Урок литературного чтения на тему К. Г. Паустовский Кот-ворюга


Урок литературного чтения
в 3 классе
Подготовила:
учитель начальных классов
МКОУ «Васильевская СОШ»
Козлова Татьяна Александровна
2016 год
Тема урока: К.Г. Паустовский «Кот – ворюга».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: создать условия для эффективной работы над произведением К. Паустовского: восприятия, осмысления и  первичного закрепления.
Достижение данной цели предполагает решение
1) образовательных задач:
·  развитие потребности читать текст через освоение приемов чтения,  техник понимания произведения;
·  развитие способности творческого «видения» смысла художественного текста;
·  открытие и освоение учениками позиций читателя и автора;
·  формирование читательских умений (определять жанр, тему и идею произведения);
. формирование в сознании читателя эстетических (эмоционально-ценностных) и образно-понятийных, смысловых установок для постижения сущности изучаемого предмета;
2) развивающих задач:
·  развитие «чувства художественного слова», литературного вкуса;
·  развитие творческих и коммуникативных способностей;
·  развитие речи, обогащение словарного запаса;
3) воспитательных задач:
·  формирование культуры творческого восприятия литературного произведения;
·  воспитаниекультуры общения через анализ содержания художественного произведения, эстетического отношения к книге.
Формируемые универсально-учебные действия/планируемые результаты/:
познавательные - произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно), поиск и выделение необходимой информации, понимание авторской позиции, умение делать выводы; коммуникативные – развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и доказывать свою точку зрения, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, взаимодействие, обмен информацией; регулятивные – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, целеполагание, самоконтроль, самооценка, умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; личностные – учебная мотивация, умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Оборудование:
компьютерная презентация
выставка книг
детские рисунки
аудиозаписи «Мир похож на цветной луг», «Доброта», «Песня о доброте»
листы с названиями героев для работы в группах
схема-инструктаж по выполнению домашнего задания
солнышки-подарки
Ход урока
Мотивационный этап.
(слайд радость)
Ребята, я рада приветствовать вас. Надеюсь, что занятие принесёт нам радость взаимного общения.
Актуализация знаний.

- Внимательно прочтите слова в столбиках.
-Установите соответствие между словами первого и второго столбика.
-Исключите уже изученные произведения.
-Сформулируйте тему урока.
(Слайд тема) Поскольку наше занятие длится 30 минут, то на дом вы получили задание самостоятельно познакомиться с текстом данного произведения, после первичного знакомства ответить на вопрос: С какой целью Паустовский написал это произведение? И нарисовать рисунок с главным героем. Позже мы вернемся к этому заданию.
- Что вы узнали об авторе?
(слайд портрет)
Чтобы найти себя, сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Паустовский много путешествовал, бывал в разных странах.
Творческая деятельность была многообразна: он – автор романов, повестей, рассказов, он – очеркист, драматург, публицист и критик. Книги писателя яркие, романтичные, читаются охотно, легко, с увлечением. Советую вам их прочитать.
(Слайд книги)
Первичное усвоение новых знаний.
(слайд название)
Сейчас мы будем работать над текстом и в итоге еще раз ответим на вопрос, заданный вам на дом, и попробуем сравнить, повлияет ли анализ произведения на ваш ответ, который вы написали дома, изменится ли ваше мнение.
- В каком жанре написано произведение? (рассказ)
- Обратитесь к названию рассказа. Почему он так называется? О чем говорит такая деталь, как суффикс в существительном (несет негативную, отрицательную эмоциональную оценку героя. Ворюга –так говорят презрительно о том, кто совершает кражи).
- Что воровал кот? Прочитайте.
-От чьего имени ведется рассказ?
Он написан от лица рассказчика, горожанина, приехавшего в одиночку в лесную деревушку.
(На экране – лесная деревушка)
- С каких слов начинается рассказ? Прочитайте.
-А что значит- отчаяние?
(слайд словарная работа)
Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.
- Отчего люди пришли в отчаяние? Как об этом сказано в тексте?
В тексте встретился ряд других малознакомых слов. Давайте задумаемся над их значением.
Лaз - узкий проход, пролaз.
Леску (лескa) - длинную нить с крючком.
Плотицу (плотвa) - небольшую рыбу.
Подпaлинaми (подпaлины) - пятнaми.
Кукaн - бечёвкa или тонкaя проволокa, нa которую нaсaживaют поймaнную рыбу.
4. Первичная проверка понимания
Назовите героев рассказа.
(Автор, Кот-ворюга, Рувим, Ленька, Петух и куры)
(слайд)
Дайте каждому из них краткую характеристику. Вытаскивают по жребию, делятся на группы (1 группа готовит рассказ об авторе, 2-я-о коте-ворюге, 3-я-о Рувиме, 4-я- о Леньке, 5-я– о петухе и курах.)
