Конспект урока литературного чтения К. Г. Паустовский Кот Ворюга

Тема: К. Г Паустовский «Кот Ворюга» (1-й урок)
УМК Планета знаний 3 класс.
Цели урока:
1) познакомить с произведением; обучать приёмам работы над художественным произведением так, чтобы видеть детали, «мелочи»; продолжать формирование навыка работы в группах;
2) развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся;
3) воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать, прививать любовь ко всему живому.
Формирование УУД:
Личностные действия: учебно - познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результатов.
- умение выказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции;
-умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией. 
Познавательные действия:
- читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;
- находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться в содержании учебника;
- обобщать и классифицировать учебный материал;
- формулировать несложные выводы;
- осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;
- подбирать слова-определения для характеристики героев;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
- сочинять небольшие тексты на заданную тему.
Регулятивные действия:
- менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;
- принимать алгоритм выполнения учебной задачи;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их;
- участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;
- работать в соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы;
- корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла;
- осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала ;
- оценивать результаты, работы, организовывать самопроверку;
- соотносить внешнюю оценку и самооценку;
- самостоятельно работать с учебником;
- умение работать в группе.
Коммуникативные действия:
- реализовывать потребность в общении со сверстниками;
- проявлять интерес к общению и групповой работе;
- участвовать в выразительном чтении по ролям;
- эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;
- понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников;
- уважать мнение собеседников;
- высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;
- следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности;
- корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;
- ориентироваться в нравственном содержании понятий: доброта, доброе отношение;



Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
1) Подробный пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка»
2) Рабочая тетрадь №2 к учебнику Э. Э. Кац «Литературное чтение» стр. 38 №1 и №3.
2. Постановка цели урока.
У.
Сегодня мы будем читать рассказ уже известного нам автора. Встреча с этим писателем и его произведениями поможет нам стать настоящими читателями: чуткими, внимательными, наблюдательными , любящими.
Мы прочитаем рассказ, проведём диалог с автором, понаблюдаем за особенностями авторской манеры письма у К. Г. Паустовского.
3. Просмотр видеоролика о Паустовском и его творчестве.
- О ком и о чём писал К. Г. Паустовский?
4. Работа с текстом рассказа до чтения.
а) - Прочитайте название рассказа. Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа?
(Кот)
- Как называет его автор?
- Что означает слово ворюга?
Сравните: вор, воришка, ворюга; хитрюга – о ком так говорят?
(Вор - тот, кто крадёт, берёт чужое без разрешения. Ворюга – так говорят презрительно о том, кто совершает кражи.)
- Какой оттенок у этого слова?
(Грубоватый, в слове чувствуется отрицательное отношение автора)
б) Работа с иллюстрацией.
- Какой здесь кот?
- Можно ли предположить, чем любит лакомиться этот кот? Что он таскает?
- Предположите, почему у кота такая напряжённая поза?
в) Чтение ключевых слов.
кот
воровал
попался
накормили
перестал воровать
хозяин и сторож
- Можно ли догадаться по этим словам о содержании рассказа?
- На какие две группы по смыслу можно разделить эти слова?
(Первые четыре слова и два последние).
Предположение: что произойдёт в рассказе?
- Чтобы проверить наши предположения, надо прочитать рассказ.
5. Работа с текстом во время чтения. Достижения понимания уровня содержания.
а) Первый раз дети читают текст про себя по частям. После чтения каждой части про себя следует повторное чтение её вслух с попутным комментарием учителя и беседой.
б) Повторное чтение с комментариями.
1-я часть
1-й абзац
- Мы – это кто? От чьего имени ведётся рассказ?
(Пока неясно, надо читать дальше.)
- Что значит «пришла в отчаяние»?
(То есть в состояние крайней безнадёжности, безысходности)
- Что мы узнали о коте?
- Как удалось установить, как выглядел кот? Предположите.
2-й абзац
- Как относится к коту рассказчик?
(И сердится и в то же время улыбается.)
- Что значит за глаза?
- Здесь слово «ворюга» - кличка или характеристика? Почему?
- вспомните наши предположения о содержании рассказа, о герое? Что подтверждается?
3-й абзац
- Почему же кот получил такую кличку?
4-й абзац
Почему вы улыбаетесь, читая эту строчку?
(Здесь очень хорошо виден стиль Паустовского, его добрый юмор.)
5-й абзац
- Какой ещё был кот? Что мы о нём узнаём?
6-й абзац
- Появляются ещё герои. Кто они? Можно ли уже сказать кто такие «мы»?
- Почему мальчишки примчались, запыхавшись?
(Сравните – «прибежали»)
- Почему кот пронёсся, приседая? Что вы можете предположить?
7-й абзац
- Вспомните наши предположения. Какие из них оправдались?
- Что такое «Прорва»?
(Река)
- Почему она могла получить такое название?
(Очевидно. В ней было много рыбы, целая прорва рыбы.)
8-й абзац
- Почему это весёлая фраза?
(Потому что речь идёт не о человеке, а о коте.)
9-й абзац
- Что значит «вздуть»?
(Сравните – «побить»)
- Почему получается смешным это сочетание слов «вздуть за бандитские проделки»?
(Слова «вздуть» и «проделки» не очень сочетаются со словом «бандитские»)
10-й абзац
- Чем же закончились поиски кота?
11-й абзац
- Какой здесь кот? Какие слова главные в его описании?
«Дикими глазами, грозно выл» - представьте себе эту картину.
12-й абзац
- Как относится автор к коту?
(С юмором)
- Что значит «отчаянный поступок? А ужасающий вой?
(Сравните – ужасный)
- Какое сравнение нашёл автор? Как вы это представляете?
2 часть
в) Вопросы после чтения.
1-й абзац
- О каком доме идёт речь?
- Это красивый дом? Что такое «тесовая крыша»?
2-й абзац
- Каким мы видим рассказчика?
- Как изменился тон его речи?
3-й абзац
- Хорошо ли было рассказчику и его приятелям на Прорве?
- Чем заканчивается этот абзац?
- Что вы скажете о настроении рассказчика?
- Что такое «босяцкие выходки»?
(Босяк – бездомный человек, бродяга.)
- Как нужно прочитать эти 3 абзаца? А последнюю фразу?
Вопросы ко всей 2 части:
- Как вы думаете, почему в рассказе о коте-ворюге автор вводит пейзаж?
(Чтобы показать, как кот отравлял жизнь обитателей дома.
Чтобы увидеть, каким человеком является рассказчик: он умеет видеть красивое в самом простом, говорит об этом с теплотой, у него замечательное чувство юмора)
3 часть
После чтения про себя – чтение вслух абзацами.
Вопросы:
1-2-й абзацы:
- Что такое лаз?
- Как вёл себя кот в ловушке?
3-й абзац
- Почему кот выл и ругался?
4-й абзац
-Кто такой Лёнька?
(Ленька - сын деревенского сапожника.)
- Почему позвали именно его, чтобы вытащить кота?
(Он славился бесстрашием и ловкостью. Ленька был очень сильным и рассудительным.)
5-7-й абзацы:
- Как же удалось поймать кота?
(Сыграли на его слабости.)
- Что такое «мёртвая хватка»?
(Когда нельзя вырваться.)
8-9-й абзацы:
- Как же выглядел кот при ближайшем рассмотрении?
(Как беспризорник)
- Что значит «беспризорник»?
(Тот, кто остался без присмотра, о ком никто не заботится.)
- Удивило ли вас что-то в описании кота?
(Он тощий, невзрачный.)
10-11-й абзацы:
- Кто такой Рувим?
(Рувим Фраерман – писатель, друг К. Г. Паустовского.)
- Что решили сделать с котом?
- Почему послушались совета Лёньки?
12-14-й абзацы:
- Что же произошло с котом после ужина?
- Почему глаза кота были не благодарные, а нахальные?
4 часть
1-й абзац
- Какое важное событие произошло?
- Что значит «прижился»?
(Ему понравилось жить у своих новых хозяев.)
2-4-й абзацы
- Что значит «дрожа от негодования», «с победным криком»?
5-й абзац
- Что случилось с курами?
- Что значит «с отчаянным воплем»?
6-й абзац
- В этом одном предложении автор очень много рассказал о петухе. Что именно?
(Трус, длинноногий дурак.)
- Горлач – что за кличка?
(Значит – горлопан, кричит попусту.)
7-й абзац
- Как вёл себя кот?
8-й абзац
- Почему нам смешно, когда мы читаем про петуха?
- Какую важную особенность Паустовского-писателя мы снова наблюдаем?
9-й абзац
- Как чувствовал себя кот?
(Хозяином, героем)
10-й абзац
- Почему Ворюгу переименовали в Милиционера?
- Подходит ли коту его новая кличка?
6. Повторное обращение к иллюстрации.
- К какой части рассказа эта иллюстрация? Почему?
- Таким вы представляете кота, или другим?
7. Работа по тетради №2 к учебнику Э. Э. Кац «Литературное чтение» стр. 40 №1
Прочитай отрывки из рассказа К. Паустовского.
Подчеркни в тексте слова, которые помогают понять чувства автора. Назови эти чувства.

8. Проблемный вопрос ко всему тексту.
- Как вы думаете, почему кот перестал воровать?
9. Домашнее задание.
1) Подготовить выразительное чтение текста, передать при чтении характер рассказчика и его отношение к коту.
2) Рабочая тетрадь №2 к учебнику Э. Э. Кац «Литературное чтение»
стр. 41 №1
Придумай и запиши весёлую историю из жизни знакомого животного. Может быть, такая история случилась на самом деле.
Стр. 41 №3
Нарисуй иллюстрацию к своему рассказу или к произведению К. Г. Паустовского «Кот Ворюга». Сделай подпись к ней.

Литература.

1. Бунеев Р. Н. , Бунеева Е. В. Методическое пособие «Уроки чтения по книге «В одном счастливом детстве»» 3 класс. Методические рекомендации для учителя. Изд. 2-е. М.: «Баласс», 2004. – Серия «Свободный ум».
2. Кац Э. Э. Обучение в 3 классе по учебнику «Литературное чтение». Методическое пособие. М.: АСТ, «Астрель», 2011.
3. Я иду на урок в начальную школу. Чтение. Часть 2. Книга для учителя. – М6 Издательство «Первое сентября», 2002.

Диск «Видеоуроки. Детям о писателях». Фильм о К. Г. Паустовском.