Верстка страницы (выпуск номера школьной газеты на тему «О звездах и о тех, кто их зажигает»)


Открытый урок в 10 классе
Предмет: технология, курс «Издательское дело»
Педагогическое кредо: “Не бывает скучных дел, бывают скучные подходы к их выполнению. Долой скуку, давай творчество!”
Тема: Верстка страницы (выпуск номера школьной газеты на тему «О звездах и о тех, кто их зажигает»)
Форма: ролевая игра
Цели: Знать:
1) овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно и общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований;
2) развитие способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
3)воспитание ответственного отношения к труду и результатам труда, формирование культуры труда;
Уметь:
1)использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач;
2)выполнять изученные технологические операции; уточнять и корректировать профессиональную деятельность;
3)распределять обязанности при коллективном выполнении трудового задания; решать технологические задачи с применением методов творческой деятельности;
4)находить необходимую информацию в сети Интернета, пользователей сайтов «В контакте», «Одноклассники», «Мой мир»
Коммуникативная компетенция:
1)умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе с выполнением различных социальных ролей, представлять себя;
2) согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
Социально-трудовая компетенция:
1)соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
2)соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;
Компетенция личностного самосовершенствования:
1)оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
Оборудование: КП, мультимедиа аппаратура, бейджики «Редактор», «Корректор», «Корреспондент», «Верстальщик», «Художник», «Фотограф»
Оформление: лист А1 «Древо познания», стикерыПрезентация:
Видеоролик?
Ход урока: вступительное слово учителя.
Итак, сегодня мы проводим с вами практическое занятие по теме «Верстка страницы». В преддверии Дня космонавтики, вы познакомились с жизнью звезд, чей свет проникает к нам из далеких галактик, узнали о «нравах» разных планет. Теперь предлагаем вам знакомство со «звездами» земными. Они среди нас, мы узнаем их по искоркам, которые светятся в глазах. Кто зажег эти искры? Почему так привлекают нас «звездные» судьбы и яркие личности?
Тема выбрана не случайно. Во – первых, приурочена к знаменательному событию, связанному с первым полетом в космос. А во – вторых, мы решили выполнить работу в режиме креативного сетевого проекта «Спецвыпуск по Сети» портала школьной прессы России. (Журнал «Лицейское и гимназическое образование»)
Задание: написать тексты, саморучно их сверстать и закачать на Портал. Это позволяет набраться нового опыта и проверить свои силы.
У нас есть текстовый материал, готовый к верстке. Выпускающий редактор и верстальщики, имея доступ ко всем статьям, утвержденным для публикации в номер, выпускают (верстают) номер.
Понятия:
Заголовок и подзаголовок (призывают ярко и образно уделить внимание данной публикации 9используется метод мозгового штурма);
Лид (зачин, где в двух – трех фразах говорится об описываемых в публикации фактах);
Макет (организаторы должны разработать постраничный макет издания, дизайн всех возможных видов графического оформления материалов данного издания)
Верстка – монтаж полос издания заданного размера из составных элементов: наборных строк текста, заголовков, формул, таблиц, иллюстраций, репродукций, курашений, колонтитулов и т.д.Корректура – исправление ошибок и неисправностей, допущенных исполнителям при наборе и репродуцировании оригиналов, а так же исправления в самом наборе.
Технология работы:
Выпускающий редактор заводит на форуме в разделе «Текущие номера» новую тему по своему выпуску и публикует номер со списком ответственных за тексты, графику, корректуру и верстку.
План номера дополняется и корректируется на основании мнений членов редакции.
Корреспонденты или ответственные за статьи пишут свои материалы, публикуют в соответствующей ветке форума или присылают на электронную почту редакции.
Выпускающий редактор через форум работает с авторами, после чего он сам или ответственный за корректуру распределяет материалы по корректорам.
Откорректированные материалы опять размещаются на форуме.
Художники и фотографы присылают свои работы на почту редакции.
Выпускающий редактор закачивает обработанные тексты и графику в соответствующие папки на сервере.
Верстка, вычитка и вывод издания происходят в очном порядке.
Выведенный макет по почте высылается в типографию.
Чем удобна такая работа?