Автор К.Г. Паустовский – писатель. Его любимое занятие-рыбалка. Он очень внимательный: точно передает и описывает всё, что происходит. Автор – добрый человек. Они накормили, пожалели и простили кота.
Кот-ворюга – главный герой рассказа. В начале рассказа он характеризуется как надоевший всем наглый, грязный кот-бродяга и бандит. В конце рассказа кот перестал воровать, стал хозяином и сторожем дома и сада.
Рувим – друг автора произведения. Они вместе рыбачили. Однажды на голову Рувима кот уронил колбасу. Они вместе охотились на кота. Рувим наверное был умным, может быть неуверенным мальчиком, потому что он всё время думал. Например: задумчиво спросил: «Что же нам с ним делать?»,«…Рувим утверждал, что это не совсем удобно…
Дополнительно: Рувим Исаевич Фраерман – писатель и друг Паустовского. Вместе с ним они бродили по лесам и лугам, рыбачили,встречались с местными жителями
Ленька - сын деревенского сапожника. Он славился бесстрашием и ловкостью. Ему поручили вытащить из-под дома кота. Ленька был очень сильным и рассудительным. Он предложил накормить кота.
Куры были жадные. Они объелись червей лежали на солнце и стонали. Они воровали еду у хозяев, пока кот не проучил их. Петух-дурак по имени «Горлач» был предводителем кур. Он так испугался кота, что лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал.
- Вспомните, что такое портрет в художественном произведении
( Изображение внешности героя)
- Нарисуйте словесный портрет кота таким, каким вы его себе представили.
- Найдите детали портрета, описанные в тексте.
- Вспомните, что такое пейзаж в художественном произведении (изображение местности, природы).
- Какая пейзажная зарисовка дана в тексте? Попробуйте ответить, с какой целью в рассказе появляется описание дома? Есть связь между домом и котом? Ваши мысли.
(слайд дом и кот)
* никому не нужный, одинокий кот – заброшенный дом
*о коте вспоминали лишь тогда, когда он «досаждал», а о доме – когда нужно было лишь переночевать
* кот на безразличие к себе отвечал воровством и разбоем, а дом – дом шумел. 
Прочтите описание пейзажа, когда шли к озеру. «душистые высокие травы», озеро, желтая цветочная пыльца. Это мир вокруг рыжего кота, мир солнечный и яркий.
(слайд)
Глядя на эту красивую картину, прямо хочется петь. Давайте отдохнём
 
IV. Физкультминутка (песня)
Мир похож на цветной луг,
Если рядом с тобой друг.
Друга взять не забудь в путь,
Другом верным всегда будь.
У нас с вами хорошее настроение, поэтому мы любуемся красотой. А кот? Такой прием автора -контраста, противопоставления помогает понять глубину одиночества главного героя, безысходности.
Первичное закрепление.
(слайд иллюстрации из рассказа)
Что стало решающим в поведении кота?
Как названы действия кота в тексте? Прочтите.
Какое решение было принято? Обратитесь к тексту. (Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки).
Удалось ли осуществить задуманное?  - Чего ожидал кот за свои проделки? (наказания)
Как об этом сказано в тексте? (Кот зажмурил глаза и прижал уши. Хвост он на всякий случай подобрал под себя.)
Как с ним решили поступить?
Почему Ленька решил, что коту не поможет наказание? Как об этом пишет автор? (У него характер такой с детства.)
Дома вы нарисовали главного героя, таким, каким вы его увидели в произведении. У на получилась целая портретная галерея, где изображен кот в разные моменты. Посмотрите, одни ребята нашли хорошее в главном герое, другие выделили отрицательные его качества.
Давайте поставим проблемный вопрос, который поможет нам понять, какой кот на самом деле.
Игра «Мини-суд» Работа в группах
Кто считает, что кот ворюга, поднимите руки!
Кто считает, что это несчастный кот?
Хорошо, ребята, я увидела ваше мнение. А сейчас предлагаю вам представить, что мы в суде. Кот- обвиняемый.
Может, ваша точка зрения не совпадает с той, какую бы сторону вы хотели поддерживать, но вы просто будете выполнять свою роль.
1 группа, обвинители(государственный обвинитель – прокурор).
2 группа, защитники(Адвокат - сторона защиты).
3 группа – присяжные заседатели, которым предстоит вынести приговор.
(слайд)
Приведите аргументы из произведения.
Вывод: Однозначного ответа нет, каждый из вас по-своему прав. Какое же решение мы вынесем коту: обвинить или оправдать?
Конечно, оправдать. Кот был никому не нужен и вел себя так от безысходности и одиночества. И воровал он не из-за хулиганского характера, а был вынужден сам добывать себе пищу. И если сначала мы осуждали рыжего кота за его действия, то сейчас осуждение уступает место жалости и сочувствию.
- Можем ли мы сказать, что люди сыграли роль в преображении кота?
6. Рефлексия.
Прочитайте вопрос на с.57 раб.тетр. з.7, запишите ответ.
