Модель сетевой реализации вариативной части основной образовательной программы в условиях разновозрастного обучения


Степанова Марина Георгиевна,
зам.директора по НМР, учитель начальных классов
МБОУ «Сосново-Озерская СОШ №1»
Еравнинского района Республики Бурятия
Модель сетевой реализации вариативной части основной образовательной программы начального общего образования в условиях разновозрастного обучения.
Массовая школа, в особенности сельская, не видит перспектив решения кадровых проблем (старение кадров, нехватка профессионалов, готовых к качественной реализации ФГОС НОО, невысокий уровень подготовки выпускников педагогических профессиональных заведений, прошедших до диплома так называемый «двойной негативный отбор») в ближайшие годы. Выполнение требований ФГОС нового поколения возможно только при повышении профессионального уровня действующих педагогических команд. Направление развития педагогической профессии заключается в утрате классическим учителем своей традиционной роли транслятора знаний и переходе на новую ступень эволюции. Главный «агент влияния» в процессе этой медленной глобальной эволюции образования – сам педагог.
Актуальным в такой ситуации становится не формальное и затратное по времени и по финансовым вложениям повышение квалификации, а реальное, непрерывное, технологизированное обучение работников образования на рабочем месте под их персонифицированные запросы и профессиональные задачи. Данная проблематика и ее решение является ключевой в инновационном проекте «Внедрение модели сетевой реализации вариативной части основной образовательной программы начального общего образования в условиях разновозрастного обучения на основе мультифункционального технологического сервиса», направленном на преодоление указанных проблем, без решения которых невозможно обеспечить высокий уровень преподавания в начальной школе и подготовить учащихся к обучению на второй ступени основной школы, максимально развить и реализовать способности и склонности каждого учащегося.
Программа разработана в условиях реализации проекта ФЦПРО на 2016-2020 годы по мероприятию «Создание сети школ, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, через конкурсную поддержку школьных инициатив и сетевых проектов».
В проекте представлены вопросы, связанные с разработкой и реализацией модели сетевого учебного плана ООП НОО; технология разновозрастного обучения; современные формы и способы расширения спектора выбора образовательных программ внеурочной деятельности; технологии организации ивент-туров с вовлечением родительского сообщества. Для реализации модели и технологий большую роль играет синхронизированный сетевой учебный план внеурочной деятельности на основе мультифункционального технологического сервиса в целях апробации инновационных форм и способов организации внеурочной деятельности школьников.
В рамках проекта реализуется два возможных варианта внедрения интегрированного обучения в разновозрастной группе: сквозные образовательные курсы одной образовательной области закрепляются за учителем, имеющим основательную подготовку в избранной области – в основном, это учителя начальных классов; сквозные образовательные курсы, которые интегрируют содержание разных образовательных областей разрабатываются и реализуются учителями основной школы. Выбор варианта зависит от психолого-педагогического и валеологического сопровождения образовательного процесса, от мотивационной и психологической готовности педагогов к внедрению новых подходов к отбору инновационных элементов содержания начального общего образования и новых способов организации разных видов деятельности учащихся.
Сетевая образовательная программа начальной школы представлена:
- Авторскими предметными и интегрированными модульными программами, обладающими всеми характеристиками междисциплинарного и метапредметного образования. Содержание предлагаемых ученику на выбор программ определяется расширением тематики учебного материала внутри предмета, интеграцией предметных линий внутри образовательной области и между образовательными областями.
- Проектными задачами, исследовательскими заданиями, демонстрационными и презентационными площадками, художественно-творческими продуктивными активностями, и другими образовательными средствами, поддерживающими и развивающими образовательную инициативу, активность, самостоятельность и ответственность детей.
Примерный объем вариативных часов на изучение авторских тематических программ составляет 1 час в неделю– для учеников 2-3 классов, 0,5 часа в неделю – для учащихся 4 классов, общий объем на начальную ступень составляет 2,5 часа в неделю. Объем каждого модуля составляет ориентировочно не более 10 часов. Исходя из своих образовательных интересов и запросов, ученик вместе с педагогом, родителями, другими взрослыми может выбирать и изучать несколько разных тематических программ каждый год. Такая организация работы предоставляет школьнику возможность в рамках изучаемой программы самостоятельно и/или с тьюторской поддержкой делать свои проекты-открытия/продукты, выполнять творческие нестандартные задания, оформлять и представлять их на обсуждение и оценку в детском сообществе. При разработке содержания тематических программ педагоги-авторы используют материалы из базы общедоступных электронных ресурсов, подготавливают собственные видеоролики, анимационные и видеофильмы, презентационные слайд-шоу, и др., а также используют технические средства, устройства дополненной реальности, программные инструменты, средства обеспечения технической, методической и организационной поддержки, средства отображения образовательного процесса в информационной среде, компоненты на бумажных носителях, на CD и DVD – ориентируясь на продуктивное освоение учениками способов действий с объектами природного и социального мира. Предметные и интегрированные программы, наряду с необходимостью предъявлять расширенное предметное и/или междисциплинарное, целостное содержание и метапредметные результаты, заключают в себя использование следующих технологий:
- Интерактивные технологии с использованием современного программного обеспечения и продвинутых технических устройств (экраны Promethean, Smart, Sony, Samsung, мобильные компьютерные классы, и другие).
