Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему 15 февраля — День памяти о россиянах, исполнявших свой служебный долг за пределами Отечества

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ ВО «ОСТРОГОЖСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Утверждаю
Заместитель директора
по воспитательной работе
___________Т. Н. Агулова
«___»_____________2016 г.

Методическая разработка
внеклассного мероприятия







Классный
руководитель:
Кулеш О.А.





Острогожск 2016
Оглавление

Введение .............................................

Подготовительный этап.

План проведения мероприятия ....

Методика проведения мероприятия ..

Сценарий .............................

Заключение..

Список использованной литературы и Интернет – ресурсов.

Приложение.
3

5

6

8

9

16

17

18


Введение
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из главных задач образования, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Работа по патриотическому воспитанию направлена на формирование чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.
15 февраля исполнилось 27 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. Советские войска на территории Афганистана воевали девять лет, один месяц и девятнадцать дней – с 1979 по 1989 гг. В мае 1988-го Советский Союз начал вывод войск из страны, 15 февраля 1989 последнее подразделение 40-й армии СССР покинуло Афганистан. Память об этой войне жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим.
 Целью написания данной методической разработки является описание методики проведения торжественного вечера, посвященного празднованию Дня памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества.
В методической разработке описываются следующие методы проведения внеклассного мероприятия: выступления ведущих, выступление приглашенных ветеранов, исполнение песен, демонстрация видеоролика «Ввод советских войск в Афганистан», слайдовой презентации.
Методическая разработка имеет следующие разделы: введение, подготовительный этап, план мероприятия, методику проведения, сценарий мероприятия, заключение, список литературы и Интернет - ресурсы, приложение.
В разделе «Введение» указана цель написания методической разработки, раскрывается значимость мероприятия.
В разделе «Подготовительный этап» подробно отражается подготовка к проведению торжественного вечера, распределение обязанностей среди участников.
План мероприятия содержит тему, цели, задачи, форму и методы проведения мероприятия, оформление актового зала.
В разделе «Методика проведения мероприятия» даётся полное описание всех этапов мероприятия, концертных номеров.
Раздел «Заключение» содержит выводы об эффективности проведения торжественного вечера и написания методической разработки.
В разделе «Приложение» представлен фотоотчет о проведенном мероприятии.





















Подготовительный этап
Подготовку торжественного вечера, посвящённого Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества необходимо начать заранее. Для успешного проведения вечера работа должна быть тщательно спланирована и организована, а процесс подготовки должен проходить в несколько этапов.
На первом этапе ответственные за проведение мероприятия преподаватели и студенты изучают методическую литературу и Интернет-ресурсы по проведению торжественного вечера, примерные сценарии и составляют окончательный сценарий предстоящего вечера. Педагоги дополнительного образования подбирают музыкальные номера, готовят слайдовую презентацию и видеоролик.
Вторым этапом в подготовке данного мероприятия является подбор участников для проведения вечера: ведущей и ведущего вечера, выступающих с рассказом о погибших земляках, служивших в Афганистане.
На третьем этапе проходят репетиции в соответствии со сценарием, подбираются костюмы для выступающих, приглашаются ветераны, служившие в Афганистане.
На заключительном этапе оформляется актовый зал и сцена.
Подготовка подобного мероприятия, активное участие в нём студентов, способствует воспитанию дисциплинированности, чувства ответственности за порученное дело, чувства патриотизма.








