Обучающее изложение повествовательного текста «Белый гусь».


Предмет: Русский язык
Класс: 4
Образовательная система: УМК «Школа России»
Учебник русского языка Т.Г.РамзаевойТема: Обучающее изложение повествовательного текста «Белый гусь».
Цели:
Предметные:
формировать умение пересказывать текст с опорой на план и ключевые слова;
Формировать умение писать изложение по коллективно составленному плану.
Метапредметные:
Регулятивные:
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Познавательные:
формировать умение находить в тексте необходимые сведения,
анализ, синтез, классификация
Коммуникативные:
выражать свои мысли в словесной форме, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности и точности выражения мысли.
Личностные:
Развивать желание умело пользоваться русским языком и обращать внимание на особенности письменных высказываний других людей (автора текста);
Воспитание любви к животным.
Методическое обоснование:
Данный урок составлен по программе Т. Г. Рамзаевой «Русский язык», программа 1 – 4 класс. Урок относится к развитию речи и входит в раздел: Текст.
На уроке решаются как общеучебные цели, так и специальные, направленные на:
формирование языковых умений: пользоваться при письме небуквенными графическими средствами («красной строкой»); в области лексики - стараться не допускать повторов слов; в области морфологии – пользоваться словами разных частей речи.
Развитие орфографических умений
Отработку каллиграфических навыков.
В четвертом классе продолжается обучение учащихся созданию текстов по коллективно составленному плану и совершенствование орфографической зоркости. Овладение приемом пересказа облегчит учащимся подготовку к письменным сообщениям на других предметах.
Этапы урока, задачи Деятельность учителя Деятельность учащихся Метод. приёмы
Организационный момент Проверка готовности к уроку. Проверяют готовность к уроку Беседа
Постановка учебной задачи.
Задача: формулировка учебной задачи, актуализация знаний, полученных ранее о тексте. -Сегодня мы будем работать над изложением. Что вам известно об изложении? Для чего их пишут?
 
-Значит, изложение – это письменный пересказ.
-Что необходимо для написания изложения? -Изложение – это когда что-то излагают устно или письменно, как запомнили. Узнать что-то новое, научиться передавать содержание прочитанного, точно употреблять слова и выражения.
Для написания изложения нужен текст, тетради, голова и руки. Беседа
Чтение текста.
Задача: познакомиться с содержанием текста и определить тему и вид текста. Чтение текста учителем с установкой на ознакомительное чтение.
- Послушайте текст, ответьте на вопросы: о чем в нем говорится (т.е. какова его тема) и что об этом говорится (какова его основная мысль). Белый гусь.
На лугу гуси щипали траву.
Вдруг из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серой тяжёлой стеной. Налетел вихрь. Упали крупные капли дождя. Посыпал град. Вода в реке шипела и пенилась. Гуси замерли в траве, тревожно перекликались. Но потом не выдержали и побежали к реке в кусты.
Только белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове. Гусь вздрагивал, но не трогался с места. Под его крыльями тихо копошилась дюжина гусят.
Внезапно туча промчалась. Луг снова зазеленел под лучами солнца. И только на его середине не таяла белая кочка. То был белый гусь. Он лежал на траве. Могучие крылья были широко раскинуты, шея вытянута. По клюву сбегала струйка крови. Все двенадцать “одуванчиков” высыпали наружу, целые и невредимые.
(По Е.Носову)
- О чем говорится в тексте? Определите его тему?
- Что отражено в заголовке: тема или основная мысль?
– Какова главная мысль?
- Определите вид текста.
- Как еще можно доказать, что это текст-повествование? – В тексте говорится о храбрости гуся, который сумел спасти маленьких гусят.
-Тема.
– Животные способны быть смелыми, любить и жертвовать собой ради жизни других.
-Это текст-повествование. В тексте много глаголов и рассказывается о гусях на лугу, которых застала непогода, маленьких гусят спас от града гусь, жертвуя своей жизнью.
– Чтобы представить этот текст нужно нарисовать несколько картин: как гуси щипали на лугу траву, как пошёл град, как погиб белый гусь. Слушание, беседа, чтение, анализ текста.
Структурно - смысловой анализ текста.
Беседа по содержанию
Задача: проверить понимание текста, его темы и основной мысли, формирование умения осознанно строить речевое высказывание и составлять ответ на вопрос в устной форме.
– Что делали гуси на лугу?
– Почему вдруг гуси замерли в траве? 
– Почему они тревожно перекликались?
– Куда побежали гуси, спасаясь от града и дождя?
– А почему белый гусь не убежал вместе с другими гусями? 
- Что показалось наиболее интересным? -На лугу гуси щипали траву.
-Из-за леса наползла туча, налетел вихрь.
-Упали крупные капли дождя, посыпал град, вода в реке зашипела.
-Гуси побежали к реке в кусты.
Гусь своим телом защитил маленьких гусят. Все гусята остались целы и невредимы. 
(Ответы детей)
Беседа, анализ текста
4.2 Анализ структуры текста
 Задача: выделять части (микротемы), выяснять особенности содержания каждой части, составлять план.
-Прочитайте текст самостоятельно.
 
