Самоанализ к уроку литературного чтения на тему К. Г. Паустовский Кот-ворюга


Самоанализ урока литературного чтения
в 3 классе
Подготовила:
учитель начальных классов
МКОУ «Васильевская СОШ»
Козлова Татьяна Александровна
2016 год
Данный урок является третьим уроком литературного чтения по изучению творчества К.Г.Паустовского.
Тема:К.Г. Паустовский «Кот – ворюга».
Тип: урок открытия новых знаний.
Цель:создать условия для эффективной работы над произведением К. Паустовского: восприятия, осмысления и  первичного закрепления. Достижение данной цели предполагает решение
1) образовательных задач:
·  развитие потребности читать текст через освоение приемов чтения, техник понимания произведения;
·  развитие способности творческого «видения» смысла художественного текста;
·  открытие и освоение учениками позиций читателя и автора;
·  формирование читательских умений (определять жанр, тему и идею произведения);
. формирование в сознании читателя эмоционально-ценностных и образно-понятийных, смысловых установок для постижения сущности изучаемого предмета;
2) развивающих задач:
·  развитие «чувства художественного слова», литературного вкуса;
·  развитиетворческих и коммуникативных способностей;
·  развитие речи, обогащение словарного запаса;
3) воспитательных задач:
·  воспитаниекультуры общения через анализ содержания художественного произведения, эстетического отношения к книге.
Решение данных задач соответствует требованиям программы ФГОС по литературному чтению  для 3 класса начальной школы.
Занятие направлено на формирование универсальныхучебных действий:
личностные – учебная мотивация, умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, метапредметные:познавательные - произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно), поиск и выделение необходимой информации, понимание авторской позиции, умение делать выводы; коммуникативные – развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и доказывать свою точку зрения, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, взаимодействие, обмен информацией; регулятивные – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, целеполагание, самоконтроль, самооценка, умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; 
    
Структура занятия включала следующие этапы: организационный, актуализации знаний, первичного усвоения и закрепления, рефлексия, полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока и направлена насоздание условий для эффективной работы над произведением К. Паустовского. Содержание занятия, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах,  индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников,  применение словесных, визуальных методов, работа с учебником и рабочей тетрадьюспособствовали достижению целей,  стимулировали познавательные интересы учащихся. Система вопросов по сюжетной линии произведения подобрана с опорой на субъективный опыт учащихся, связь с жизнью. Этапы работы над произведением выдержаны, логически взаимосвязаны между собой.
Организационный этап ориентирован на создание ситуации успеха, осознанного вхождения учащихся в пространство учебной деятельности на уроке,выработку положительной мотивации к учебной деятельности.
На этапе актуализации знаний прием установления соответствия и осмысления «что я знаю» и «что мне предстоит узнать» способствовал возможности самостоятельного определения учащимися темы урока и принятия учебной задачи.
Работа обучающихся на этапе первичного усвоения знаний направлена на определение смысловой, эмоциональной направленности текста.Здесьначинается глубокая работа над обогащением словарного запаса, которая прослеживается на протяжении всего занятия в разных формах: словарная работа сопровождалась иллюстрированием для более осмысленного осознания значения слов и направлена на формирование читательской компетентности; литературоведческие виды художественных описаний – портрет, пейзаж раскрывались с опорой на уже имеющиеся школьные знания и межпредметные связи с уроком изо; понятия профессиональные: полицейский, прокурор, адвокат, волонтер– с опорой на жизненный опыт.
Проверка первичноговосприятия текста направлена на актуализацию читательского опыта, выделение героев произведения, составление их характеристик, прогнозирование ответов на вопросы. В ходе групповой работы организовано планирование учебного сотрудничества посредством взаимодействия ученик – учитель, ученик-ученик, ученик-группа. Работа по созданию аналогии, установления связи между котом и домомнаправлена на выделение общих свойств на основе метода рефлексивной самоорганизации.
Физминутка с музыкальным сопровождением как элемент здоровьесберегающей технологии соответствовала теме, возрасту обучающихся и направлена на развитие двигательной активности и смену видов деятельности.
Этап первичного закрепления нацелен на выявление целостного восприятия произведения путем его анализа, возникновение читательской интерпретации. На данном этапе ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера - выражали собственное мнение, доказывали выдвинутую точку зрения, подтверждали свои мысли словами из текста. Включение словесного рисования «Какая она-доброта?»стало эффективным средством речевого развития учащихся, тренировки творческого воображения. В ходе игры «Мини-суд»с помощью использования приемов аргументации, доказательства, ведения дискуссии, умения вступать в диалог, прослеживался яркий переход коммуникативных УУД: обмен информацией, взаимодействие – в   личностные - развитие готовности к сотрудничеству, преобразование содержания обучения в личностно-значимое действие. Предварительно был произведен опрос по личному отношению к главному герою с целью недопущения психологического дискомфорта во время игры, который заключался в несоответствии внутренней позиции ребенка с доставшейся ролью. Каждый вопроскак учебная задача, для решения которой требовалось поисковое и выборочное чтение, что помогало детям тонко подмечать важные детали текста и направлено на совершенствование навыков чтения, развитие читательской зоркости. Уделено внимание развитию эмоциональной сферы -настроение героев, их внутренний мир, отношение автора, словесные зарисовки. Повторное возвращение к вопросу «С какой целью автор написал это произведение?» позволило глубже вникнуть в смысл текста, уловить идею автора.
Рефлексия занятия показала яркое эмоциональное восприятие нового материала. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования, соответствовал жизненному опыту учащихся.
Домашнее задание не вызовет затруднения у учеников,   потому что для вооружения пониманием по его выполнению дана схема-инструктаж с последовательностью вопросов по составлению отзыва. Это пропедевтика для работы над литературным произведением в основной школе.
Занятие направлено на создание комфортной психологической атмосферы, когда каждый ребенок успешен в своем мнении. Включение в занятие оборудования: выставки книг, детских рисунков, аудиозаписей позволило сделать его насыщенным и иллюстративным, способствовало эмоциональному восприятию материала, послужило инструментом для построения визуального ряда воспринимаемого, формирования целостного представления о теме добра и милосердия. Считаю, что выбранные элементы технологий: исследовательская, развития критического мышления, информационно-коммуникативная, развивающего обучения, здоровьесберегающая были эффективными. Занятие достигло целей. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны.
С моей стороны были соблюдены нормы педагогической этики и такта.