Урок литературного чтения в 3 классе К.Г Паустовский «Кот-ворюга».

Аннотационная карта
Номинация фестиваля конкурса
Актуальные вопросы обновления содержания и технологии преподавания учебных предметов в условиях перехода на ФГОС.

ФИО участника фестиваля-конкурса: педагогических идей: «Калейдоскоп профессиональных находок».
Каменских Светлана Анатольевна

Должность
Учитель начальных классов

Наименование ОУ
МБОУ «СОШ № 27»

Краткая аннотация материала
Урок литературного чтения, 3 класс, тема «Кот-ворюга» К.Г. Паустовский


Тема: К.Г. Паустовский «Кот-ворюга»
Цель: воспитание доброты посредством анализирования произведения К.Г.Паустовского «Кот Ворюга»
Задачи:
Продолжить знакомство с рассказом К.Г.Паустовского «Кот Ворюга», работать над образом литературного героя;
относиться внимательно к художественному слову;
развивать умение высказывать свое отношение к прочитанному и аргументировано доказывать.
Оборудование: учебник В.Ю.Свиридова Литературное чтение 3 класс

Ход урока
Этапы урока
Содержание
Формирование УУД


Деятельность учителя
Деятельность учащихся


Организационный момент
-Начнем наш урок. Я уверена, что постараетесь быть активными и организованными учениками.

Личностные:
Проверка готовности

Проверка домашнего задания
-Сейчас вы повернетесь к своему соседу по парте и будете по очереди пересказывать произведение «Лягушка – путешественница». После вы каждый поставите друг другу оценки.
Слушают учителя. После рассказываю соседу по парте краткий пересказ произведения и оценивают друг друга.
Регулятивные:
Пересказ
Коммуникативные:
Взаимодействии друг с другом
Умение слушать других


Актуализация знаний
-Сегодня мы с вами познакомимся с произведением К.Г. Паустовского «Кот Ворюга»
Слушают учителя.
Личностные:
Сформировать интерес у к учению

Открытие нового знания
-Прежде чем мы с вами будем анализировать произведение мне бы хотелось рассказать вам о Константине Георгиевиче Паустовском. Он родился (19 (31) мая 1892, в Москве. Кроме него, в семье было ещё трое детей два брата и сестра. Отец писателя был железнодорожным служащим, и семья часто переезжала с места на место: после Москвы они жили в Пскове, Вильно, Киеве. В 1911, в последнем классе гимназии, Костя Паустовский написал свой первый рассказ, и он был напечатан в киевском литературном журнале «Огни».
Константин Георгиевич переменил много профессий: он был вожатым и кондуктором московского трамвая, рабочим на металлургических заводах, рыбаком, санитаром в армии во время Первой мировой войны, служащим, преподавателем русской литературы, журналистом. Перу Паустовского принадлежат цикл рассказов для детей и несколько сказок. Они учат любить родную природу, быть наблюдательным, видеть в обычном необычное и уметь фантазировать, быть добрым, честным, способным признать и самому исправить свою вину. Эти важные человеческие качества так необходимы в жизни. Он писал то, что видел, о тех за кем наблюдал, и конечно же о тех кого искренне любил.

-Ребята, а какие вы читали произведения Константина Паустовского?

-А вам понравилось произведение, которое вы прочитали дома «Кот Ворюга»? Какого жанра это произведение? Докажите.

- Чем понравилось? Какое настроение вызывает?

-Какие выражения подчёркивают комичность происходящего?

- Какие проделки совершал кот? Найдите и зачитайте.

- Чтобы выяснить, почему у кота были такие повадки, составим портрет главного героя.
- Что входит в понятие «портрет»?


Слушают учителя.




































































Ответы учеников







Ответы учеников






Ответы учеников



Читают вслух









Ответы ребят.
Изображение внешности героя, характера и авторская оценка.
Познавательные:
Краткое напоминание биографии К.Г. Паустовского.




























































Личностные:
высказывают свое мнение о произведении, понравилось оно или нет







Регулятивные:
выделяет ориентиры в учебном материале







Исследова -
тельская работа
Даётся работа на 3 группы (по рядам)




1 ряд: Найдите в тексте описание внешнего вида кота-ворюги. Почему он так выглядит? Какие чувства вызывает у вас это животное?




2 ряд: Найдите в тексте описание действий и поступков главного героя. Почему он совершает их? Какие чувства у вас вызывают его поступки?






3 ряд: Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа.
Почему автор называет кота ворюгой, а не вором или воришкой?
-Ребята, а, что значит беспризорник, бродяга, ворюга?


Работают самостоятельно, затем работа проверяется.


Рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно-рыжий, с белыми подпалинами на животе.


Обворовывал, ловко прятался, воровал все, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.

Кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга, ворюга, бандитские проделки, босяцкие выходки, беспризорник.

Кота назвали ворюгой, т.к. он обворовывал каждую ночь, с ним никто не мог справиться.
Регулятивные:
Работа с текстом
Коммуникативная:
Работа в группах
Личностные:
эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам героя
умение оценивать поступки героев

Физкультминутка
-Если вы согласны с утверждением, встаньте и поднимите руки вверх. Если не согласны с утверждением, то присядьте за парту.
- У него бесшумная походка.
- Прекрасный нюх.
- Умывается собственной лапой.
- Хорошо видит в темноте.
- Называют другом человека.
- Любит гулять сам по себе.
- Дружит с собаками.
Ученики выполняют движения
Регулятивные:
Умение переключаться из игровой деятельности в учебную.


Творческая работа
- Встречались ли вам в жизни подобные истории?
- Как вы поступали в таких случаях?
-А как вы думаете сами правильно ли вы поступали?

Ответы учеников
Познавательные:
Использование жизненного опыта

Итог урока
-Что решили люди о том, как поступить с котом.
- Как изменились повадки кота? Каким он стал? Почему он стал таким?
- Кто и как помог в этом коту?

- Подходит ли эта пословица к этому тексту:
Добро всегда добром возвращается.
- Какова главная мысль этого произведения?
- Написав это произведение, Паустовский хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь:
Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота.

-Ребята, а как вы думаете, вы думаете, в наше время есть проблема доброты и милосердия?
-Кто виноват в том, что животные живут на улицах?
-А можно как-то помочь бездомным животным?


-Итак, что сегодня мы с вами изучили?
-Какое произведение анализировали?
Выставление оценок за урок.
Ответы учеников
































Ответы учеников




Собирать еду, ненужные вещи для приютов.

Ответы учащихся.
Регулятивные:
Обобщить изученный материал





















Личностные:
Оценивание жизненной ситуации


Домашнее задание
Прочитать произведение И.М.Пивоварова «Плохие сны» и В.В. Голявкина «Был не крайний случай» стр.79-81
Записывают в дневниках


Рефлексия
Продолжите фразу: Сегодня на уроке
Было интересно..
Я понял, что ..
Мне захотелось
Урок дал мне для жизни ..
Трудно было ..
Я почувствовал
Я научился
Я смог

Ответы учеников
Личностные:
Оценивание собственной работы на уроке


15