Разработка урока по обществознанию По теме «Основы конституционного строя Российской Федерации»









Разработка урока
по обществознанию
По теме
«Основы конституционного строя
Российской Федерации»












ТЕМА: «Основы конституционного строя Российской Федерации»
ТИП УРОКА: Семинар.
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Способствовать осознанию учащимися того, что Конституция РФ является основным законом страны, сочетающим закрепление правовых и политических основ нашего государства; способствовать овладению основами культуры прав человека, включения в демократическую жизнь общества.
Показать политические основы конституционного строя Российской Федерации как правового демократического государства и его основные признаки.
2. Раскрыть общие и отличительные особенности Российской Федерации как правового демократического государства.
Задачи урока:
Образовательные:
Получить знания о Конституции, основах конституционного строя;
Воспитательные:
Формирование интереса к Конституции РФ, Демократическим принципам.
Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
Развивающие:
1.Развитие познавательных умений;
2. Развитие аналитического мышления.
Методы урока:
Лекция-общение
Формулирование вопросов
Презентация.
Средства:
Компьютер
Проектор
Конституция РФ (у каждого учащегося)

Меж- и внутри- предметные связи на учебном занятии:
Право – «Конституционное право».
История – «Становление новой России».
Обществознание – «Конституция РФ».


СЕМИНАР «Конституция РФ»
(слайд № 1)
(слайд № 2)
Конституция (от лат. constitutio устройство), основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
(слайд № 3, 4)
История появления конституции начинается с американской и французской Конституций, где по мнению основателей США, она должна иметь следующие характеристики:
По мнению основателей США, конституция должна была иметь следующие характеристики:
а) ее основой должны быть права граждан на жизнь, свободу и собственность;
б) она должна устанавливать обязанности государства защищать эти права;
в) учитывая права и обязанности граждан, распределение ресурсов в стране и возможности контроля за конфликтными ситуациями, она должна устанавливать пределы использования своей власти государством;
г) она должна установить принцип неприкосновенности личности;
д) она может быть изменена лишь при всеобщем согласии граждан.

Впервые о конституции в России стали говорить в начале XIX в. при Александре I и движении декабристов. Во время восстания 1825 г. солдаты кричали, что они за «Константина и его супругу Конституцию». Но основная масса народа не представляла себе, что такое конституция.
Значительные шаги в направлении конституционного правления были предприняты в царствование императора Александра II. Основные направления деятельности Александра II - отмена крепостного права, судебная реформа, развитие земства, проект конституционного закона.
Николаем II был принят Манифест 17 октября - конституционный акт, где выражалась воля императора «даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы слова, совести, собраний, союзов». Гарантировалось право участвовать в выборах в Государственную Думу тех слоев, которые раньше были лишены права голоса. Манифест 17 октября провозглашал начало демократического конституционализма.
В 1906 г. были приняты Основные государственные законы Российской империи, которые привели к значительному преобразованию: представительные государственные учреждения стали принимать непосредственное участие в законодательной деятельности и охране законности.
(слайд № 5)
В истории Российской Федерации насчитывается пять конституций. Принятие каждой конституции знаменовало существенные изменения, происходящие в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию и утверждало новые концепции развития.
Особенностью Конституции 1918 г. являлось то, что она полностью зачеркнула весь предшествующий опыт России, ничего не оставила от дореволюционных государственных институтов и структур.
Причиной появления Конституции 1924 г. явилось то, что РСФСР объединилась с другими независимыми республиками в СССР.
Конституция 1936 г. подтвердила вступление страны в новый этап своего развития, который знаменовал построение основ социализма, полную ликвидацию эксплуататорских классов, что привело к значительному расширению социалистической демократии.
Конституция 1977 г. объявила, что общество вступило в этап «развитого социализма», то есть советское государство из государства диктатуры пролетариата превращается в общенародное государство.
Реформирование Конституции началось в 1989 г.
Постепенные нововведения Конституции:
1) отказ от характеристики государства как социалистического и советского, определение его как суверенного, федеративного;
2) устранено положение о руководящей и направляющей роли компартии;
3) признание приоритета прав человека и гражданина;
4) признание частной собственности;
5) видоизменение структуры советской власти; отказ от Республики Советов, переход на парламентскую систему;
6) признание принципа разделения властей;
7) введение института Президента;
8) установление местного самоуправления.
Как вы думаете, почему возникла необходимость принятия новой Конституции в 1993 г.? (расхождение старой Конституции с практикой построения правового демократического государства)
Уже с начала 90-х годов стала ясна необходимость создания новой Конституции. 12 июня 1990 г. - Россия провозглашена суверенным государством.