План мероприятия
Тема: «Афганистан – наша память»
Цели:
образовательные:
углубить и систематизировать знания по истории войны в Афганистане (1979-1989 гг)
развивающие:
совершенствовать умение анализировать и сопоставлять данные, делать самостоятельные выводы на основе обобщений и сравнений в проблемной ситуации, сложившейся вокруг Афганистана и опыта международно-правового урегулирования кризиса;
развивать устную логическую речь и творческие способности студентов, навыки публичного выступления;
развивать интерес к углублённому изучению истории Отечества
воспитательные:
воспитание патриотизма и любви к Родине, чувства уважения и гордости за подвиги своих предков;
воспитание у студентов чувства коллективной ответственности за порученное дело
Вид мероприятия: внеклассное мероприятие
Форма проведения: торжественный вечер
Методы проведения: выступление ведущих, исполнение песен, демонстрация слайдов, видеоролика
Место проведения: актовый зал
Время проведения: 45 минут
Направление: патриотическое и нравственное воспитание
Оформление: плакат «15 февраля - День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества», шары, свечи, музыкальное сопровождение, слайдовая презентация, видеоролик «Ввод советских войск в Афганистан»
Участники: студенты групп Т-11, Ю-21, В-21, В-31, Ю-31, Б-31
Приглашенные: Исаков Валерий Иванович, капитан запаса, в Афганистане был экспертом в группе советников; Аксенов Виктор Николаевич - участник боевых действий в Афганистане, председатель Острогожского отделения общероссийской общественной организации «Союз ветеранов Афганистана» в Острогожском районе; Гречаник Владимир Ильич - гвардии-майор военной разведки.























Методика проведения мероприятия
Под звуки мелодии на сцену выходят парадно одетые ведущие, они приветствуют всех присутствующих студентов, преподавателей и гостей, сообщают тему торжественного, озвучивают причины ввода советских войск в Афганистан и предлагают просмотреть кадры кинохроники войны. Во время просмотра видеоролика присутствующие могут погрузиться в атмосферу тех лет и наглядно представить причины Афганской войны 1979-1989 гг.
Важным моментом мероприятия является выступление приглашенных гостей, исполнявших свой интернациональный долг в Афганистане. Каждому из них предоставляется слово, по окончанию выступления им вручаются цветы и книги. Данные выступления нацелены на возрастание познавательного интереса у студентов к изучению истории Отечества, развитию патриотических чувств и гордости за свой народ.
На мероприятии звучат слова о земляках – погибших в Афганской войне, их память чтят минутой молчания, во время которой зажигаются свечи.
В ходе проведения торжественного вечера «Афганистан – наша память» звучат музыкальные номера, исполняются песни под гитару, подготовленные участниками художественной самодеятельности, демонстрируется слайдовая презентация, что делает мероприятие более ярким и эмоциональным.
Торжественный вечер заканчивается исполнением финальной песни «Мы уходим», по окончанию которой ведущие благодарят всех за внимание.







