«Доброта-солнце, согревающее сердце человека».

План урока самопознания

Колледж СКУ
Дата ___________________________________________
Тема: «Доброта-солнце, согревающее сердце человека».
Ценность: любовь.
Качества: самоотверженное служение, гуманность, чуткость.
Преподаватель: Шерстобитова О.С.
Группа __________________________________________
Количество студентов _____________________________

Цель: расширить представление  студентов о понятии «доброта человека», через практику общечеловеческой ценности любовь.
Задачи:
развивать стремление студентов к осмыслению себя, своих поступков и поведения;
формировать в студентах доброе отношение к жизни, желание творить добро, умение ценить окружающих людей;
воспитывать  чуткость, гуманность, самоотверженность. 
Ресурсы:
(материалы,источники)


Ход урока:
1. Позитивный настрой – концентрация на свете.
- Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь.  Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и отпускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый.  Представьте, что свет начинает распространяться по всему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.  Свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать только хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и вашей голове только добрые, светлые мысли.  Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения,, на все живое повсюду... Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете... Свет внутри меня... Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви, Покоя...  Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной.  Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

Вопросы для обсуждения:
- Какие чувства вы испытали? Кто хочет поделиться?

2. Проверка домашнего задания
- Ребята, вам нужно было сделать альбом добрых дел, где вам нужно было записать все добрые дела, которые вы совершили в течении недели.
Вопросы для обсуждения:
Какие добрые дела вам удалось совершить в течение недели?
Легко ли совершать добрые дела?
Как менялось ваше настроение, когда вам удавалось совершить доброе дело?
Как люди отвечали вам на совершённые вами добрые дела?


3. Позитивное высказывание

«Чтобы поверить в добро, надо начать делать добро»
Л.Н. Толстой.

Вопросы для обсуждения:
Как вы понимаете это высказывание?
Как вы считаете, что означает слово «добро»?
Совершенно верно! Доброта – это отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, все положительное, хорошее и полезное, стремление делать добро другим.


