностранному языку подчинено цели приобщения учащихся к иноязычной культуре, что предполагает не только овладение методами и приемами получения познавательной информации о стране, но и формирование у детей ценностного отношения к языку, раскрытию его как культурного феномена. 
Можно привести следующую классификацию игр на уроках ИЯ:
I. Грамматические игры преследуют цели создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца; развить речевую творческую активность учащихся.
Например, в книге Дж. Р. Л.Лебедев предложена игра Reincarnation, тренирующая конструкции прошедшего времени used to, the PastSimpleTense. Данная игра привлекает учащихся своей необычностью, ведь они играют известных персонажей, в то время как остальные с интересом и должным энтузиазмом пытаются отгадать, кто это. Предложены варианты: Бетховен, Пабло Пикассо, Тарзан, Элвис Пресли, Джордж Вашингтон и т. д.
II. Лексические игры преследуют цели: тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближённых к естественной обстановке; познакомить учащихся с сочетаемостью слов; развивать речевую реакцию учащихся.
Представляется эффективным пользоваться лексическими играми на всех этапах обучения.
III. Фонетические игры практикуют и развивают произносительные навыки: интонацию предложений, фонемы. Можно использовать игру под названием Intonation Game. 
IV. Орфографические игры представляют собой упражнение в написании английских слов. Часть игр может быть рассчитана на тренировку памяти учащихся, а часть – на некоторых закономерностях в правописании английских слов. Примером орфографической игры может служить Hang man, идея которой заимствована из русской «виселицы».Также хорошей орфографической игрой служат анаграммы, сделанные ещё и по лексическому принципу (free time activities, dates, countries, etc.)
V. Творческие ролевые и деловые игры формируют у учащихся навыки говорения, аудирования. Одной из задач подобного рода игр является обучение учащихся речевой реакции в процессе коммуникации. Хорошим примером творческих игр служат игры, основанные на популярных телепередачах. В методической литературе много пишется о пользе проведения интегрированных уроков, основанных на двух учебных предметах. 
Здесь эффективно использовать ряд известных телепередач: «Колесо истории» (иностранный язык – история), «В мире животных» (экология – иностранный язык).
На интеграции дисциплин экономики (основ бизнеса) и иностранного языка можно проводить ролевые деловые игры.Автором данной работы была придумана и составлена творческая деловая игра, во время которой учащиеся, разделившись на две группы, обсуждают за «круглым столом» на вечеринке у одного из участников идею создания нового предприятия.
При проведении такой игры целесообразно познакомить учащихся с деловой лексикой на иностранном языке. Будет также интересно, если диалоги деловой игры будут записаны на аудиокассету, а потом прослушаны в классе; в ходе прослушивания можно будет комментировать некоторые речевые ошибки.
Таким образом, в ходе различных игр будут достигнуты навыки коммуникативной деятельности, учащиеся смогут получить удовольствие от уроков, а это положительно сказывается на их мотивации.
Возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков могут быть проявлены в аудитивных и речевых играх. Эти игры тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки.
Планируя свои уроки, мы думаем не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную грамматическую структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальных способностей каждого ребенка.
Представим игру, которую можно использовать на уроке, при работе над грамматической темой «Разделительные вопросы» - «Who set a ili sit?»
К уроку готовятся рисунки различных животных (со съемными хвостами). На туловищах животных записаны любые повествовательные предложения, на хвостах краткие общие вопросы.
Урок иностранного языка – это не только игра. Доверительность и непринужденность общения учителя с учениками, возникшие благодаря общей игровой атмосфере и собственно играм, располагают ребят к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций.
В соответствии с педагогическими условиями формирования познавательной деятельности дидактические игры, используемые на уроках английского языка, можно разделить по определенному принципу. Прежде всего это игры, развивающие познавательные психические процессы; формирующие социокультурную компетенцию; формирующие картину предметного мира; развивающие эмоционально-эстети-ческие переживания.
Игры, формирующие познавательные психические процессы, способствуют развитию внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления.
Игры, формирующие картину предметного мира, способствуют развитию познавательных интересов об окружающем мире, что ведет к развитию познавательной активности.
Игры, развивающие эмоционально-эстетические переживания, как правило, соревновательные (это всевозможные кроссворды, «аукционы», настольно-печатные игры), выполнение команд, ритмо-музыкальные игры, тренинг поведения. Влияя на эмоционально-чувствительную сферу, такие игры способствуют развитию мотивации для познавательной активности.
Цель: формирование эмоционально-эстетических переживаний.Детям предлагается поиграть в зверей. Учитель произносит название зверя, а ребята должны точно отразить движение и повадки животного. Эта игра может быть музыкальной, так как она вызывает у детей сильные положительные эмоции.
Приведенная выше классификация игр помогает скорректировать работу по формированию познавательных интересов учащихся младших классов на уроках английского языка. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах занятий. Следует только помнить, что при привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры. Иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.
Необходимо заметить при этом, что игры на уроках английского языка должны использоваться не эпизодически, а регулярно. Только в этих условиях у школьников формируется активная учебно-познавательная деятельность, что приводит к качественно новому уровню овладения иностранным языком.
Грамматические игры ставят перед собой задачу научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности; создать естественную ситуацию для употребления, данного речевого образца; развить речевую активность и самостоятельность учащихся. Игры включают наиболее важный грамматический материал – глаголы be, have, may, can, конструкцию there is, временные глагольные формы группы Simple, Perfect, косвенную речь и т. д.
Лексические игры позволяют тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке; активизировать речемыслительную деятельность учащихся; развивать речевую реакцию учащихся.
Фонетические игры тренируют учащихся в произнесении английских звуков; научить учащихся громко и отчетливо читать стихотворения.
Аудитивные игры ставят перед собой задачу научить учащихся понимать смысл однократного высказывания; научить учащихся выделять главное в потоке информации; развить слуховую память учащихся.
Речевые игры позволяют научить учащихся умению выражать мысли в их логической последовательности; научить учащихся практически и творчески применять полученные речевые навыки.