Статья: ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ СПОРТСМЕНОВ-ЛЫЖНИКОВ (ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ, СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ И ПОСТСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ)

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ СПОРТСМЕНОВ-ЛЫЖНИКОВ (ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ, СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ И ПОСТСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ)

Изучение тревожности спортсмена является немаловажной характеристикой личности, так как тревожность как черта личности характеризует имеющуюся в каждом из нас тенденцию, склонность испытывать опасения, страх в различных ситуациях. В стрессовых условиях спортивных соревнований нередко можно увидеть спортсмена, который либо «подавлен», либо из-за всевозможных опасений не может, достаточно эффектно действовать из-за страха, боязни.
Таким образом, в соревновательном процессе тревожность как черта личности может оказывать отрицательное влияние.
В связи с вышеизложенным нами была изучена тревожность спортсменов-лыжников в предсоревновательный, соревновательный и постсоревновательный период. В исследовании использовались два вида эксперимента: а) констатирующий эксперимент – определение уровня развития тревожности в различных группах испытуемых (первичные данные) проводилось на выездных соревнованиях «Кросс лыжников – 2011» в городе Сосновка Кировской области; б) формирующий эксперимент направлен на организацию и проведение следующих видов работы: беседы тренера со спортсменами, консультацию с психологом (соревнования по лыжным гонкам в г.Вятские Поляны в 2012 году).
В тестировании участвовало 20 спортсменов учебно-тренировочной группы в возрасте 10-17 лет. Из них: 3 человека – младшего, 12 – подросткового и 5 спортсменов – старшего школьного возраста. Испытуемые были разбиты на 3 возрастные подгруппы. Каждому испытуемому предлагалось ответить на вопросы теста (Ч. Спилбергер).
Методы исследования:
Анализ научно-методической литературы.
Констатирующий, формирующий эксперимент: самооценочное анкетирование.
Методы математической обработки данных.
Рассмотрим результаты исследования тревожности по возрастным группам.
Табл. 1
Уровни тревожного состояния спортсменов младшего школьного возраста (констатирующий и формирующий эксперимент)
Констатирующий эксперимент
в %
Формирующий эксперимент
в %

Предсоревновательное сост.
высокий уровень тревожности
средний уровень тревожности
низкий уровень тревожности
Соревновательное состояние
высокий уровень тревожности
средний уровень тревожности низкий уровень тревожности Постсоревновательное сост.
высокий уровень тревожности
средний уровень тревожности низкий уровень тревожности


-
100
-

67
33
-

67
33
-

Предсоревновательное сост.
высокий уровень тревожности
средний уровень тревожности
низкий уровень тревожности
Соревновательное состояние
высокий уровень тревожности средний уровень тревожности низкий уровень тревожности
Постсоревновательное сост.
высокий уровень тревожности средний уровень тревожности
низкий уровень тревожности

-
100
-

67
33
-

-
100
-

Данные табл. 1 свидетельствуют о том, что в соревновательном, постсоревновательном периоде высокий уровень тревожности школьников снизился с 67% до 0%. Предполагаем, это положительное влияние формирующего эксперимента на состояние спортсменов-лыжников младшего школьного возраста.
Табл. 2
Уровни тревожного состояния спортсменов подросткового возраста
(констатирующий и формирующий эксперимент)

Констатирующий эксперимент
в %
Формирующий эксперимент
в %

Предсоревновательное сост.
высокий уровень тревожности
средний уровень тревожности
низкий уровень тревожности
Соревновательное состояние
высокий уровень тревожности
средний уровень тревожности низкий уровень тревожности Постсоревновательное сост.
высокий уровень тревожности
средний уровень тревожности низкий уровень тревожности

84
8
8

67
25
8

67
25
·
8
Предсоревновательное состояние
высокий уровень тревожности
средний уровень тревожности
низкий уровень тревожности
Соревновательное состояние
высокий уровень тревожности средний уровень тревожности низкий уровень тревожности
Постсоревновательное состояние
высокий уровень тревожности средний уровень тревожности
низкий уровень тревожности

50
50
-

67
33
-

25
75
-

Результаты табл. 2 отражают, что во всех трех состояниях формирующего эксперимента отмечено снижение высокого уровня тревожности. Как и в группе младшего школьного возраста отмечается положительное влияние данного эксперимента.
Табл. 3
Уровни тревожного состояния спортсменов старшего возраста
(констатирующий и формирующий эксперимент)
Констатирующий эксперимент
в %
Формирующий эксперимент
в %

Предсоревновательное сост.
высокий уровень тревожности
средний уровень тревожности
низкий уровень тревожности
Соревновательное состояние
высокий уровень тревожности
средний уровень тревожности низкий уровень тревожности Постсоревновательное сост.
высокий уровень тревожности
средний уровень тревожности низкий уровень тревожности

-
80
20

20
80
8

-
100
0
Предсоревновательное состояние
высокий уровень тревожности
средний уровень тревожности
низкий уровень тревожности
Соревновательное состояние
высокий уровень тревожности средний уровень тревожности низкий уровень тревожности
Постсоревновательное сост.
высокий уровень тревожности средний уровень тревожности
низкий уровень тревожности

40
40
20

40
40
20

20
60
20

Данные табл. 3 показывают незначительное снижение тревожности спортсменов после формирующего эксперимента. Предполагаем проявление в формирующем эксперименте двух причин: ответственный старт и необходимость планирования новых форм эксперимента для детей данной возрастной группы.
Изучив уровни тревожности спортсменов после констатирующего эксперимента нами была проведена психолого-педагогическая работа с тренерами и их воспитанниками, которая включает индивидуальный подход к каждому спортсмену в предсоревновательный, соревновательный и постсоревновательный период. В учебно-тренировочный процесс спортсменов были для анализа включены ситуации и события, которые моделируют социальный и психологический стресс, связанный с предстоящими соревнованиями.
На основе исследования были сформулированы рекомендации тренерам:
Тренер должен уметь распознавать признаки тревожности спортсменов. Эти данные могут быть более точными и объективными, если использовать стандартизированные тесты для исследования тревожности.
Наличие тревожности спортсменов во всех периодах требует проведения психолого-педагогической работы с ними: выявить причины их страхов, провести беседу со спортсменами и родителями.
Тренер должен готовить спортивную группу к управлению соревновательным стрессом и преодолению тревожности. Эта подготовка может осуществляться заблаговременно. Например, путем ориентации всей группы на предстоящий стресс с постепенным введением тщательно подобранных стрессоров, аналогичных тем, которые могут возникнуть непосредственно на соревнованиях.
Необходимо организовывать и проводить групповые тренинги направленные на снижение тревожности и страха.








13PAGE 15


13PAGE 14115




15