Урок музыки 3 класс 1 четверть на тему Опера Ивана Сусанина


3-1-5 Россия-Родина мояТема: «Опера «Иван Сусанин»»Цель:  познакомить обучающихся с  оперным театром и оперой М.И.Глинки «Иван Сусанин». 
 Задачи:
познакомить с творчеством М.И. Глинки;
формировать интерес к классическому искусству на основе эмоционального восприятия оперной музыки;
привить любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства;
развивать музыкальное мышление, умение анализировать, сравнивать;
способствовать развитию вокально–хоровых навыков в процессе пения под фонограмму;
воспитывать чувства патриотизма, гордости, уважения к культуре своего народа;
способствовать формированию потребности  в общении с музыкой.
 
 Музыкальный материал: р.н.песня «Солдатушки, браво ребятушки»;муз. фрагменты оперы «Иван Сусанин»; «Родная сторонка» (Как пойду я на тихую речку).
  Ход урока.
Организационный этап. Музыкальное приветствие
 -На прошлом уроке мы с вами познакомились с кантатой. Как она называлась? Кто написал это вокальное произведение?- Что означает слово «кантата»? А что такое «кант»? Чем отличаются эти муз. произведения?- Сколько частей в кантате и какие из них мы с вами послушали? Давайте пропоем мелодии этих частей.- Молодцы, а кто вспомним народную солдатскую песню, которую мы исполняли в форме диалога? - Предлагаю исполнить ее и обязательно в пении передать веселый, энергичный, маршевый характер. (Исполнение песни «Солдатушки, браво ребятушки»)
 
Введение в тему урока.
Молодцы! Скажите, а вы любите путешествовать? У нас сегодня необычный урок музыки. Мы с вами отправляемся в оперный театр. Рассаживайтесь удобно в зрительном зале.
(На первой парте каждого ряда стоят таблички: 1 ряд -  «Партер», 2 ряд - «Ложа», 3 ряд - «Бельэтаж».-Наш первый ряд – зрители партера, нижнего этажа зрительного зала, второй ряд – гости ложи (небольшого помещения с отдельным входом, отгороженного от соседних, боковыми перегородками), а третий ряд расположился в бельэтаже (первом ярусе зрительного зала в театре).
Вопросы:  Вы обратили внимание на музыку, под которую входили на урок? Кто узнал это произведение? Это  «Патриотическая песня» из оперы М.И.Глинки.
- А что же такое «Опера»Опера - 1. Музыкально-драматическое произведение, предназначенное для исполнения в театре, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра
Название оперы, на которую мы пришли вам помогут узнать стихи Рылеева : «…Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти  и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»
Называется опера «Иван Сусанин».
Опера состоит из четырех действий с эпилогом.Эпилог- Заключительная сцена оперы.
В начале  XII века польские войска напали на Русь и захватили столицу – Москву. Польский король Сигизмунд Ш хотел посадить на русский трон своего сына - царевича Владислава. Узнав, что в Костромской губернии скрывается молодой русский царь Михаил Романов,  военный отряд поляков направляется туда с целью убить его.
Познакомимся с главные действующими лицами оперы: Иван Сусанин, крестьянин села Домнина, Антонида (его дочь), Ваня (приемный сын Сусанина), Богдан Собинин, ополченец, жених Антониды.
 
Действие первое. 1612 год, крестьяне села Домнина, среди которых — Иван Сусанин, его дочь Антонида и приемный сын Ваня, встречают народных ополченцев. Народ полон решимости отстоять Отчизну.
«Кто на Русь дерзнет, смерть найдет».  
Богдан Собинин со своей дружиной привез радостные вести: князь Пожарский и крестьянин Минин собирают ополчение, чтобы отстоять захваченную панами Москву и окончательно разбить поляков. На борьбу с врагами поднимается Русь. Несмотря на радостные вести, Сусанин печален: враги еще хозяйничают на родной земле.Действие второе. Пышный бал в тронном зале польского короля Сигизмунда III. Опьяненные своими временными успехами, поляки кичливо хвастаются награбленной на Руси добычей. Жадные паненки мечтают о прославленных русских мехах и драгоценных камнях.
Внезапно, в самый разгар веселья, появляется посланец от гетмана. Он принес недобрые для поляков вести! Весь русский народ восстал на врагов, польский отряд осажден в Москве, германское войско бежит. Танцы прекращаются, поляки в смятении. Но хвастливые рыцари в пылу задора грозятся захватить Москву и взять в плен Минина.
- Как в настоящем театре у нас есть маленький перерыв между действиями, он называется антракт. Мы используем его для того, чтобы узнать, почему простые крестьяне  - Иван Сусанин, Богдан Собинин с дружиной  отправлялись на бой с врагами.  (Мнения учеников)
Действие  третье. Тем в семье Сусанина готовятся к свадьбе. Приходят крестьяне пожелать, добра Антониде. Внезапно в избу врываются поляки. Угрожая Сусанину смертью, они требуют провести их к стану Минина и в Москву, В начале Сусанин отказывается.
Страха не страшусь,
Смерти но боюсь,
Лягу за святую Русь, —
гордо говорит он. Но затем у него созревает смелый, дерзкий План — завести врагов в лесную глушь и погубить. 
Действие четвертое. Все дальше и дальше в лесную глушь уводит Сусанин врагов. Кругом непроходимые снега, бурелом. Измученные стужей и метелью, поляки располагаются на ночлег. Сусанин видит, что враги начинают подозревать неладное и его неминуемо ждёт смерть. Смело смотрит он ей в глаза:
Чуют правду! Смерть близка,
Но не страшна она:
Свой долг исполнил я.
 Мысленно прощается Сусанин со своими родными — Антонидой, Богданом и Ваней. Поднимается вьюга. В ее завываниях Сусанину то грезится светлый образ Антониды, то чудятся поляки.
 