- Какова же главная мысль рассказа? (слайд главная мысль)
Добро всегда возвращается добром. 
- Как кота назвали в конце? (милиционером)
- Как сейчас называют людей такой профессии? (полицейский)
- Почему так назвали кота? (следил за порядком)
Вспомним внешний вид кота вначале и в конце рассказа.
Почему в тексте не показано как изменился кот внешне?
(Это - неважно. Важно другое – поведение. Теперь он не только сам соблюдает правила поведения, но и требует этого от других. Оставшись котом, он всю силу воли направил на добрые дела)- Написав этот рассказ, Паустовский К.Г. хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую? (Человек в ответе за животных. (Слайд Каждому нужна людская доброта)
Вернемся к вопросу, на который вы ответили дома.  Какой ответ вы дали после первичного самостоятельного знакомства с текстом? Изменилось ли ваше мнение после работы над рассказом?
-Давайте пофантазирум. А какая она –доброта? Попробуйте записать или изобразить, какие возникают ассоциации с этим словом (звучит Песня о доброте)
Несмотря на то, что кошки –домашние животные, в некоторых случаях кошка остаётся бездомной, и человек приходит ей на помощь.
(слайд о бездомных кошках)
- Кто из вас знает, кто такой волонтер?
Волонтер – человек, добровольно занимающийся безвозмездной общественно-полезной деятельностью.
-Какие меры принимают в городах для бездомных животных?
(слайд о приютах)
В помощь бездомным животным проводят благотворительные акции. Для благополучного проживания бездомным животным нужны приюты, питомники. Волонтеры стараются пристроить питомцев в хорошие руки. Цель волонтеров: вылечить, накормить животных, а потом найти им хозяина. Но лучше, чтобы у каждого животного был свой дом. Человек всегда в ответе за тех, кого приручил.
(Слайд высказывание )«В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовется даже на слабый призыв прекрасного» К.Г.Паустовский.– Как эти слова соотносятся с финалом рассказа?
Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось, оттаяло, и произошло чудесное его превращение в совсем другого кота – преданного, благородного, ласкового.
- Как кот вел себя после того, как его накормили?
- Согласны ли вы теперь с названием, которое автор дал этому рассказу? Какие бы вы варианты названия предложили?
Подведем итоги нашего занятия.
(слайд) Продолжите фразу:
Произведение мы ……..изучали
Информацию  из  урока …извлекали
Точку  зрения…             высказывали
 На вопросы ……………, отвечали
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом …………..!   развивали
(Слова-подсказки:  изучали,  отвечали,  извлекали, высказывали, развивали, думали, рассуждали.)
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
написать отзыв на данное произведение.
(слайд)
Я вам всем ставлю отлично и дарю в память о нашем уроке солнышко, которое будет символом добра и радости (на обратной стороне схема отзыва).
Отзыв о прочитанном рассказе
Название произведения         _________________
Жанр произведения                ________________
Время действия                      ________________
Место действия                      ________________
Герои произведения           _________________
Краткое содержание               ________________
Отношение к прочитанному
(слайд)
… Нет большего волшебства на Земле, чем сам человек. Это в его силах сделать грустное – веселым, серое-ярким, злое – добрым. Помни об этом, и твори добро, Человек!
(слайд)
И как призыв пусть для вас звучат слова песни «Доброта».
- Спасибо за плодотворную работу!
Тест-игра «Самый внимательный читатель». (слайд 14 - 15)
- А теперь давайте посмотрим, на сколько внимательны вы были во время чтения, проведём тест-игру «Самый внимательный читатель».
Кот был:
а) серый                  б) белый                в) рыжий
2. Удалось установить, что у кота разорвано ухо:
а) через 2 дня                б) через неделю                в) через 2 недели
3. Хвост у кота был:
а) пушистый                  б) облезлый                в) грязный
4. Чтобы выследить кота потребовалось:
а) месяц                 б) 2 месяца         в) 2 недели
5. Кот полез с колбасой:
а) на дуб                  б) на тополь                 в) на берёзу
Кот свалился с берёзы:
а) как камень                 б) как футбольный мяч                
7. Будил всех:
а) стук яблок                б) стон кота                в) ветер
8. Чтобы заманить кота, Лёнька прицепил:
а) окуня                б) карася                в) плотицу
9. Поесть давали коту:
а) сметану                 б) жареную свинину                в) творожники
10. Кот совершил «благородный и неожиданный» поступок:
а) на следующее утро        б) через день        в) через 2 дня
-Какие пословицы можно подобрать к этому рассказу? (собери рассыпанные пословицы)
Спешите делать добро.
Доброе слово и кошке приятно • Жизнь дана на добрые дела. • Если хочешь иметь друзей, будь другом сам. • Добро помни, а зло забывай. • Когда хочешь себе добра, то никому не делай зла. • Будешь учиться доброму, худое на ум не пойдет • Красив тот, кто красиво поступает . • Доброго чтут, а злого не жалуют.