Сценарий
(На сцену под музыку выходят ведущие)
Ведущий 1:
Здравствуйте, сегодня наша встреча проходит в День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. 15 февраля 1989 года завершился вывод советских войск из Афганистана. В этот день мы чествуем тех, кто отстаивал честь, достоинство и свободу братской республики. 
Ведущий 2:
27 лет назад закончилась десятилетняя война в Афганистане, война, которая длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная. Поколение, опаленное огнём этой войны, как никто усвоило военные и нравственные уроки никем и никому необъявленной, героической и трагической Афганской войны.
Ведущий 1:
27 апреля 1978 года в Афганистане под руководством Народно-Демократической партии произошла революция. Там её называли Саурской, а у нас - Апрельской. Высшим органом государственной власти был провозглашен Революционный совет, который объявил Афганистан Демократической республикой.
Ведущий 2:
Революционные события в Афганистане встретили ожесточенное сопротивление внутренних реакционных сил и внешних врагов, со стороны Пакистана и Ирака, при помощи США. В свою очередь, представители старого режима развернули борьбу с революцией. Все это создало угрозу ликвидации успехов апрельской революции в Афганистане, возможность превращения дружественного государства в плацдарм НАТО у южных границ СССР.
(Демонстрируется первая часть видеоролика «Ввод советских войск в Афганистан»)
Ведущий 1:
Стараясь не потерять сферу влияния в Афганистане, Советский Союз 25 декабря 1979 года в 15:00 по Московскому времени ввел свои войска в Афганистан, где им пришлось сражаться с ополченцами – душманами, деятельность которых щедро оплачивалась Пакистаном и США.
(Демонстрируется вторая часть видеоролика «Ввод советских войск в Афганистан»)
Ведущий 2:
Началась Афганская война. Она длилась 9 лет 1 месяц и 21 день. С 25 декабрь 1979 года по 15 февраля 1989 года.
(Исполняется музыкальный номер «Пришел приказ» (под гитару)
 Ведущий 1:
Любая война – это катастрофа для всего человечества, она пренебрегает наибольшей ценностью на земле – человеческой жизнью. Афганская война Она требует глубокого осмысления, требует ответа на вопросы: Почему всё произошло? Как было?
Ведущий 2:
Основной причиной ввода Советских войск в Афганистан было то, что Советский Союз, опасаясь возможности посягательств на безопасность южных границ своего государства, решает всесторонне поддержать афганское революционное правительство, поскольку за 50 лет сотрудничества вложил в Афганистан огромные материальные и духовные средства.
Ведущий 1:
За годы советского присутствия в Афганистане побывало около 700 тысяч россиян. Афганистан стал для них суровым испытанием, и почти все солдаты, офицеры, советники, гражданские специалисты с честью его преодолели, самоутвердились, поверили в себя.
(Исполняется музыкальный номер «Память» (под гитару)
Ведущий 2:
На нашем торжественном вечере присутствуют воины-интернационалисты: Исаков Валерий Иванович, капитан запаса, в Афганистане был экспертом в группе советников; Аксенов Виктор Николаевич - участник боевых действий в Афганистане, председатель Острогожского отделения общероссийской общественной организации «Союз ветеранов Афганистана» в Острогожском районе; Гречаник Владимир Ильич - гвардии-майор военной разведки.
Ведущий 1:
Слово предоставляется заслуженному учителю Российской Федерации, кандидату педагогических наук, директору техникума Исакову Валерию Ивановичу.
( На сцену для выступления выходит Исаков В.И., после выступления ему вручают цветы)
Ведущий 2:
Слово предоставляется Аксенову Виктору Николаевичу.
( На сцену для выступления выходит Аксенов В.И., после выступления ему вручают цветы)
Ведущий 1:
Слово предоставляется Гречаник Владимиру Ильичу.
( На сцену для выступления выходит Гречаник В.И., после выступления ему вручают цветы)
(Исполняется музыкальный номер «Перышко»)
Ведущий 1:
Дорогами Афганской войны прошли свыше 6 тысяч жителей Воронежской области. Воронежцы воевали в Афганистане самоотверженно, 164 человека не вернулись домой. Многие награждены орденами и медалями за мужество, личную отвагу, высочайший профессионализм и самые настоящие воинские подвиги. Героями Советского Союза стали более 80 человек, из них 26 посмертно.
Ведущий 2:
Афганская война стала для 200 земляков-острогожцев школой юношеского мужества и отваги. 22 человека отмечены орденами и медалями Родины, Афганской республики, из них 4 человека посмертно.
(Под музыку на сцену выходит выступающий 1, держит в руках фотографию Григорова В.И., подходит к микрофону)
Выступающий 1:
Григоров Владимир Иванович
Старший лейтенант, командир разведвзвода, родился 6 апреля 1960 года в городе Острогожск. Учился в средней школе №2. В республике Афганистан служил с мая 1987 года, принимал участие в 12 боевых операциях. Родители уговаривали завести семью, хотели внуков, он все отшучивался: “Вот вернусь из Афганистана, сразу женюсь”. Но судьба распорядилась по-иному. Ему было всего 27 лет. 21 января 1988 года в ходе боя по захвату каравана был смертельно ранен, награжден орденом Красной звезды (посмертно), медалью «Воину-интернационалисту от благодарного Афганского народа», похоронен в родном городе.
