Открытый урок на тему: Звуки и буквы. Гласные звуки


Орг. Момент
- У нас на уроке присутствует гость, давайте повернемся, поприветствуем его кивком головы и улыбнемся. Садимся.
Начинается урок,Он пойдет ребятам впрок,Дружно будем наблюдать И серьезно рассуждать.Все проблемы с вами вместеПостараемся решить.Надо только не лениться,Беспрестанно вам трудиться.
Постановка учебной задачи
- На доске запись (Слайд)
Ёжик [й'ожык].
- О чем говорит эта запись? (4 буквы, 5 звуков)
-  Чем отличается звук от буквы? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем.)
- Давайте внимательно посмотрим картинки и попробуем определить какие звуки произносит Маша. (слайд)
– Какие звуки произнесла Маша? (гласные)
—  На какие две группы можно разделить данные буквы? (Буквы, которые обозначают два звука, и буквы, которые обозначают один звук.)
—  Назовите ГЛАСНЫЕ буквы, которые могут обозначать два звука. ( я, ё, ю, е)
—  Так на какую тему мы будем сегодня работать? (Звуки и буквы. Гласные звуки)Минутка чистописания
– Посмотрите на доску. Какие буквы мы сегодня будем прописывать? (Уу, Ии)
Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов.
– Расположите тетрадь правильно. Возьмите правильно ручку. Записываем число, классная работа. Напишите строчку соединения букв.
– Посмотрите и отметьте элементы, которые получились у вас лучше остальных.
IV. Работа по теме урока
- Скажите мне, что перед нами? (слайд)
[Два ч'орных д'атла стуч'ал'и па кар'э. Ан'и л'ич'ил'и д'ир'эв'й'а.]
Перед нами зашифрованы предложения в звуки. Нам нужно записать их в буквах.
– Выполните задания : в любом предложении указать знакомые части речи; к любому слову первого предложения подобрать однокоренные слова и записать их. (1 чел. к доске)
V. Повторение изученного материала.
1. Работа по таблице, с. 63
– Рассмотрите в учебнике на с. 63 таблицу (слайд)
«Гласные звуки» и ответьте на вопросы в карточках (ученик-ученик):
• Почему гласные звуки получили такое название?
• Какой буквой обозначен звук [а]?
• Какой буквой обозначен звук [о]?
• Какой буквой обозначен звук [у]?
• Какой буквой обозначен звук [э]?
• Какой буквой обозначен звук [ы]?
• Какой буквой обозначен звук [и]?
• Какие звуки обозначают буквы е, ё, я, ю?
• Как называются гласные звуки, которые находятся под ударением?
• Как называются гласные звуки, на которые не падает ударение?
• Чего больше – гласных звуков или букв, обозначающих гласные звуки?
– Обратите внимание на графическое обозначение ударения, деления слова на слоги, условное звуковое обозначение гласных звуков.
Физкультминутка
1, 2, 3, 4, 5 – Вышли гласные гулять.
А , Е, О — шагать на месте,
У, И, Ы – подпрыгнуть вместе,
Я, Ё, Ю – наклон вправо, наклон влево,
Буква Э — за парту села.
2.Работа по учебнику, с. 63, упр. 113
– Прочитайте правило в учебнике на с. 63. (слайд)
– Что надо проверять в корне слов?
– Как надо осуществлять проверку?
– Какие приемы подбора проверочного слова даны в правиле?
(раздаю листы) или в тетради.
– Найдите упр. 113. Выберите букву для обозначения безударного гласного звука в каждом слове. Объясните выбор.
Образец:
Сестра, звезда, встречать, желтеть, смотреть, читать, ковер, старик, речной, свистеть, соленый, стрижи, подарить.– Выполните письменное задание на листочках, поменяйтесь с соседом по парте и проверим.
4. Работа по учебнику, с. 64, упр. 114
– Откройте в учебнике с. 64, найдите упр. 114. Прочитайте стихотворение
– О чем овощи вели спор на столе?
– Какие овощи вели спор на столе?
(к доске по 1 чел на каждое слово)
– Назовите овощи, в названии которых в корне пишется непроверяемая безударная гласная о.
Запишите слово в тетрадь и сделайте разборы слов (звуко-буквенный анализ)
– Назовите овощи, в названии которых в корне пишется непроверяемая безударная гласная а. Запишите слово в тетрадь и сделайте разборы слов (звуко-буквенный анализ)
– Назовите овощи, в названии которых в корне пишется непроверяемая безударная гласная е. Запишите слово в тетрадь и сделайте разборы слов (звуко-буквенный анализ)
VI. Итог урока. Рефлексия деятельности
– Над какой темой работали на уроке?
– Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему?
- Какое задание понравилось больше всего?
А теперь оцените свою работу
(раздаю листы)
Выберите фразеологизм или пословицу, которые характеризуют вашу  работу сегодня
Шевелить мозгами
Краем уха
Хлопать ушами
Домашнее задание: учебник, с. 64, упр. 116 (творческое задание, устно)
VII. Самостоятельная работа
(задание на листах)
Задания на листах. Подчеркни гласные буквы и охарактеризуй их.