Разработка открытого урока по предмету Устройство автомобиля на тему Сцепление автомобиля


ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
АЛМАТЫ МЕМЛЕКЕТТІК ЖАҢА ТЕХНОЛОГИЯЛАР КОЛЛЕДЖІ
АЛМАТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Ашық сабақ
Открытый урок
Пәні: «Атомобильдің құрылымы»
Предмет: «Устройство автомобиля»
Сабақтың тақырыбы: «Автомобиль берілісі»
Тема урока: «Сцепление автомобиля»
Дайындаған: Майер А.В.
Келісілді: колледж әдіскері
____________Қалауова А.Қ.
«__»_________2014 ж
«ТОР» ЦӘБ отырысында
(ЦӘБ атауы ) қаралап,мақұлданды
Хаттама №___ «__»_________2014 ж
ЦӘБ төрайымы (төрағасы ) ____________
Алматы – 2014


УТВЕРЖДАЮ
Рассмотрено на заседании ЦМК «ТОР» Зам.директора по УР
« » февраля 2014 года __________Передерий Е.А. Председатель ЦМК _____________ « » февраля 2014

Сабақтың тақырыбы: «Автомобиль берілісі»
Тема урока: «Сцепление автомобиля»
Сабақ жоспары / план урока
Топ/группа:____ТОР-22____
Күні/дата: 15 февраля 2014 года
Сабақтың мақсаты/цели урока:
А)Білімділік/учебная: Формирование знаний о назначении и типах сцепления автомобиля.
Б)Тәрбиелік/воспитательная: Воспитывать самостоятельность у студентов при работе с дидактическим материалом, с лабораторным оборудованием. Воспитывать самосознание и настойчивость в овладении профессией.
В)Дамытушылық/развивающая: Развитие логического мышления. Содействовать формированию коллективизма, аккуратности. Развитие навыков практического применения полученных знаний.
Сабақтың түрі/тип урока; аралас/комбинированный.
Оқытуды жүргізу тәсілі/методы проведения обучения: лебіз/словесный, көрнекі/наглядный, жекелеген тапсырмаларды іздеу/частично-поисковый.
Сабақта қызметті ұйымдастыру түрлері/формы организации деятельности на уроке: жалпы/фронтальная, топтық/групповая.
Дидактикалық материал/дидактический материал: слайды презентации Power Point, раздаточный материал, учебные фильмы по данной теме.
Әдебиет /литература: Тур Е.Я., Серебряков К.Б., Жолобов А.А. Устройство автомобилей, Машиностроение, 1990 г
Стуканов В.А., Леонтьев К.Н. «Устройство автомобилей», учебное пособие. М.: ИД «ФОРУМ», 2010. – 496 с. (Профессиональное образование).
Межпредметные связи: Техническая механика, технология металлов, черчение.
Сабақтың жүрісі/ход урока:
1.Ұйымдастыру сәті/организационный момент (жұмыс орнын ұйымдастыру/организация рабочего места, сабаққа кемегендерді айқындау/выявление отсутствующих) - 3 мин
2.Сабақтың міндеті мен мақсаты хабарлау/сообщение целей и задач урока - 2 мин
Здравствуйте ребята, сегодня тема нашего урока «Сцепление автомобиля». Полученные сегодня знания и навыки вы будете применять на практике в жизни. Поэтому я рассчитываю на вашу помощь, заинтересованность. Надеюсь, что сегодня вы узнаете много нового и полезного. Запишите в тетради дату и тему занятия.(1 Слайд)
3.Өткен материалды қайталау/повторение пройденного материала:
- білімді тексеру /проверка знаний-10-15 мин.
Фронтальный опрос:
Прежде чем мы будем говорить о Сцеплении автомобиля, давайте вспомним прошлую тему занятия: «Трансмиссия автомобиля и агрегаты трансмиссии».
Вопрос: Назначение трансмиссии автомобиля?
Ответ: Трансмиссия автомобиля предназначена для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам автомобиля. Подведенный к колесам крутящий момент создает силу тяги, обеспечивающую движение автомобиля в результате взаимодействия колес с дорогой.
Вопрос: Какие силы затрачиваются на преодоление сил сопротивления движению?
Ответ: На преодоление сил сопротивления движению влияют силы сопротивления качению колес, силы сопротивления подъему, силы сопротивления воздуху и силы сопротивления разгону.
Вопрос: Передаточное число трансмиссии?
Ответ: Передаточным числом трансмиссии является отношение частоты вращения коленчатого вала двигателя и частоты вращения ведущих колес, без учета потерь энергии в трансмиссии.
Вопрос: Типы схем трансмиссии?
Ответ: Если крутящий момент подводится к передним или задним колесам, то схема трансмиссии называется мостовой, а автомобиль – переднеприводным или заднеприводным. Если привод осуществляется на все колеса автомобиля, то автомобиль называют полноприводным.
Вопрос: Перечислить типы трансмиссий по характеру связи между двигателем и ведущими колесами?