4. Подарок детям.
Рассказывание истории (беседа)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Женя торопился сегодня ответственный футбольный матч, он вратарь, и тренер несколько раз внушительно просил его не опаздывать на автобус. Сбор в 9:00, время - 8:30... Ну ничего, он успеет! Улицы пусты в столь ранний час, только впереди него медленно идет мужчина. Видно было, что он уже немолод, спина у него согнута, рука опиралась на трость. Мальчик почти поравнялся с ним, как вдруг тот выронил палку, пошатнулся и грузно осел на землю...  В ту же секунду Женя оказался рядом.  Что с Вами? Вам плохо? он наклонился к мужчине. «Может, пьяный?», мелькнула у него мысль... Но алкоголем не пахло. Мальчик увидел, что лицо у человека совсем белое, а губы синие. «Скорую!», Женя выхватил из кармана телефон и набрал 03 Скорая? Тут человек упал, ему плохо!... Нет, не пьяный, просто шел и вдруг упал!.. Дышит, только белый совсем!.. Адрес?.. мальчик обернулся, и назвал номер дома, который был рядом, Пожалуйста, приезжайте скорее!  Выключив телефон, он оглянулся по сторонам на улице по-прежнему никто не появился. «Что же делать!» в растерянности соображал он, « Меня же ребята ждут! И мужчину одного здесь оставлять нельзя! Что же делать... Если я опоздаю, меня тренер убьет!»  Женя набрал номер телефона тренера.  Андрей Ильич , тут мужчина сознание потерял, я «Скорую» вызвал, а здесь нет никого, кроме меня... Подождите немного, пожалуйста, я только людей поищу!  На том конце трубки сначала молчали. Потом тренер решительно потребовал от основного вратаря быстро найти себе «замену», и бегом на автобус! «Только десять минут у тебя!» услышал мальчик.  Женя сунул телефон в карман и тревожно взглянул на мужчину тот по-прежнему лежал, закрыв глаза. Тогда мальчик встал лицом к дому, набрал воздуха и крикнул:  Эй, лю-ю-д-и-и! Тут человеку плохо!  И еще громче:  Эге-гей!.. Тут дедушка упа-а-л!..  Из окон стали выглядывать... Через минуту внизу уже собрались несколько женщин, которые сразу же узнали бывшего без сознания человека он жил в соседнем доме...  Да это ж Михаил Павлович, у него мой сын учился! воскликнула одна. Тетеньки, я вызвал «Скорую», они уже едут сюда, а меня команда ждет... Вы же побудете здесь, да? умоляюще спросил Женя. Он уже дважды отвечал на гневные звонки тренера: «Я уже бегу, Андрей Ильич!» Конечно, сынок, мы побудем здесь! Спасибо тебе! отпустили его женщины.  И только он пошел...  Стой, миленький ! опять остановили его, У тебя ножки быстрые, добеги до соседнего дома, до второго подъезда, вызови по домофону дочку его! Скажи, что отец без сознания! Квартира десять, а дочь Таней звать!  Женя вздохнул, сбросил спортивную сумку на землю, и пулей рванул к соседнему дому... Через две минуты он уже примчался, запыхавшись, обратно:  Все, она прибежит сейчас! Ну, я пойду? он подхватил сумку и припустил к остановке. Навстречу ему уже неслась машина «Скорой помощи»...  На автобус Женя опоздал на десять минут. Все его ждали и встретили радостными криками. Даже тренер скупо похвалил его за то, что он не оставил человека в беде и сообразил, как позвать других на помощь...  Команды вышли на поле и игра началась. Вратарь был «в ударе» и ловил и отбивал совершенно невероятные мячи! И другие игроки их команды были «на высоте». И случилось невозможное они выиграли матч у заведомо более сильного противника!  Это за Женькино доброе дело нам так повезло сегодня! полушутя-полусерьезно сказал Андрей Ильич... Возвращаясь вечером с тренировки, Женя проходил мимо того же дома, где он утром ждал «Скорую».  Сынок, подойди сюда, пожалуйста! окликнули его. На скамейке сидела пожилая женщина, одна из тех, кто «заменил» его в ожидании машины. Женя подошел к ней. Здравствуйте! Здравствуй, мой хороший! Как хорошо, что я тебя встретила! А то Татьяна, дочка Михаила Павловича, хотела тебя поблагодарить за то, что быстро «Скорую» вызвал ее отцу, и что ее сбегал позвать! Она объяснила врачам, чем отец болеет, поэтому и успели его спасти! женщина перевела дух и продолжила, А ты где живешь то? Татьяна хотела тебе большой арбуз в подарок принести! Нет, не надо, смущенно забормотал Женя, ничего тут особенного нет, я же не мог мимо пройти! Любой бы так сделал Если бы любой вздохнула женщина, другой бы , возможно, решил «не вмешиваться» и пошел по своим делам, а человек бы без помощи погиб Так где живешь то ты? опять спохватилась она, адрес-то скажи! Нет, я побегу, мне домой надо! До свидания! и Женя быстрым шагом пошел в сторону дома. Вечером мама, выслушав рассказ сына о том, что произошло, обняла его и растроганно сказала:  Нет ничего дороже человеческой жизни, и никакими «своими делами» нельзя оправдаться равнодушному, проходящему мимо чужой боли... Я знаю, как для тебя важен этот матч, и видела, какой строгий у вас тренер и я горжусь тобой, потому что ты был готов получить наказание, но не оставил в беде человека! Ты сделал правильный выбор!  Она улыбнулась и добавила: А арбуз мы и сами купим, и устроим праздник ведь у тебя сегодня был нелегкий, но очень хороший день, сынок!
Беседа по тексту:
Куда торопился Женя?
Кого встретил Женя по пути на ответственный матч?
Какой поступок совершил мальчик?
Как вы понимаете фразу ....Вратарь был "в ударе", ловил и отбивал совершенно невероятные мячи?
О чем хотел сказать тренер говоря: Это за Женькино доброе дело нам так повезло сегодня?
Как вы понимаете слова мамы Жени - Нет ничего дороже человеческой жизни, и никакими «своими делами» нельзя оправдаться равнодушному, проходящему мимо чужой боли...?
А как бы вы поступили в такой ситуации?