Становится возможным распределить во времени работу над выпуском: она не связана с расписанием работы компьютерного класса;
Публичной для членов редакции становится деятельность служб – корректоров, редактора и т.д.;
Это позволяет ученикам повышать свой уровень во всех областях редакционно – издательского процесса4Возможность комментировать материалы улучшает их качество и снижает нагрузку на редакторов.
Обязанности:
Главный редактор готовит макет газеты совместно с верстальщиками;
Редактор определяет оптимальный объем текста на страницах, составляет перечень рубрик, вид заголовков и подзаголовков;
Верстальщик предлагает различные варианты шрифтов и оформление всех элементов газеты: заголовков, подзаголовков, рубрик, самих текстов, подписи авторов, таблиц, схем, подписи под фото или схемами, форматов рекламных клише. При этом элементов должно быть немного, ведь тогда потеряется стиль.
У верстальщика должен храниться разработанный макет.
Работу над новым номером нужно начать, открывая именно первоначальный макет, а потом файл «сохранить как…»
Не следует отступать от макета, вносить новые графические элементы или менять дизайн.
Верстальщик заводит в компьютере специальную папку, куда по разделам сохраняет все фотографии, сделанные участниками по ходу работы. Эти фото позже просматриваются редактором конкретной страницы и выбираются нужные, подготавливаются верстальщиком и размещаются на странице данной команды.
Верстка: верстать лучше каждую страницу создаваемой страницы отдельно. Основная задача – привлечь и удержать внимание читателя в момент чтения материала. Над ее решением трудятся журналист, редактор и верстальщик.
Подготовка фотоматериалов: сохранить исходники (изначальные снимки) до выхода газеты в свет.
Для качества изображения и возможности коррекции лучше всего используется RAW – формат.
Нельзя забывать, что в газетах, как правило, используются черно – белые изображения. Все фотографии следует сразу же переводить в черно – белый формат.
Общий порядок подготовки макета:
Сбор материала (рукописи) в электронном виде и на бумажных носителях.
Проверка полноты подобранного материала, уточнение заглавий частей, разделов, собственных имен, сложных наименований, встречающихся в тексте;
Выбор программы верстки и технологии работы в программе (Microsoft Word)
Подбор отдельных фрагментов рукописи в один общий макет;
Определение общих параметров издания: формата, кегля, гарнитуры, способов шрифтового и нешрифтового выделения значимых элементов текста (заголовков, сносок, примечаний, цитат, примеров), выбор способа библиографического описания источников;Определение структуры издания: наличия / отсутствия вступительной статьи, посвящения, дополнения, приложений, библиографических списков и указателей, примечаний и комментариев, указателей иллюстраций и / или имен, списка условных сокращений, резюме, оглавления, рекламных текстов;Поиск и обработка иллюстраций средствами соответствующего графического редактора для их последующей вставки в основной текст макета;
Собственно макетирование и корректура;
Уточнение смысловых неясностей текста, при необходимости привлечение консультантов, дополнительных редакторов и специалистов;
Создание обложки и фронтисписа;
Вывод макета на бумагу, необходимое количество вычиток и корректур;
Итоговая вычитка оригинал – макета и его тиражирование
Важные качества журналиста:
-чувство времени:
Планировать затраты времени;
Анализировать бюджет свободного времени;
Все делать вовремя;
Нельзя накапливать неясные вопросы;
20 минут – тоже время;
Быть внимательным;
Ускоряться;
Работу выполнять качественно
-удовлетворение от результатов своей работы (выработка «гормона» удовлетворения от своей работы;
-азартность (стремление сделать результаты своей работы оригинальными, желание удивить, получить одобрение и признание;
-общительность (журналистская работа по сути своей является коллективной)
Работа в группах по разделам «В мире прекрасного», «Спорт, Спорт, Спорт», «Наши звездные соседи», «Достижения лицеистов»
Представление результатов работы
Верстка страницы
Подведение итогов работы:
Игра «Комплиментарий». Каждый участник пишет о своем впечатлении о проделанной работе.
Рефлексия:
-Что дала вам такая форма работы?
-Чему научились?
Подведение итогов занятия. Сегодня мы познакомились с еще одним этапом трудовой деятельности, приобрели опыт работы при верстке страниц газеты, опыт работы в этой области. А вас можно назвать звездами? Думаю, да.
Ведь журналистская команда, представившая этот выпуск, сами по себе тоже звезды, потому что свет и тепло сердец достигнут многих, кто прочитает и познакомится с содержанием этого выпуска.