Статья Методика разновозрастного обучения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №11 г. Елец Липецкой области









Методика разновозрастного обучения



Из опыта работы учителя
русского языка и литературы
высшей категории
Болотовой Галины Николаевны и
учителя русского языка и
литературы высшей категории
Аникеевой Елены Анатольевны







Елец, 2014
Основной задачей современного урока является формирование многогранной творческой личности, обладающей прочными знаниями и умениями применять их на практике. Ученик для учителя должен быть не только объектом, получающим знания, но и субъектом, соавтором процесса обучения.
Первостепенная задача учителя в условиях модернизации школы стимулировать способности, заложенные в самом ученике, создавать на уроке условия для творческого сотрудничества, для проявления скрытого потенциала школьников, предоставить возможность познавать мир и делать собственные выводы, понимая, что знания, «вложенные» в них, окажутся невостребованным набором правил.
Эффективной является форма разновозрастного комбинированного занятия: дифференцированное обучение на разновозрастных уроках, развитие критического мышления учащихся, проектное обучение в разновозрастных группах. Под термином разновозрастное сотрудничество понимается организация коллективной работы в рамках классно-урочной системы между двумя непараллельными классами, в основу которого положена совместная работа школьников, направленная на совместное решение поставленных задач в процессе обучения, основанного на конструктивном общении. Чаще всего использование сотрудничества детей разного возраста на уроках носит эпизодический или формальный характер. Мы же считаем организацию подобных уроков необходимым элементом в учебном процессе, позволяющим ставить достаточно широкие цели: развитие гуманных межличностных отношений, способностей быстро адаптироваться в новой ситуации, развитие речевой культуры, формирование умений самостоятельно анализировать художественное произведение в диапазоне поставленной проблемы и навыков создания собственного текста о литературном произведении. Для комплексного решения задач обучения используются различные методы, в том числе выполнение творческих проектов, целью которых является включение учащихся в процесс образовательной деятельности от разработки идеи до ее осуществления. Проектное обучение в разновозрастных группах лучше строить на основе совместной деятельности школьников разного возраста, так как психологические характеристики подросткового возраста располагают к развитию коммуникативных, ценностно-смысловых, информационных, учебно-познавательных компетенций, а старший школьный возраст благоприятен для социально-трудовых компетенций и самосовершенствования.
Примером может служить разновозрастное занятие в 8, 11 классах на тему «Творческое восприятие и интерпретация действительности в произведениях И.А. Бунина «Перевал» и В.Г. Короленко «Огоньки» (Приложение). Была создана творческая группа, которая работала над проблемным вопросом «Какова жанровая принадлежность произведений И.А. Бунина и В.Г. Короленко?» Данная работа предполагала совместную деятельность старших и младших школьников с распределением функций для создания ситуации успешности и условий для индивидуализации. Чтобы разрешить проблемную ситуацию, учащиеся выдвинули гипотезы: данные прозаические произведения могут быть рассказами, очерками, стихотворениями в прозе. Исследование текстов было организовано на сопоставлении, что способствовало самостоятельному поиску знаний. Школьникам удалось доказать, что эти произведения не могут быть рассказами и очерками (в них отсутствуют происшествия и сюжет), они сумели обнаружить в текстах писателей признаки стихотворений в прозе: лиризация текста, сконцентрированность на своем «я», элегическая традиция, желание передать одномоментное состояние, впечатлительность рассказчика, свойственная героям податливость природе, мелодичное построение фразы за счет аллитерации.
Положительным моментом организации работы в разновозрастной группе является то, что старшие осознают свою востребованность как помощников учителя при организации работы младших детей, им предоставляется возможность выступить в роли наставника. У младших проявляется сознательность, активность, повышается уровень мотивации и расширяются познавательные интересы. Для решения дидактических задач на данном занятии применялся принцип сотрудничества, предусматривающий объединение усилий «учителей»- старшеклассников, школьников среднего звена.
Чтобы постичь вершины писательского мастерства И.А. Бунина и В.Г. Короленко, детям было рекомендовано подняться по литературной пирамиде (жанр, образы, мотивы, интертекстуальные вкрапления, идея), грамотно выполняя сопоставительный анализ.(Приложение) Приведем пример текстоориентированного подхода на одной из ступеней «пирамиды». Учащиеся сделали вывод, что к пониманию художественного текста можно подойти через язык символов. Он не отвечает однозначно на поставленные художником вопросы, но будит воображение. Анализируя текстовый материал, школьники убеждаются, что дорога у И.А. Бунина, река у В.Г.Короленко символы непрекращающегося движения, признак живого («И, скрепивши сердце, опять брал я в руки свой страннический посох» - «И опять приходится налегать на весла»). Чередование «день» и «ночь», «солнце» и «туман», «тьма» и «огни» реализуется в сложной системе параллелизма, в игре света и тени. Путники видят огни, преодолевают трудности, стремятся к огням. И Короленко, и Бунин заканчивают повествование почти одинаково: рано или поздно путь будет преодолен, путники увидят огни. Исследуя материал произведения, учащиеся пришли к выводу, что образы-символы отражают жизнь во всей ее сложности и многогранности. Анализируя художественные тексты с точки зрения жанровой принадлежности, пространственно-временной организации, мотивов, образов, символов, школьники подошли к пониманию идеи произведений: всегда были и будут люди, которые готовы искать, преодолевать трудности, «брать страннический посох», спорить с судьбой и стремиться к заветной цели.
Знания, полученные без коммуникативного лидерства учителя, расширяются через использование большего времени на диалогизацию в учебной деятельности, так как младшие школьники имеют больше возможности высказаться, задать вопросы, выяснить непонятное у старшего. Старшим в процессе разновозрастного сотрудничества создаются условия для личностного роста, ими происходит осознание значимости своей деятельности, развивается чувство уверенности в себе.
Современный урок требует от учителя интерактивной стратегии, при которой его роль меняется он перестает быть центральной фигурой, а лишь регулирует учебный процесс и занимается общей его организацией, определяет направления. Переход от традиционных методов ведения уроков в системе «вопрос ответ» к анализу художественного произведения посредством интерактивных форм обучения (дискуссионных, эвристических, исследовательских, проектных), которые стимулируют познавательный процесс, раскрепощают личность ребенка, позволяет в полной мере проявиться творческим способностям.
Предложенная нами методика разновозрастного обучения способствует формированию активных ключевых компетенций, делает обучение более продуктивным, позволяет школьнику стать соавтором процесса обучения.