Просмотр видеоролика
Сегодня я вам хочу показать видеоролик, который называется «Бабушка всея Руси»
Вопросы для обсуждения:
Почему видеосюжет так назван?
О ком он рассказывает?
Чем занималась бабушка Тоня?
Куда идут деньги, которые выручает бабушка Тоня?
Какие из добрых дел бабушки вам запомнились больше всего?
Как вы думаете, что больше согревает детей – подарки, которые дарит бабушка, или ее доброта?
Встречались ли вам в жизни такие люди?
Как вы думаете, каждый ли человек способен на добрые поступки? Почему?


5. Творческая работа
Деление на 3 группы. Инсценирование
Прочитайте притчу. Подумайте, что мог ответить мудрец своему ученику. Почему? Разыграйте сценку по данному сюжету.
Современная притча
Мудрец и ученик сидят у ворот своего города. Подходит путник и спрашивает: «Что за люди живут в этом городе?» «А кто живет там, откуда ты пришел?» - спрашивает мудрец. «Ох, грубые, злые, недобрые люди», - отвечает путник. «Здесь увидишь то же самое», - ответил мудрец.
Через некоторое время подошел другой путник и тоже спросил, что за народ в этом городе. «А кто живет там, откуда ты пришел?» - спросил мудрец. «Прекрасные люди, добрые и отзывчивые», - ответил путник. «Здесь ты найдешь таких же», - сказал мудрец.
«Почему ты одному сказал, что здесь живут плохие, а другому - хорошие люди?» - спросил мудреца ученик.
Мудрец ответил:
Ответ мудреца:
(О глубине понимания учитель сможет судить по тому окончанию, которое учащиеся творчески домысливают). Настоящее окончание притчи приводим ниже:
"Везде есть и хорошие люди, и плохие. Просто каждый находит только то, что умеет искать ".

Просмотр ролика «Безумно добрый ролик!!! Совершайте добрые дела
Будьте внимательны и терпимее друг к другу, по отношению к другим людям и старайтесь делать как можно больше добрых дел.
-Ребята, о какой ценности сегодня на уроке вы узнали?
любовь


Исполнение песни
Текст песни «А на земле быть добру»

Когда вокруг витают чьи-то сны И ясные глаза редки и долгожданны Живу я от весны и до весны, Её эфиры для меня желанны. Я жду ее как чудо, и она Дает мне силы верить, что настанет Однажды у людей в душе весна, И лёд непонимания растает. И на Земле быть добру, Быть на Земле рассвету. Песней своей эту мечту Я разнесу по свету. Будет она с ветром лететь, И верю воплотится, И на ладонях птицы И на ладонях птицы Будут свободно петь. И даже если солнца меркнет свет, Я укрываюсь светом звёздной ночи. И на любой вопрос найду ответ, И небо попрошу чуть-чуть помочь мне. О прошлом не жалею никогда И в будущее верю как и прежде. Пока моей мечты горит звезда, То в сердце у меня живет надежда, Что на Земле быть добру, Быть на Земле рассвету. Песней своей эту мечту Я разнесу по свету. Будет она с ветром лететь, И верю воплотится. И на ладонях птицы И на ладонях птицы Будут свободно петь, (2 раза)


7. Домашнее задание
Написать эссе «Самый добрый человек в моей жизни» (о добрых людях, о доброте)


8. Заключительная минута тишины
А теперь, ребята, расположитесь удобно и вспомните о том, что было на занятии, о чем мы с вами разговаривали. Все любовь, что есть в ваших сердцах, мысленно пошлите своей семье, своим друзьям и близким людям, своим преподавателям и всем людям земли.
Спасибо за работу! До свидания!













15