· После распада СССР в 1991 г. началась трансформация российского общества в направлении демократического развития, лишения компартии ее господства. Весной 1993 г. по инициативе Б. Н. Ельцина был разработан проект Конституции РФ, но тогдашний состав Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов РФ не позволил принять данный проект Конституции. Указом Президента РФ от 15 октября 1993 г. было утверждено Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ, по которому требовалось, чтобы более 50 процентов избирателей проголосовали за ее принятие.
12 декабря 1993 г. состоялся референдум, и была принята новая Конституция.
(слайд № 6)
Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием на референдуме).
Состоит из: преамбулы, двух разделов, девяти глав, 137статей.
Раздел I.
Глава 1. Основы конституционного строя.
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
Глава 3. Федеративное устройство.
Глава 4. Президент Российской Федерации.
Глава 5. Федеральное собрание.
Глава 6. Правительство Российской Федерации.
Глава 7. Судебная власть.
Глава 8. Местное самоуправление.
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
Раздел II.
Заключительные и переходные положения.

(слайд № 7)
В преамбуле провозглашается, что данную Конституцию принимает многонациональный народ России.
Демократические и гуманистические ценности, лежащие в основе Конституции:
1. Права и свободы человека.
2. Гражданский мир и согласие.
3. Равноправие и самоопределение народов.
4. Единство и суверенитет России.

(слайд № 8)
Конституция РФ ориентирована на утверждение и защиту общечеловеческих ценностей: человек, его права и свободы провозглашены в качестве высшей ценности, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства (ст. 2).

(слайд № 9)
В Конституции закреплен институт президентства. Президент является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Определена форма законодательной представительной власти - Федеральное Собрание, двухпалатный парламент.

(слайд № 10)
Для органов местного самоуправления предусмотрены возможности их многообразия с учетом местных особенностей.

Важной предпосылкой преодоления всевластия государства в отношении граждан является закрепленное в Конституции РФ многообразие форм собственности - частная, государственная, муниципальная и иные (ст. 8) и свобода выбора гражданином не запрещенных законом форм экономической деятельности (ст. 34).

(слайд № 11)
В Конституции предусмотрена система судебной защиты гражданином своих прав и свобод. При этом гражданин имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями властей или их бездействием (ст. 53).

(слайд № 12)
Законодательно закреплено единое экономическое пространство с общей денежной единицей (рублем) и без таможенных границ внутри страны (ст. 74, 75).
Федеральным конституционным законом должны быть определены государственные флаг, герб и гимн России как суверенного государства (ст. 70).
Установлено единое российское гражданство на всей территории РФ (ст. 6).

(слайд № 13)
Содержание Конституции РФ непосредственно ориентировано на общепризнанные принципы и нормы международного права. Так, провозглашенные в Конституции РФ права и свободы человека и гражданина полностью соответствуют системе прав и свобод, определенных Всеобщей декларацией прав человека, выдвинувшей еще в 1948 г. перед всеми странами мира задачу создания справедливого, ненасильственного, гуманного общества. В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека в Конституции РФ впервые в российской истории провозглашено право каждого человека на жизнь (ст. 20), на свободу и личное достоинство (ст. 21, 22), на свободу мысли, получение и распространение информации, (ст. 29), право свободного выезда за пределы Российской Федерации и беспрепятственного возвращения в нее (ст. 27).
Государство лишено права запретить гражданину выезд из страны и возвращение в нее (ст. 27).

Важной чертой Конституции РФ является ее прямое действие (ст. 15), что означает вступление в силу сразу с принятием Конституции РФ всех ее принципов и норм, вне зависимости от принятия других законодательных актов.











Подведение итогов.
Учащиеся после минутного обдумывания оценивают урок-семинар и фиксируют это на листе (рисуется смайлик соответствующего цвета, что соответствует оценке: красный – 3; желтый – 4; зеленый – 5).










Домашнее задание: Написать эссе на тему «Если ты не пойдешь на выборы, за тебя сделают выбор другие». (Э. Севрус).

Рефлексия
Учащиеся заполняют лист с вопросом (индивидуально):
Я приду на следующий урок, потому что..


















Литература:

1. Конституция Российской Федерации, - М., Юридическая литература, 2008.

2. Боголюбов Л.Н. Обществознание (10кл.);- М., Просвещение, 2008.

3. Лухаев Р.Т. Политология,- М., Политиздат, 1996.

4. Никитин А.Ф. Основы государства и права,- М., Просвещение, 2000.


Интернет-ресурсы:

http://radosvet.net/2010/03/page/16/

http://rus.ruvr.ru/2011/09/08/55855302.html

http://freelance.ru:8080/users/Intect/?work=827464

http://forexaw.com/TERMs/Society/Politics/image248367_2-1

http://ru.picscdn.com/domain/dance-magic.ru/

http://bibsech2010.ucoz.ru/

http://community.livejournal.com/anticlericalism/939789.html





·15