- Сколько абзацев в тексте?
 - Попробуем определить мысль каждого абзаца (определим микротемы)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
 
- Сколько частей в тексте?
 -Давайте составим план схему.
 - Прочитайте первую часть. Найдите слово – мостик?
- Давайте выделим опорные слова.
 
 
- Как озаглавим эту часть?
- Прочитайте вторую часть. Найдите слово – мостик?
 -Выделим опорные слова?
 
 - Как озаглавим эту часть?
 
 
 - Прочитайте третью часть. Найдите слово – мостик?
- Давайте выделим опорные слова.
 
 
- Как озаглавим эту часть?
 
Слова-мостики План Части повествования Опорные слова
Вдруг Гуси на лугу Вступление Луг, щипали,
наползла, капли,
 град, замерли, перекликались
Только Белый гусь спаситель дюжины гусят  Основная часть Гусь, вздрагивал, наполнились,
дюжина
Внезапно Гибель гуся Заключение Промчались,
 могучие крылья,
струйка крови, невредимые 
Самостоятельное чтение.
 Четыре
 - В первом и во втором абзаце говорится о гусях на лугу.
-В третьем абзаце говорится о том, как белый гусь спрятал под своими крыльями от града гусят.
-В четвертом абзаце говорится о гибели гуся и спасении гусят.
 
-Три
 
-Вдруг
-Луг, щипали, наползла, капли, град, замерли, перекликались
 
- «Гуси на лугу»
 
- Только
- Гусь, вздрагивал, наполнились, дюжина
 - «Белый гусь спаситель дюжины гусят»
 
- Внезапно
 - Промчались, могучие крылья, струйка крови, невредимые
- «Гибель гуся»
Зрительное восприятие.
Составление вида опоры Нахождение слов - мостиков.
Языковой анализ.
Задача: наблюдение над использованием авторского слова (анализ изобразительных средств языка)
- Подчеркните в тексте все глаголы и определите их время.
 - Значит, при письме изложения будем использовать глаголы, какого времени?
- Почему в тексте автор использует много глаголов?
- Найдите в тексте, с чем сравнивает автор белого гуся?
 -Почему именно с белой кочкой?
 
- Найдите в тексте ещё сравнение.
 
 
- Почему именно с одуванчиками?
- Найдите в тексте описание дождя с градом.
- Найдите в тексте описание луга после дождя.
- Какие эпитеты в тексте использует автор?
-Что ещё помимо повествования происходит в тексте?
- Для чего нужно описание в тексте?
- Значит, какой у нас тип текста? - Все глаголы в прошедшем времени
 
- Прошедшего
-Чтобы лучше передать, как всё изменилось на лугу. 
-Автор сравнивает гуся с белой кочкой
 - Потому что гусь так же не двигался как кочка.
- Автор сравнивает маленьких гусят с одуванчиками.
 - Цыплята такие же желтенькие и пушистые.
-Упали крупные капли дождя. Посыпал град.
- Луг снова зазеленел под лучами солнца. И только на его середине не таяла белая кочка. То был белый гусь.
Ответы детей.
-Описание.
Если бы не было описания, трудно было бы понять основную мысль текста.
-Повествование с элементами описания. Работа с языковыми средствами
ФизминуткаГуси серые летели     (бег на месте, движения руками как крыльями)
Да летели, да летели, (продолжение бега)
И присели, посидели (выполнение приседаний)
Да и снова полетели. (бег)
Выполняют движения. Словарно-орфографическая подготовка.
Задача:
Предупреждение ошибок учащихся в написании текста путем орфографического проговаривания трудных слов – Объясните значение слова дюжина (можно воспользоваться толковым словарем)
- Предлагаю подобрать слова синонимы к слову гусь, чтобы не было повторов.
- Давайте поиграем в игру «Эхо».