(По окончанию рассказа выступающий 1 уходит на задний план, держит в руках фотографию, на сцену выходи выступающий 2, держит в руках фотографию Минькова А.С., подходит к микрофону)
Выступающий 2:
Миньков Александр Сергеевич
Лейтенант, командир мотострелкового взвода, родился 19 января 1964 года в с. Кривая поляна. Учился в местной средней школе. В Республике Афганистан с 26 августа 1985 года. Погиб 20 апреля 1987 года во время боевых действий.
В Афганистане на заставе в его подчинении находилось сорок человек. Солдаты убегали к нему на заставу прямо из госпиталя. Когда Саша погиб, рассказывают, солдаты рвались в бой, чтобы отомстить за него. Он был для них как родной отец, и вдруг осиротели...
Награжден Афганским орденом «За храбрость», орденами «За службу родине в Вооруженных силах СССР» 3 степени, орденом «Красной звезды» (посмертно), медалью «Воину-интернационалисту от благодарного Афганского народа». Похоронен в родном селе, на холме рядом с памятником павшим в Великой Отечественной войне.
(По окончанию рассказа выступающий 2 уходит на задний план, становится рядом с 1 выступающий, держит в руках фотографию, на сцену выходит выступающий 3, держит в руках фотографию Толстикава П.И. ,подходит к микрофону)
Выступающий 3:
Толстиков Петр Иванович
Старший лейтенант, командир мотострелкового взвода, родился 1 января 1960 года в с. Коротояк. Учился в Покровской и Коротоякской школах. Родители вспоминают, что на него никто и никогда не жаловался. Очень любил играть на гармошке и видел в этом нечто большее, чем обычную забаву. Считал, что хоть таким образом он помогает людям жить веселее. В республике Афганистан с 1 июля 1985 года. Погиб 15 июля 1985 года во время боевых действий в ущелье Панджер, награжден орденом Красной звезды (посмертно), медалью «Воину-интернационалисту от благодарного Афганского народа», похоронен в селе Покровка.
(По окончанию рассказа выступающий 3 уходит на задний план, становится рядом с выступающими ранее, держит в руках фотографию, на сцену выходит выступающий 4, держит в руках фотографию Якунина В.Б., подходит к микрофону)
Выступающий 4:
Якунин Владимир Борисович
Рядовой, водитель-механик танка, родился 22 ноября 1965 года в с. Болдыревка. Учился в местной школе, работал водителем в колхозе «Искра». В республике Афганистан с августа 1984 года. Владимир Борисович за время прохождения службы в войсковой части зарекомендовал себя смелым, решительным, трудолюбивым военнослужащим, способным решать сложные боевые задачи.  К исполнению своих служебных обязанностей относился добросовестно. Исполнительный, дисциплинированный солдат, готовый в трудную минуту прийти на помощь своему товарищу. Погиб 4 октября 1984 года, награжден орденом Красной звезды (посмертно), медалью «Воину-интернационалисту от благодарного Афганского народа», похоронен на хуторе Яблочный.
(По окончанию рассказа выступающий 4 уходит на задний план, становится рядом с выступающими ранее, держит в руках фотографию, на сцену выходит выступающий 5, держит в руках фотографию Бушманова М.И. , подходит к микрофону)
Выступающий 5:
Бушманов Михаил Иванович
Рядовой, водитель-механик танка, родился 9 декабря 1963 г. в селе Голубое Амурской обл. Учился в Покровской средней школе Острогожского района. В Республике Афганистан с 23 октября 1982 года по 11 июня 1984 года. Вернулся домой с тяжелой контузией, инвалидом 2 группы. После возвращения с войны Михаил прожил 4 года. Умер 22 сентября 1988 года вследствие острого нарушения мозгового кровообращения.
(По окончанию рассказа выступающий 5 уходит на задний план, становится рядом с выступающими ранее, держит в руках фотографию. На сцену выходят ведущие)
Ведущий 1: Прости солдат, что отчий дом
Тебя согреть не может в холод.
Прости за то, что мы живём
Тебе бы жить. Ты был так молод.
Прости, что все, изведав, сам
Не ожил, возвратясь, оттуда,
Что мать, припав к твоим ногам,
Еще надеется на чудо
Ведущий 2:
Верные присяге, убеждённые в том, что защищают интересы Родины и оказывают дружественную помощь соседнему народу, они с честью выполнили свой воинский долг. И наша святая обязанность - хранить память о них, как о верных сынах Отчизны.
Ведущий 1:
Почтим память героев минутой молчания.
(Минута молчания. Звучит метроном. В зале зажигаю свечи.. По окончанию минуты молчания выступающие уходят со сцены)
Ведущий 2:
24 года назад 15 февраля 1989 года последний бронетранспортёр с нашими воинами пересёк мост Дружбы через Амударью, по фарватеру которой проходит граница с Афганистаном. Замыкал эту огромную колонну командующий 40-й армией Герой Советского Союза генерал-лейтенант Борис Всеволодович Громов.
Ведущий 1:
Сражения кончаются, а история вечна. Афганистан. Он прочно вошёл в нашу жизнь и историю. Мы ещё не одно десятилетие будем вспоминать об этой войне.
Ведущий 2:
Самое дорогое и священное, что отец передает сыну, дед внуку, одно поколение другому, - это Память. Память о былом, о людях, чьи подвиги являются гордостью Отечества.
(Исполняется музыкальный номер «Мы уходим»)
Ведущий 1:
На этом наш вечер завершен, мы благодарим всех, кто был сегодня с нами и принял участие в мероприятии, кто хранит в сердце память о героях, выполнявших свой интернациональный долг в Афганистане.