Ответ: По характеру связи между двигателем и ведущими колесами трансмиссии разделяют на: механические, электрические, гидромеханические и электромеханические.
Вопрос: Какие элементы входят в состав ступенчатой механической трансмиссии?
Ответ: Основными элементами механической трансмиссии автомобиля являются: сцепление, коробка передач, раздаточная коробка, карданная передача, главная передача, дифференциал и валы ведущих мостов (полуоси).
Вопрос:
4.Жаңа материалды мазмұндау/изложение нового материала: - 25 мин
Назначение сцепления:
Сцепление - является первым устройством трансмиссии и предназначено для передачи крутящего момента от маховика коленчатого вала двигателя к первичному валу коробки передач. При этом сцепление позволяет водителю кратковременно прерывать передачу крутящего момента, как бы отделять двигатель от трансмиссии, а затем и плавно их соединять.
Рассмотрим из чего состоит устройство сцепления автомобиля и какие виды сцеплений устанавливаются на автомобилях.
1 - картер сцепления; 2 - кожух сцепления: 3 - пружины; 4 - нажимной диск; 5 - нажимной подшипник; 6 - шестерня коробки передач; 7 - отжимные рычаги; 8 - картер коробки передач; 9 - вилка выключения сцепления; 10 - маховик двигателя; 11 - первичный вал коробки передач.
Типы сцеплений
По характеру работы различают постоянно замкнутые или постоянно разомкнутые сцепления. Большинство сцеплений постоянно замкнутые, т.е. постоянно включенные.
Постоянно замкнутым называется такое сцепление, в котором ведущие и ведомые диски постоянно находятся во включенном (прижатом, замкнутом) состоянии. Его выключают (разъединяют ведущие и ведомые диски) только на время включения или переключения передач, при остановках. В устройство такого сцепления входит механизм и привод выключения механизма сцепления, который может быть механическим, гидравлическим, пневматическим и комбинированным.
654050137160
Схема фрикционной муфты сцепления
Муфта сцепления имеет три основные части: ведущую, ведомую и механизм управления. На рисунке 1 показана упрощенная схема муфты сцепления. Ведущая часть — маховик 1 двигателя, кожух 5 и нажимной диск 4; ведомая — диск 2 с фрикционными накладками 3 и вал 8, соединенные между собой шлицевой ступицей.
Рис. 1 — Схема фрикционной муфты сцепления:
1 — маховик; 2 — ведомый диск; 3 — фрикционные накладки; 4 — нажимной диск; 5 — кожух муфты сцепления; 6 — пружина; 7 — педаль; 8 — вал.
Принцип действия такой муфты сцепления заключается в следующем.
Под действием пружин 6 ведомый диск зажат между поверхностями маховика и нажимного диска. Вследствие трения они вращаются как одно целое и передают крутящий момент от коленчатого вала двигателя валу 8 трансмиссии.
Для выключения муфты сцепления нажимают педаль 7. При этом нажимной диск, преодолевая усилия пружин, перемещается вправо и освобождает ведомый диск. Передача вращения на ведомый вал 8. прекращается.
По характеру связи между ведущими и ведомыми элементами различают: фрикционные сцепления, передающие крутящий момент во включенном состоянии за счет сил трения; гидравлические (гидромуфты), в которых используется кинетическая энергия жидкости; электромагнитные, работающие на основе магнитного взаимодействия ведущих и ведомых элементов.
По числу ведомых дисков фрикционные сцепления могут быть однодисковыми, двухдисковыми или многодисковыми (с числом ведомых дисков три и более).
Схема однодискового сцепления корпус;
тангенциальная пружина;
опорный подшипник;
коленчатый вал;
демпферная пружина;
ведомый диск;
нажимной диск;
маховик;
корзина сцепления;
кольцо;
распорный болт;
диафрагменная пружина;
выжимной подшипник;
направляющая;
первичный вал коробки передач;
вилка выключения сцепления;
рабочий цилиндр
Схема двухдискового сцепления крышка корпуса
двухмассовый маховикприводная пластина
ведомый диск 2 с демпферными пружинами
проставкаведомый диск 1
нажимной диск
сенсорная пружина
регулировочное кольцо
диафрагменная пружина
По состоянию поверхностей трения различают сухое сцепление, у которого для создания сил трения используется сухое трение между ведущими и ведомыми дисками, и мокрое сцепление, когда для создания сил трения используются ведущие и ведомые диски работающие в жидкости.
Сцепление постоянно замкнутого типа, однодисковое, сухое