- На столах лежат листы бумаги, я разрешаю вам выписать из текста четыре трудных слова и использовать их в дальнейшем. -Двенадцать штук
– Гусь – белый гусь – спаситель дюжины гусят – храброе сердце – белая кочка
Траву, вдруг, туча, тяжелой, стеной, налетел, посыпал, град, в реке, шипела, побежали, сидел, его, с места, не таяла, лежала, сбегалаПоисковый
Игра «Эхо»
Учитель проговаривает слово орфоэпически, а дети орфографическиПрием «шпаргалка»
Повторное чтение текста.
Задача: воспроизведение текста для запоминания
- Перечитайте еще раз текст про себя. Мысленно его перескажите.
Дети читают.
Чтение
Самостоятельная запись текста детьми; самопроверка написанного.
Задача: написать текст изложения и проверить
- Запишите текст самостоятельно, пользуясь планом и опорными словами.
- Обратите внимание, что все части (абзацы) пишутся с красной строки. Дети пишут самостоятельно изложение. Проверяют написанное. Исправляют ошибки, если есть. Взаимопроверка. Самоконтроль, коррекция
Итог урока
Задача: осознание качества и уровня усвоения
- Предлагаю зачитать трем ученикам свои изложения, а мы внимательно послушаем, чтобы проанализировать.
– Как вы считаете, кому удалось близко к тексту передать содержание рассказа?
– Кому удалось последовательно построить предложения, избегая повторов слов?
– Были ли у кого-то недочеты, какой совет вы бы хотели дать?
(Дети комментируют письмо) Оценка
Рефлексия – Что необходимо выполнить для того, чтобы успешно написать изложение?
– Чему вас научил рассказ Е.Носова?
– Благодарю за урок.
– Определить тип текста, его тему и главную мысль.
Составить план, выделить опорные слова, подумать над синонимами во избежание повторов и провести орфографическую работу.
– Надо уметь быть смелым и любить все живое, быть добрым, заботливым и бесстрашным. Методический анализ текста:
Текст повествование с элементами описания(в тексте рассказывается о храбрости гуся, который сумел спасти маленьких гусят.). Стиль – художественный (авторские слова)
Текст состоит их 3 частей: завязка, развитие действий, развязка. Средства связи между частями: вдруг, только, внезапно.
Вид изложения – близкий к тексту образца. В нём сохраняется и передаётся учеником не только содержание, но и язык в значительной степени. Этот вид изложения служит средством закрепления в памяти содержания прочитанного, средством усвоения логики образца и языковых средств в их действии.
Языковые особенности заключаются в насыщенности текста глаголами.
Частотная орфограмма: проверяемая безударная гласная в корне слова; написание сочетаний ЖИ- ШИ, ЧА- ЩА; парная согласная на конце слова; трудные в плане написания слова.
План – схема
Слова-мостики План Части повествования Опорные слова
Вдруг Гуси на лугу Вступление Луг, щипали,
наползла, капли,
 град, замерли, перекликались
Только Белый гусь спаситель дюжины гусят  Основная часть Гусь, вздрагивал, наполнились,
дюжина
Внезапно Гибель гуся Заключение Промчались,
 могучие крылья,
струйка крови, невредимые 
Белый гусь.
На лугу гуси щипали траву.
Вдруг из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серой тяжёлой стеной. Налетел вихрь. Упали крупные капли дождя. Посыпал град. Вода в реке шипела и пенилась. Гуси замерли в траве, тревожно перекликались. Но потом не выдержали и побежали к реке в кусты.
Только белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове. Гусь вздрагивал, но не трогался с места. Под его крыльями тихо копошилась дюжина гусят.
Внезапно туча промчалась. Луг снова зазеленел под лучами солнца. И только на его середине не таяла белая кочка. То был белый гусь. Он лежал на траве. Могучие крылья были широко раскинуты, шея вытянута. По клюву сбегала струйка крови. Все двенадцать “одуванчиков” высыпали наружу, целые и невредимые.
(По Е.Носову)
(120 сл.)