Заключение
Методическая разработка «Афганистан – наша память» содержит материал по проведению внеклассного мероприятия, посвященного Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. Эта тема направлена на воспитание у студентов патриотического и нравственных чувств: любви к Родине, гордости за свою страну и её народ, развитие чувства национального долга.
В методической разработке описываются следующие методы торжественного вечера: выступление ведущих, выступление приглашенных ветеранов, исполнение песен, демонстрация видеоролика «Ввод советских войск в Афганистан», слайдовой презентации.
Важный момент мероприятия – это встреча с участниками войны в Афганистане, в результате которой происходит связь поколений. Мягко и деликатно представители более старшего поколения доносят до молодых людей рассказ о трудностях войны, делятся своими воспоминаниями, рассказами о своем боевом пути, о полученных наградах и ранах. Данный воспитательный элемент как педагогическое явление оказывает положительное воздействие на психологию студентов, дает им огромный заряд бодрости, энергии и одновременно позволяет убрать психологический барьер при общении с более взрослыми людьми.
Проведение подобных внеклассных мероприятий поможет классным руководителям достичь таких целей воспитательной работы, как воспитание патриотизма и любви к Родине, чувства уважения и гордости за подвиги своих предков.
Материал методической разработки мероприятия предназначен для дальнейшего использования преподавателями и классными руководителями при проведении внутритехникумовского мероприятия, тематических классных часов, заседания кружка по дисциплине «История». Проведение подобных мероприятий разнообразит учебный процесс, сделает его более познавательным и интересным.
Список использованной литературы и Интернет – ресурсов
Список литературы
1. Мухин Ю.Н. Афганский фронт СССР/ Ю.Н. Мухин. – М.: Алгоритм, 2009. – 214 с.
2. Прощай, «журави». Книга Памяти воронежцев, погибших в Афганистане в 1979-1989 гг/ В.Г. Руденко. – Воронеж: Редакция газеты «Коммуна», ИПЦ «Черноземье», 1996. – 368 с.
3. Савченко Е.В. Сборник внеклассных мероприятий/ Е.В. Савченко. – М.: 5 за знания, 2010. – с.96 с.
Список Интернет-ресурсов
1. http://www.openclass.ru
2. http://infourok.ru
3. http://nsportal.ru
4. http://festival.1september.ru
















Приложение 1
Ведущие мероприятия Жидков А., Володина С.
Музыкальный номер «Пришел приказ»

Продолжение прил. 1
Выступление Исакова В.И.
Выступление Аксенова В.Н.

Продолжение прил. 1
Выступление Гречаник В.И.


Гости мероприятия


Окончание прил. 1
Рассказ студентов о земляках-острогожцах
Участники и гости мероприятия








13PAGE 15


13PAGE 141815




"Афганистан - наша память"