Мокрое сцепление

По способу создания нажимного усилия различают:
центробежные сцепления, в которых прижатие ведущих и ведомых дисков осуществляется за счет центробежных сил;
сцепления с центральной пружиной, в которой прижатие ведущих и ведомых дисков осуществляется одной или несколькими винтовыми пружинами, расположенными концентрично относительно оси вращения сцепления;

сцепления с мембранной пружиной, в которой прижатие ведомых и ведущих дисков осуществляется посредством тарельчатой пружины специальной формы;


сцепления с переферийными пружинами, в которых прижатие ведомых и ведущих дисков осуществляется посредством цилиндрических пружин, расположенных по переферии.

По типу привода различают сцепления с механическим и гидравлическим приводами.
Механический привод содержит только механические элементы.

В гидравлическом приводе усилие передается с помощью гидравлической системы.

По наличию и типу усилителя привода различают сцепления с пружинным усилителем (сервопружиной); с пневматическим усилителем, работающим с использованием энергии сжатого воздуха; с вакуумным усилителем, работающим с использованием энергии разрежения, возникающего во впускном трубопроводе двигателя; с гидравлическим усилителем, работающим с использованием энергии жидкости, находящейся под давлением.
Фрикционное сцепление
1 — картер сцепления;2 — маховик;3 — фрикционные накладки ведомого диска;4 — нажимной диск;5 — опорные кольца;6 — диафрагменная пружина;7 — подшипник выключения сцепления;
8 — первичный вал коробки передач;
9 — поролоновые кольца;10 — муфта выключения;11 — шаровая опора вилки;12 — кожух;13 — вилка;14 — шток рабочего цилиндра;15 — соединительная пластина;16 — рабочий цилиндр;17 — штуцер прокачки;18 — демпферная пружина;19 — ступица ведомого диска
Сцепление устанавливается на маховике и состоит из следующих элементов: ведущие детали, ведомые детали, нажимной механизм, механизм выключения.
К ведущим деталям относятся те детали, которые воспринимают крутящий момент от маховика и передают его на ведомые детали. Это маховик, кожух сцепления и нажимной диск.
К ведомым деталям относятся нажимные диски, воспринимающие крутящий момент от ведущих деталей и передающие его на первичный вал коробки передач.
Нажимным механизмом является нажимная пружина.
К механизму выключения сцепления относятся рычаги выключения сцепления и вилки рычагов.


Основные неисправности сцепления
Сцепление «ведет» (выключается не полностью) из-за большого свободного хода педали сцепления, перекоса нажимного подшипника, коробления ведомого диска или поломки пружин. Для устранения неисправности следует отрегулировать свободный ход педали, удалить воздух из гидропривода, заменить неработоспособные диски и пружины. Сцепление «пробуксовывает» (включается не полностью) из-за малого свободного хода педали, замасливания или износа фрикционных накладок ведомого диска, поломки пружин. Для устранения неисправности необходимо отрегулировать свободный ход педали, промыть или поменять диски, пружины.
Сцепление включается резко вследствие заеданий в механизме привода, задирах на рабочих поверхностях дисков, маховика и разрушения фрикционных накладок ведомого диска. Для устранения неисправности следует заменить неисправные узлы привода, устранить задиры на поверхностях дисков, заменить ведомый диск.
5.Жаңа материалды бекіту/закрепление нового материала) просмотр учебного фильма «Сцепление автомобиля» - 20 мин
После просмотра:
Ребята! Мы просмотрели учебный фильм по теме: «Движение по железнодорожным переездам», теперь попробуйте решить тестовые задания по этой теме.(раздача карточек-тестов)
Решение студентами карточек-тестов.
6.Сабақты қорыптындылау/подведение итогов урока, выставление оценок
10 мин
Сегодня на уроке, мы с вами познакомились с первым механизмом трансмиссии автомобиля «Сцепление».
7.Үй тапсырмасын хабарлау/сообщение домашнего задания 1 мин
К следующему уроку попрошу вас разобрать и выучить материал сегодняшнего занятия.
Құрастырған ұстаз/составил: преподаватель Майер А.В.