Приложение

Презентация проекта «Творческое восприятие и интерпретация действительности в произведениях И.А. Бунина «Перевал» и В.Г.Короленко «Огоньки»

Примерный ответ
Слайды


Чтобы ответить на вопрос о жанровой принадлежности произведений, мы выдвинули следующие гипотезы: рассказ, очерк, стихотворение в прозе.



Проблема: Какова жанровая принадлежность произведений И.А.Бунина и В.Г. Короленко? Можно ли считать миниатюры стихотворениями в прозе?



«Перевал» И.А.Бунина, «Огоньки» В.Г.Короленко могут быть рассказами, очерками, стихотворениями в прозе.


- РАССКАЗ

- ОЧЕРК
- СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ

Предположим, что это рассказы. Но определение не дает нам право говорить, что перед нами рассказы, т.к. в данных произведениях отсутствуют происшествия и сюжет.
Рассказ – малая форма повествовательной литературы, в которой дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя.

Типичные признаки:
- кратковременность изображаемых событий;
- малое число действующих лиц.

Проверим следующую гипотезу. Опираясь на определение очерка, мы увидели, что описание реальных фактов отсутствуют, несмотря на то, что конец 90-х годов для самого Бунина своего рода «перевал» в творческой жизни.
Очерк -приближенное к документальному повествование о реальном событии или человеке.

Типичные признаки:
- очерк, как из кусков мозаики, складывается из портретов персонажей, описаний сцен, размышлений;
- композиционную связь между частями очерка обеспечивает "я" повествующего лица.

Мы нашли признаки стихотворения в прозе и попробовали данные признаки обнаружить в тексте писателей.
Стихотворение в прозе – небольшое прозаическое произведение, напоминающее по своему характеру лирическое стихотворение, но лишенное стихотворной организации речи.

Типичные признаки:
- краткость;
- рудиментарный сюжет (иногда и вовсе
отсутствующий);
- изображение характера в отдельном его
проявлении;
- повышенная выразительность
повествовательного строя речи;
- ритмичность речи.


Проанализировав «Я» повествующего лица, приходим к выводу: очевидна лиризация текста, оба автора сконцентрированы на своем «я». Бунин в большей степени.
И.А.Бунин
"Я"
"я шел"
"говорил я себе"
"я буду"
"я начинаю уставать"


В.Г.Короленко
"Я"
"сказал я"
"я не поверил"
"мне (я) вспоминается
"манили не одного меня"(я)


С элегической традицией стиль Бунина и Короленко роднит тенденция передать непосредственные одномоментные состояния.


И.А.Бунин


"...а я все ещё бреду по горам к перевалу..."


В.Г.Короленко


"И долго ещё мы плыли по темной, как чернила, реке."



Безличная форма глагола идеальна для передачи впечатлительности рассказчика.

И.А.Бунин

"Мне вспоминается..."
"...каждую минуту мне кажется..."


В.Г.Короленко

"Мне часто вспоминается..."
"...и опять приходится..."



В «Перевале» и в «Огоньках» ощутима свойственная героям податливость природе.

И.А.Бунин

"Туман надвигался на меня..."
"...и меня охватывает отчаяние..."


В.Г.Короленко

"Ущелье и скалы выплывали и надвигались..."



В произведениях «Перевал» и «Огоньки» проявляется природа поэтического текста мелодичное построение фразы за счет аллитерации. Данный фонетический рисунок можно проследить на протяжении всего повествования
Аллитерация [c] [с'] [з]
И.А.Бунин В.Г.Короленко


"все"
"среди"
"безнадежно"
"усталая"
"звякая пустыми стременами"

"случилось"
"осенним"
"сибирской"
"сильно"
"совсем близко"


Таким образом, проверив наши гипотезы, мы пришли к выводу, что оба произведения по своим жанровым особенностям можно отнести к стихотворениям в прозе.













Приложение

«Литературная пирамида»






и д е я

интертекстуальные
вкрапления

м о т и в ы

о б р а з ы
(действия,
зрительные,
пространственные,
образы-символы)
ж а н р


























Литература


Бережная И.Д. Литература 9-11 классы: уроки исследования. Волгоград:
Учитель, 2008.
Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного
мышления и речи на уроках литературы. М.: Дрофа, 2006.
Программы элективных курсов. Литература 10-11 кл. профильное обучение.
М.:Дрофа,2007.
Смелкова З.С. Литература как вид искусства. М.: Флинта, Наука, 1997.
Федотов О.И. Основы теории литературы: Учебное пособие для студентов
высших учебных заведений: в 2 ч. М.: Гуманистический
издательский центр ВЛАДОС, 2003.











Оборудование и материалы

1. Тексты И.А. Бунина и В. Г. Короленко.
2. План-схема «Литературная пирамида».
3. Проектор.
4. Литературоведческие словари.

15