Просыпаются враги. Они допытываются, куда завел их русский крестьянин.
Туда завел я вас,
Куда и серый волк не забегал,
Куда и черный вран костей не заносил!
Туда завел я вас, где глушь и глад,
Где вам от лютой вьюги погибать!
Где вам голодной смертью помирать! —
с достоинством отвечает Сусанин. Мысли его обращаются к Отчизне: «Я шел на смерть за Русь!». В злобном ожесточении поляки убивают СусанинаЭпилог. Красная площадь в Москве заполнена народом. Мощно звучит слава Руси. Со словами утешения обращаются русские воины к детям Сусанина. На площади появляются Минин и Пожарский. Народ приветствует славных полководцев. Звучит торжественная здравица в честь воинов-освободителей, русского народа и Руси. -Вот и закончилась опера.
Вопросы :1.Ребята, вам понравилось наше путешествие?
 2.Интересно было в оперном театре?
3. А кто из героев оперы вам больше всего понравился?
4. Какие чувства вызывает подвиг Ивана Сусанина?
5. Какое действие оперы больше всего произвело на вас впечатление?
 А теперь  встанем со своих мест и выразим свое отношение к опере аплодисментами!
После такого драматического спектакля нам нужно немного расслабиться. Поможет в этом Физкультминутка.
 «Веселые мартышки»
 
Текст Описание движений
Мы — веселые мартышки,
Мы играем громко слишком,
Мы в ладоши хлопаем,
Мы ногами топаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках
И друг другу даже
Язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальцы поднесем к виску,
Оттопырим ушки,
Хвостик на макушке.
Шире рот раскроем,
Гримасы все состроим
Как скажу я цифру «три» -
Все с гримасами замри!
«Раз-два-три!»
«Отомри!» Движения выполнять по содержанию текста.
Вокально-хоровая работа
 
-Отдохнули? А теперь наш урок продолжит вокальная работа, в которой мы снова встретимся с музыкой М.И.Глинки
Наша работа начнется с распевки. Вспомним правила посадки при пении. Послушаем ещё раз заключительный хор оперы   «Славься». Слушаем фонограмму хора.
А теперь попробуем спеть. Внимательно смотрим на меня и следим за движениями рук.
Исполнение хора «Славься».Какое чувство пробудила музыка М.И.Глинки в вас?
Как вы считаете, почему оперу завершает этот торжественный хор?
Какие черты русского характера воспевает эта музыка?
Можем мы гордиться тем, что живем в стране, где создают такую музыку, где жили такие герои?
Какой же можно сделать вывод : Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» является одной из самых патриотичных в русском музыкальном искусстве, призывает к любви к Родине, Отечеству, России.- Я думаю, что вы тоже растете патриотами нашей великой и большой России. Поэтому, я предлагаю вам выучить современную песню о России.
Знакомство и разучивание «Песня о России».
Подведение итогов урока.
Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?
С какими незнакомыми словами вы сегодня  познакомились?
С кем вы поделитесь впечатлениями о сегодняшнем уроке?
Молодцы! Сегодня хорошо работали!(выставление оценок)
 Домашнее задание.
Нарисуйте дома иллюстрации к наиболее ярким, интересным сценам оперы.


КАК ПОЙДУ Я НА БЫСТРУЮ РЕЧКУ 1.Как пойду я на быструю речку, Сяду я да на крут бережок, Посмотрю на родную сторонку, На зеленый приветный лужок.2.Ты сторонка, сторонка родная, Нет на свете привольней тебя. Уж ты, нива моя золотая, Да высокие наши хлеба. 
3.Эх ты, русское наше приволье, Краю нет на луга и поля. Ты — широкое наше раздолье, Ты — родимая матерь-земля.