День воинской славы России. «5 декабря – день начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год)» в рамках направления «Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязаннос


УТВЕРЖДАЮ
Заместитель начальника училища
по воспитательной работе
Д. Сафин
«___»_________2016 г.
План проведения воспитательного мероприятия во 2 роте.
Тема: День воинской славы России. «5 декабря – день начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год)» в рамках направления «Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека».
Планируемые результаты: формирование и развитие у суворовцев чувства верности воинскому долгу, дисциплинированности, стремления к овладению профессией офицера и воспитание любви к военной службе, воспитание у суворовцев чувства патриотизма, готовности к защите Отечества.
Место проведения: классы самоподготовки.
Материальное обеспечение: ноутбук, телевизор, фотоаппарат.
Ресурсная база: интернет-статьи, презентация, видеофильмы.
Ход занятия:
Этап Действия
преподавателя Действия
суворовцев
УУД
Стадия
вызова (7 мин) Слайд 1.
“Запомните: От этого порога
В лавине дыма, крови и невзгод,               
Здесь в сорок первом началась дорога
В победоносный сорок пятый год”.
Слайд 2.
Сегодня мы будем говорить о великой битве за Москву. Одно из решающих сражений Великой Отечественной войны, которое началось 75 лет назад.  Оборона Москвы касалась всех нас: если бы она была проиграна, история нашего государства сложилась бы совершенно иначе. Все меньше фронтовиков надевают награды 9 мая. На смену поколению победителей приходим мы - их наследники, их потомки. И теперь от нас зависит, будут ли знать и помнить суровую правду о Великой Отечественной войне. Вы можете спросить:
А зачем все это знать и помнить? Кому это нужно? Сейчас совсем другая жизнь!
Нужно, и именно сейчас, когда  многие люди не верят в то, что можно победить трудности, можно сделать Отечество сильным, а свою жизнь достойной. Именно сегодня история Великой Отечественной войны дает нам наглядный урок – урок мужества, отваги и чести.
«…И молвил он, сверкнув очами:"Ребята! не Москва ль за нами?      Умремте же под Москвой,Как наши братья умирали!"И умереть мы обещали,И клятву верности сдержали      Мы в Бородинский бой» («Бородино» М.Ю. Лермонтов)
И как в далекий 1812 год русские солдаты под Москвой явили образец самоотверженного, на исходе сил, служения Отчизне.
Голос диктора Левитана звучал изо всех динамиков (зачитываю):
«Президиум Верховного Совета СССР, Центрального комитета ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров СССР ввиду чрезвычайного положения, в целях быстрой мобилизации всех сил народов СССР для проведения отпора врагу, вероломно напавшему на нашу Родину, признали необходимым создать Государственный Комитет Обороны...Мы клянемся матери-Родине, клянемся перед всем советским народом, что будем биться с врагом день и ночь, не щадя сил своих и самой жизни. Клянемся отстоять Москву!» Слушают рассказ педагога.
Личностное УУД: воспитание у суворовцев чувства патриотизма, готовности к защите Отечества.
Стадия осмысления (25 мин) Слайд 3.
Гитлеровцы собирались завоевать Москву за несколько недель. Гитлер приказал окружить город  кольцом и захватить. Он  так и сказал: “Я сотру этот город с лица земли, а на его месте построю искусственное озеро”.  План наступления на Москву получил название “Тайфун”. Ураганом стремились ворваться в Москву фашисты.
К середине октября немцы были у стен столицы. Враг вплотную подошел к Москве. Гитлеровцы рассматривали с высоких точек Кремль, продумывали, где поставить памятник Гитлеру. С собой для сооружения памятника они везли гранитные плиты и блоки.
Но Москва сдаваться не собиралась. «Наше дело правое, победа будет за нами!» - эти слова звучали на всех языках всех народов Советского многонационального государства. Командовать войсками, защищавшими подступы к Москве, был назначен выдающийся полководец Георгий Константинович Жуков. Был разработан специальный план обороны Москвы: защищать столицу с неба; защищать столицу на земле и не допустить врага в Москву; отбросить врага от Москвы.
Слайд 4 (сопровождается песней о защитниках Москвы).
Осень 1941 года. Немецкое радио уже кричало о близкой победе. Да, немцы были в Яхроме, на канале Москва-Волга, в Солнечногорске, в Крюкове, в Истре, в Рузе. До Москвы - рукой подать. В Берлине чеканят медаль в честь взятия русской столицы, готовят приглашения на банкет в гостинице «Москва». На 7 ноября назначен парад немецких войск на Красной площади перед мавзолеем Ленина.