- Геймификация - обучение с увлечением - использование программно-технологических продуктов, с помощью которых образовательный процесс можно превратитьв игру.
- Крауд-маркетинг - продвижение результатов обучения в Интернете, стимулирование «продаж» своих открытий/продуктов товара через управление отзывами и рекомендациями сетевой целевой аудитории.
- Ивент-технология (eventtechnology) - организацию и проведение сетевых учебных ивент-туров по тематике программы в завершение освоения школьниками всего спектра выбранных и изученных программ.
Лучшие педагоги смогут предложить учащимся свои авторские предметные и интегрированные программы для изучения в сетевом взаимодействии. Учащиеся из разных классов разных школ с поддержкой и педагогическим сопровождением своего учителя выбирают программы по своим интересам и запросам, авторами которых могут быть учителя из других школ сети. Подготовка к реализации программ других учителей проводится в рамках обучения по программам сетевых стажировок. У педагогов также есть возможность выбрать те авторские программы коллег, которые они готовы и мотивированы реализовать. Каждая программа предполагает организацию учебных туров на базе сетевых учебных лагерей - исследовательских, полевых, производственных, лабораторных, сайнс-арт, художественно-творческих и др. смен. В ходе учебных туров проводится презентация и защита детских открытий/продуктов по результатам освоения вариативных программ. Формы презентационных образовательных событий планируются разнообразные – конференции, форумы, дебаты, мастерские, мастер-классы, сайнс-арт и художественные выставки, концертные программы, фестивали, и пр. Организация туров предполагает также оздоровительные мероприятия и направлена на использование ресурсов школ-участников и гражданских сообществ сети.
Технология внедрения сетевой реализации вариативной части основной образовательной программы начального общего образования в условиях разновозрастного обучения предполагает достижение следующих новых качественных результатов образования:
предметные и интегрированные программы обеспечивают ребенку возможность выбора содержания начального образования, педагогам - возможность развивать образовательную инициативность, активность, самостоятельность и ответственность ученика в соответствии с требованиями ФГОС начальной школы;
позволяет решить проблемы обеспечения качественных кадровых условий реализации ООП НОО и особенно актуальна и продуктивна для школ малых сельских поселений;
обеспечивает реализацию индивидуального подхода и личностно-ориентированного образования, учет интересов и запросов растущего человека, создавая ситуации успеха и повышая мотивацию к продуктивной учебной деятельности;
предоставляет реализовать основной принцип разновозрастного обучения «равный учит равного», когда дети учатся учиться не только с помощью и поддержкой взрослых, но и друг у друга, решая задачи в зоне актуального и ближайшего развития с максимальным проявлением «самости»;
обеспечивает возможность осваивать культурные способы и цивилизационный опыт через открытие мира и создание собственных проектов/открытий и продуктов индивидуальной и групповой творческой деятельности, используя арсенал современных технологических девайсов;
обеспечивает качественную развивающую информационно-образовательную среду не в одной школе, а в сети школ, которые объединяют свои финансовые, интеллектуальные, материально-технические ресурсы и получают доступ к современным инфо-коммуникационным системам, программам и средствам;
создает современные условия для профессионального роста учителя, повышения его методического мастерства, мотивирует и стимулирует к переходу и трансформации системы педагогической деятельности от знаниевой и репродуктивно-знаниевой к деятельностно-компетентностной.
Необходимо иное содержание начального образования и инновационные подходы к организации учебного процесса, в том числе в разновозрастной группе и в сетевом взаимодействии, которые позволят минимизировать издержки традиционной классно-урочной системы обучения: унификацию развития и удержание единого темпа/ритма обучения (догонялки/обгонялки); компенсацию деструктивных социальных явлений (детская жестокость и принудительная иерархизация); формирование искусственной мотивационной системы и встраивание этой системы в социальные отношения.