Рабочая программа факультативного курса 6-7 класс Занимательная лексика для школьников (корреционная школа VIII вида)


«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Заместитель директора по УР Директор ОКУГС(К)ОУ школа-
_____ Шереметьева Т..А. _______ Адаева А.А. интернат VIII вида г.Маркса
Протокол № 1 «30» 08. 2014 г. _______ Ларина Н.А.
От «30» 08. 2014 г. Приказ № 2 от «01» 09. 2014 г.









Рабочая программа
факультатива
« Занимательная лексикадля школьников»
по русскому языку 6 - 7 класс
автор и составитель учитель I квалификационной категории
Щелина Н.В.















2014 – 2015 учебный год



Факультатив по русскому языку
« Занимательная лексика для школьников»


Пояснительная записка.

Словарная работа на уроках русского языка в школе для умственно отсталых детей является одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи обучающихся, направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные по их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, работа над словом на старшей ступени школьного обучения должна быть первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку. Но на уроках в основном работа направлена не на сообщение теоретических основ, а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания. Восполнить этот недостаток возможно проведением факультативной работы по русскому языку.
Программа рассчитана на 64 часа и предлагается для работы с обучающимися 6-7 классов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу.

Цель: вызвать интерес к изучению русского языка.

Задачи факультатива:
Развитие интереса к изучению русского языка.
Воспитание умения видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное.
Углубление уже имеющихся знаний о лексике.
Изучение и исследование вместе с детьми конкретных лексических понятий.
Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у обучающихся.

К концу года обучающиеся должны иметь представления:
об основных терминах, связанных с лексикой.
знать:
откуда пришли к нам некоторые известные слова и выражения;
некоторые термины и понятия;
некоторые пословицы, поговорки, загадки;
уметь:
правильно употреблять изученные слова в речи;
подбирать синонимы и антонимы;
различать слова-паронимы, омоформы, архаизмы и неологизмы.
№ п/п
Дата
проведения

Тема занятия

Цели занятия


Часть I. Таинства лексики.
6 класс.

2


Лексическое значении слова.
Развивать познавательный интерес, дать понятие о лексическом значении слов, способствовать обогащению словарного запаса. Знакомство с толковым словарем.

2


Прямое и переносное значении слова.
Изучить особенности прямого и переносного значения слов, учить правильно употреблять слова в речи в прямом и переносном значении.

1


Ударение меняет значение.
Изучить особенности русского ударения, расширить и углубить знания об ударении. Способствовать развитию творчества.

2


Синонимы.
Изучить особенности синонимов, учить находить синонимы и правильно употреблять их в речи.

2


Антонимы..
Дать понятие антонимов. Учить отличать антонимы от синонимов.

2


Слова – двойники. Омонимы.
Изучить особенность омонимов. Учить правильно употреблять их в речи.

2

Омоформы, омофоны, омографы –виды омонимов.
Изучить разновидности омонимов.

2


Похожи, но не одинаковы. Паронимы
Изучить особенности слов-паронимов.

2


Из глубины веков. Архаизмы.
Изучить особенности устаревших слов – архаизмов. Учить правильно употреблять и понимать архаизмы.

1


КВН «Эти понятные и непонятные слова»
Способствовать развитию творческого мышления, развивать коммуникативные навыки, коррекция памяти, мышления.

1


Устный журнал «Красна речь пословицей»
Изучить особенности русских пословиц, поговорок; учить правильно употреблять пословицы и поговорки в речи. Способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса.

2


Устойчивые сравнения.
Познакомить с особенностями устойчивых сравнений, учить правильно употреблять их в речи.



2


Фразеологические сочетания.
Познакомить с понятием – фразеологизмы, фразеологические сочетания; употребление их в речи.

2


Что такое диалектные слова?
Виды диалектов, определение диалектов своей местности.

2


Что такое профессиональные слова?
Дать понятие профессиональных слов

1


Игра «Поле чудес»
Коррекция ВПФ. Развитие коммуникативных навыков.

1


Шарада.
Учить разгадывать шарады, составлять шарады.

1


Кроссворды, чайнворды, ребусы.
Познакомить с разными видами кроссвордов. Учить составлять кроссворды.

1


Поиграем в слова. Письмо мини сочинений-рассуждений.
Способствовать развитию творчества.

1


Праздник Славянской письменности и культуры.
Расширять знания об истории страны.

1


В.И.Даль «У тебя у самого свой ум» (Лексический анализ сказки)
Учить сочинять сказки.


Часть II. Слово в словах.
7 класс.

2


Откуда ты, имя?

Выяснить, откуда пришли названия имен, дать представления о том, какие имена носили люди в Древней Руси.

2


Отчество и фамилия.
Выяснить, откуда пришли отчества и фамилии в русский язык, дать историческую справку.

2


Письмо истории о своей фамилии.
Учить выражать подобранный материал и свои мысли в письменной форме.

2


Времена года: зима, весна, лето, осень.
Выяснить, откуда пришли названия месяцев, дать представления о том, как назывались месяцы в Древней Руси.

2


«Крутится - вертится шар голубой»
Выяснить, что означают названия материков, частей света.

2

В гостях у сказки.
Инсценирование сказок.



2


Что нужно школьнику?
Выяснить, откуда пришли названия некоторых учебных принадлежностей, учебных предметов.

2


Скатерть – самобранка.
Выяснить, откуда пришли названия блюд и продуктов, которыми пользуется человек.

2



Растения – почему их так называют?
Познакомить с историей возникновения названий растений.

1

Сочинение « Откуда я появился»



1


Обсудим словари, или Вселенная в алфавитном порядке.
Знакомство с разнообразием словарей, справочной литературой.

2



Птицы и звери – почему их так называют?
Знакомство с происхождением названий птиц.

1


Составление игрового лото «Лексика»
Развитие творческих способностей, расширение словарного запаса.

2


Крисс – кроссы.
Учить разгадывать и составлять крисс-кроссы.

2


О том, что мы носим.
История происхождения слов, обозначающих одежду.

1


Викторина «Эти многоликие слова»
Развитие творческих способностей, расширение словарного запаса.

1


Занятие – игра «По стране Лексика»
Развитие познавательного интереса, обобщение изученного

1


Викторина «Праздник фразеологизмов»
Развитие познавательного интереса, обобщение изученного

1


Речевой этикет.
Познакомить с понятием речевого этикета.

1


Игра «Я – деловой человек»
Обобщение изученного материала

1


Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай»
Развитие познавательного интереса, обобщение изученного


Формы проведения занятий:

рассказ;
беседа;
игра;
театрализация;
работа в парах;
работа малыми группами.


Форма контроля:
тестирование;
викторины;
конкурсы.

Используемая литература:
«Игровые технологии на уроках русского языка» В.Н.Пташкин. Издательство «Учитель»
«Я иду на урок» Издательство «Первое сентября»
«Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах» Н.Н.Ушаков.
«Нетрадиционные уроки» Н.О.Крамаренко
«Олимпиадные задания» Г.Т.Дьячкова.
«Занимательная лексика» Е.М.Елизарова.

















15