И вдруг произошло то, чего никто не ждал в осажденном городе. Сталин отдал приказ провести, как всегда парад на Красной площади в честь 24 годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Это был символ доблести, стойкости, веры в победу.  Весть о параде на Красной площади облетела всю планету. Американские, английские и шведские газеты называли Московский парад блестящей демонстрацией мужества и отваги, изумительной силы сопротивления СССР.
Говоря о войне, мы часто говорим о подвигах. Как вы понимаете слово - "подвиг"?
Подвиг - это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.
Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.
Вспомните примеры героизма советского народа.
(подвиг Зои Космодемьянской, подольских курсантов, героев-панфиловцев).
Демонстрация видеоролика «Подвиг панфиловцев».
Динамическая минутка.
Слайд 5.
5 – 6 декабря 1941 года войска Калининского, Западного и Юго-Западного фронтов перешли в контрнаступление. Под сокрушительными ударами наших войск противник начал отступать, бросая боевую технику, оружие, тысячи убитых и раненых.
Слайд 6 (разъясняю силы сторон, опираясь на информацию на слайде).
Жуков, планируя контрнаступление при нехватке оружия и невыгодном соотношении сил, прекрасно осознавал всю степень риска принятого решения. Но замысел вызревал на основе вполне реалистичной оценки обстановки. При этом особый расчет делался на ряд факторов, максимальное использование которых должно было принести успех. Как вы думаете, о каких факторах идет речь? Назовите те слабые стороны фашистского командования, на которые делал ставку Жуков.
Первое — внезапность. Фон Бок, командующий группы армии «Центр», был уверен, что противник почти разбит, резервов для наступления нет, а остатки Красной армии смогут зимой держать лишь оборону около Москвы. Поэтому паузу для перехода советских войск от обороны к наступлению было решено предельно сократить или исключить вовсе. Быстро и скрытно подготовить армии в тех же полосах и группировках, а новые армии выдвигать только ночью, в метель, снегопад, в нелётную погоду, чтобы затруднить обнаружение передвижений войск немецкой воздушной разведкой.
Второе. Вермахт в наступлении не имел подготовленных позиций для отражения встречных ударов. Поэтому в первые же дни, даже часы, была возможность решительно смять их передовые позиции, не дать возможности приготовиться к обороне, окопаться, подготовить дзоты, укрепрайоны или закрыться минными полями...
Третье. Фронт у группы армий «Центр» был растянутым, оперативных резервов не было. Чтобы парировать удары Красной Армии, противник будет перебрасывать подкрепления с одного участка на другой. Значит надо упреждать его и срывать перегруппировки, хотя он и будет скован ударами по флангам Калининским и Юго-Западным фронтами.
Четвертое. Солдаты Вермахта измотаны непрерывным наступлением, их потери велики, к зиме они не подготовлены, снабжение недостаточное.
Таким образом, замысел Ставки о контрударе трёх фронтов воплотился в цельный план разгрома всей центральной группировки противника на тысячекилометровой линии от Калинина до Ельца.
Демонстрация видеофильма «Битва за Москву. Героизм народа». Слушают рассказ педагога.
Слушают песню о защитниках Москвы.
Слушают рассказ педагога.
Рассуждают.
Слушают рассказ педагога.
Рассказывают, рассуждают.
Смотрят видеоролик.
Выполняют физические упражнения.
Слушают рассказ педагога в сопровождении слайдов презентации.
Отвечают на вопрос, рассуждают.
Слушают рассказ педагога.
Смотрят видеофильм. Личностное УУД: формирование и развитие у суворовцев чувства верности воинскому долгу, дисциплинированности, стремления к овладению профессией офицера и воспитание любви к военной службе.
Рефлексия (8 мин) Слайд 7.
В декабрьских залпах тех дней легендарныхРождались победа и майский салют!..Пусть подвиги воинов и командармовВ сердцах благодарных потомков живут!
В полях Подмосковья кровью тысяч бойцов и командиров написаны первые победные страницы истории Великой Отечественной войны. Разгром немецкой группировки под Москвой важен тем, что он подарил советским людям уже не надежду, а уверенность, что мы победим в той страшной войне. Московская битва 1941года нанесла первый сильный удар по Германии, разрушив миф о её непобедимости.
Слайд 8.
Неугасима память поколений.И память тех, кого так свято чтим,Давайте, люди, встанем на мгновенье.И в скорби постоим и помолчим.
Прошу почтить минутой молчания всех героев, павших за мир и счастье на земле.                                
Объявляется минута молчания.
Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? Что осталось непонятным? Что еще вы хотели бы узнать по этой теме?
Демонстрация видеоклипа «Ты – моя надежда, ты – моя отрада». Слушают рассказ педагога.
Минута молчания.
Отвечают на вопросы, рассуждают.
Смотрят видеоклип. Регулятивное УУД: осуществление адекватной полученному результату оценки и самооценки деятельности.
Старший воспитатель А. Аширов5.12.2016 г.